По характеру преобразований темы.
Вариации (определение, происхождение, классификация) Вариационная форма или вариационный цикл – это форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Схема: а1а2а3а4а5а6а7 или А1А2А3А4А5А6 . Следует различать вариациикак формуивариационностькак метод развития, который может встретиться в любой форме (период, простая и сложная трехчастная с варьрованной репризой, рондо и т.д.). Количество вариаций: от 2х-3х до нескольких десятков (32 и 33 вариации Бетховена, 62 вариации Генделя и т.д.). Количество косвенно зависит от масштабов темы и от того, являются ли вариации самостоятельным произведением (количество не ограничено) или частью сонатно-симфонического цикла (количество невелико). Дополнительные разделы: вариации могут иметь вступление и коду. Кода может оказаться непронумерованной вариацией. Тема вариаций может быть оригинальной или заимствованной (в том числе – из фольклора). Тема должна быть яркой, узнаваемой в процессе варьирования, но не казаться назойливой при повторениях. Поэтому в теме обычно сочетаются черты характерности и обобщенности. Чаще всего, тема проста для восприятия: имеет четкую структуру, прозрачную фактуру, среднюю протяженность, неторопливый темп – чтобы хорошо запомниться и иметь возможность для дальнейшего ускорения темпа. Происхождение вариаций. Вариационный метод – древнейший в музыке, берет начало в фольклоре(песенном и танцевальном). В инструментальном фольклоре широко используется орнаментация мелодии и фактурное варьирование. В вокальном фольклоре – вариантное преобразование мелодии (куплетно-вариантная форма). Другой источник формы вариации – полифонические вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в профессиональной вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения. В качестве cantus firmus, звучавшего обычно в теноре (альте) первоначально использовались грегорианские песнопения, а с XV века – и светские песни. Например, многими композиторами Нидерландской полифонической школы (Дюфаи, Окегем, Обрехт), а также Жоскеном де Пре во Франции и Палестриной в Италии написаны Мессы «Вооруженный человек» («L’homme armeé») на тему «хита» XV века. Классификация вариаций. По характеру преобразований темы. а) Строгие: основные компоненты темы, составляющие общескрепляющий комплекс (ОСК), остаются без существенных изменений. б) Свободные: возможны существенные изменения любых компонентов темы, вплоть до использования лишь отдельных ее элементов. Возможны вариационные циклы, в которых вслед за несколькими строгими вариациями следуют свободные. 2. Для строгих вариаций: по составу ОСК. а) вариации на basso ostinato – на остинатный бас; б) вариации на soprano ostinato- на остинатную мелодию верхнего голоса в) фигурационные вариации (фактурно-орнаментальные): в составе ОСК – форма, синтаксис, метр, темп, тональность (но не лад!!!), гармония (потактовое соответствие), мелодия (опорные точки). 3. По историческому принципу: · вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения; · старинные вариации: а) фигурационные вариации для лютни и клавишных инструментов в испанской и английской музыке позднего Возрождения; клавирные сочинения итальянского композитора Дж.Фрескобальди и голландца Я.Свелинка в конце 16 – начале 17 вв.; сюита вариаций – одна из ранних форм танцевальной сюиты; б) вариации на остинатный бас: английская форма граунд – вариации на повторяемую в басовом голосе короткую мелодию (Перселл); чакона и пассакалья – формы, схожие с граундом, при том отличии, что повторяющийся голос в них не обязательно басовый (Бах, Гендель, Корелли («Фолия»), Перселл (Ария Дидоны, Граунды)). · вариации венских классиков (по преимуществу фигурационные, но не только) · вариации эпохи романтизма а) «глинкинские» вариации, б) свободные вариации) · вариации ХХ века: а) возрождение вариаций на остинатный бас (Шостакович, Стравинский, Шнитке), б) свободные вариации (Прокофьев, Бриттен и др.) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|