Здавалка
Главная | Обратная связь

и западно-европейской филологии

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине «Теоретическая педагогика»

Для студентов 2 курса ФЛиС

Общего отделения и отделения славянской

и западно-европейской филологии

(2015-2016 уч.год)

МОДУЛЬ 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

1. Феноменология педагогического знания (сущность основных категорий педагогики - обучение, воспитание, образование, развитие, педагогический процесс, педагогическая деятельность, система с позиции гуманистической педагогики).

2. Современные тенденции развития педагогического знания: натурализация, технологизация, гуманизация, гуманитаризация и фундаментализация знания.

3. Сущность обучения (возникновение, основные характеристики).

4. Сущность воспитания (понятие, принципы, виды воспитания, направления воспитания).

5. Сущность образования (образование как феномен, система, процесс, результат).

6. Нормативно-правовые основы современного образования (основные современные законодательные акты, структурные компоненты системы образования, уровни образования, тенденции развития).

7. Педагогический процесс как основная категория педагогики (эволюция представлений о педагогическом процессе в XVIII – XX вв.) и педагогическая система.

8. Педагогика как наука: предмет, объект, функции и задачи.

9. Отрасли педагогической науки.

10. Междисциплинарные области знания об обучении, воспитании и развитии человека (педагогическая антропология, педагогическая психология и др.).

11. Связи педагогики с другими науками (с философией, психологией и др.).

12. Феномены научного знания (понятия - научная дисциплина, научное течение, научное направление, научная специальность, научная школа).

13. Теоретические основы педагогической культуры (базовые компоненты, педагогические ценности).

МОДУЛЬ 2. Методология педагогической науки.

14. Догматические истоки теоретической педагогики (законы и догматы, базовые методы воспитания, педагогические принципы).

15. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.

16. Основы классической педагогической теории (этапы реализации ассоциативно-рефлекторной теории).

17. Теория поэтапного формирования умственных действий.

18. Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения.

19. Теория развивающего обучения.

20. Теория программированного обучения.

21. Теория коллективного воспитания.

22. Теория гуманистического воспитания.

23. Теория личностно-ориентированного воспитания. Вариативные концепции личностно-ориентированной парадигмы образования.

24. Методы педагогических исследований (типы педагогических исследований, группы методов педагогического исследования, логика пед.исследования).

25. Философские и антропологические основы постнеклассической педагогики.

26. Методологические основы современной педагогики: личностный и культурологический (аксиологический) подходы.

27. Методологические основы современной педагогики: диалогический и герменевтический подходы.

28. Интегративные подходы в современной педагогике: комплексный подход, целостный подход, системный подход, феноменологический подход.

29. Интегративные подходы в современной педагогике: синергетический подход, парадигмальный подход.

30. Проблемное поле и направления современных педагогических исследований.

31. Интерпретации и тенденции развития принципа природосообразоности (Я.А. Коменский, А. Дистервег, Е.В. Бондаревская).

32. Законы педагогики (общая характеристика).

33. Основные педагогические принципы.

34. Системно-деятельностный подход в педагогике (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий).

35. Изменение методологических установок в педагогике начала XXI века. (по материалам современных публикаций)".

36. Системы воспитания в истории педагогики (воспитание в Др. Греции, рыцарское воспитание, воспитание джентельмена, коллективное воспитание).

37. Современная парадигма религиозной педагогики.

МОДУЛЬ 3. Теории целостного педагогического процесса.

38. Цели и целеполагание в педагогике (понятие цели, классификация целей и принципов целеполагания, цели обучения по Б.Блуму, цели обучения в аффективной (эмоциональной) области).

39. Понятие содержания образования и подходы к конструированию содержания образования: дидактический материализм (энциклопедизм), дидактический формализм, дидактический прагматизм, дидактический структурализм.

40. Механизмы формирования содержания образования и образовательный стандарт.

41. Понятие о методе обучения и классификация методов обучения (сравнение 2-х классификаций по выбору студента).

42. Современные педагогические технологии (“мозговой штурм”, проект, дискуссия и пр.).

43. Методы воспитания и их классификация.

44. Понятие о средствах обучения (классификация, требования к использованию).

45. Понятие о формах обучения (форма организации процесса обучения, форма урока/занятия, форма организации учебной деятельности).

46. Понятие о качестве образования и методах его контроля (три вида результатов образования, виды педагогического контроля, тенденции в оценке качества образования).

47. Компетентностный подход к построению педагогического процесса (понятия компетенция и компетентность, изменение образовательного процесса с позиции компетентностного подхода).

48. Возрастосообразность педагогического процесса (младший, средний и старший школьный возраст – общая характеристика).

49. Идеи непрерывного образования.

50. Актуальные проблемы и инновации школьного образования (принципы обновления содержания образования).

 

На экзамене вместе с конспектом лекций и практическими заданиями необходимо иметь индивидуально составленный тезаурус по дисциплине «Теоретическая педагогика» (содержание должно соответствовать гуманистическому и личностно ориентированному подходам к образованию).

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.