и западно-европейской филологии
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ По дисциплине «Теоретическая педагогика» Для студентов 2 курса ФЛиС Общего отделения и отделения славянской и западно-европейской филологии (2015-2016 уч.год) МОДУЛЬ 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке 1. Феноменология педагогического знания (сущность основных категорий педагогики - обучение, воспитание, образование, развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, система с позиции гуманистической педагогики). 2. Современные тенденции развития педагогического знания: натурализация, технологизация, гуманизация, гуманитаризация и фундаментализация знания. 3. Сущность обучения (возникновение, основные характеристики). 4. Сущность воспитания (понятие, принципы, виды воспитания, направления воспитания). 5. Сущность образования (образование как феномен, система, процесс, результат). 6. Нормативно-правовые основы современного образования (основные современные законодательные акты, структурные компоненты системы образования, уровни образования, тенденции развития). 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики (эволюция представлений о педагогическом процессе в XVIII – XX вв.) и педагогическая система. 8. Педагогика как наука: предмет, объект, функции и задачи. 9. Отрасли педагогической науки. 10. Междисциплинарные области знания об обучении, воспитании и развитии человека (педагогическая антропология, педагогическая психология и др.). 11. Связи педагогики с другими науками (с философией, психологией и др.). 12. Феномены научного знания (понятия - научная дисциплина, научное течение, научное направление, научная специальность, научная школа). 13. Теоретические основы педагогической культуры (базовые компоненты, педагогические ценности). МОДУЛЬ 2. Методология педагогической науки. 14. Догматические истоки теоретической педагогики (законы и догматы, базовые методы воспитания, педагогические принципы). 15. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени. 16. Основы классической педагогической теории (этапы реализации ассоциативно-рефлекторной теории). 17. Теория поэтапного формирования умственных действий. 18. Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения. 19. Теория развивающего обучения. 20. Теория программированного обучения. 21. Теория коллективного воспитания. 22. Теория гуманистического воспитания. 23. Теория личностно-ориентированного воспитания. Вариативные концепции личностно-ориентированной парадигмы образования. 24. Методы педагогических исследований (типы педагогических исследований, группы методов педагогического исследования, логика пед.исследования). 25. Философские и антропологические основы постнеклассической педагогики. 26. Методологические основы современной педагогики: личностный и культурологический (аксиологический) подходы. 27. Методологические основы современной педагогики: диалогический и герменевтический подходы. 28. Интегративные подходы в современной педагогике: комплексный подход, целостный подход, системный подход, феноменологический подход. 29. Интегративные подходы в современной педагогике: синергетический подход, парадигмальный подход. 30. Проблемное поле и направления современных педагогических исследований. 31. Интерпретации и тенденции развития принципа природосообразоности (Я.А. Коменский, А. Дистервег, Е.В. Бондаревская). 32. Законы педагогики (общая характеристика). 33. Основные педагогические принципы. 34. Системно-деятельностный подход в педагогике (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий). 35. Изменение методологических установок в педагогике начала XXI века. (по материалам современных публикаций)". 36. Системы воспитания в истории педагогики (воспитание в Др. Греции, рыцарское воспитание, воспитание джентельмена, коллективное воспитание). 37. Современная парадигма религиозной педагогики. МОДУЛЬ 3. Теории целостного педагогического процесса. 38. Цели и целеполагание в педагогике (понятие цели, классификация целей и принципов целеполагания, цели обучения по Б.Блуму, цели обучения в аффективной (эмоциональной) области). 39. Понятие содержания образования и подходы к конструированию содержания образования: дидактический материализм (энциклопедизм), дидактический формализм, дидактический прагматизм, дидактический структурализм. 40. Механизмы формирования содержания образования и образовательный стандарт. 41. Понятие о методе обучения и классификация методов обучения (сравнение 2-х классификаций по выбору студента). 42. Современные педагогические технологии (“мозговой штурм”, проект, дискуссия и пр.). 43. Методы воспитания и их классификация. 44. Понятие о средствах обучения (классификация, требования к использованию). 45. Понятие о формах обучения (форма организации процесса обучения, форма урока/занятия, форма организации учебной деятельности). 46. Понятие о качестве образования и методах его контроля (три вида результатов образования, виды педагогического контроля, тенденции в оценке качества образования). 47. Компетентностный подход к построению педагогического процесса (понятия компетенция и компетентность, изменение образовательного процесса с позиции компетентностного подхода). 48. Возрастосообразность педагогического процесса (младший, средний и старший школьный возраст – общая характеристика). 49. Идеи непрерывного образования. 50. Актуальные проблемы и инновации школьного образования (принципы обновления содержания образования).
На экзамене вместе с конспектом лекций и практическими заданиями необходимо иметь индивидуально составленный тезаурус по дисциплине «Теоретическая педагогика» (содержание должно соответствовать гуманистическому и личностно ориентированному подходам к образованию).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|