Здавалка
Главная | Обратная связь

Личные контакты в PR



 

PR , прежде всего, - коммуникация. В том числе – межличностная. Даже, в конечном счете, всегда – межличностная. Думается, что все рассмотренные ранее формы PR-деятельности служат только для создания поводов для интенсивного межличностного общения и контактов.

Особенно эффективны в этом плане такие формы как:

· прием – текущий и представительный;

· конференции, съезды, семинары, круглые столы;

· выставки и ярмарки;

· встречи и собрания: акционеров, с общественными организациями, с участием представителей органов власти;

· публичные выступления на различных мероприятиях:

· политические акции: пикеты, митинги, демонстрации.

Все они не только создают новостные поводы, но и создают условия для межличностного общения, знакомства.

Что означает "работа со СМИ" – как не личные контакты с журналистами и руководством СМИ? А политическое лобби? В конечном счете – установление личных контактов с политиками и чиновниками. Да и внутрифирменные PR – ни что иное, как личные контакты руководителей с подчиненными, между коллегами и т.д.

Личные контакты важны не только для знакомства с важными и нужными персонами. Они служат важнейшим источником конкретной информации, служат основой для выстраивания отношений не только между личностями, но и организациями. Некоторые личные контакты становятся достоянием гласности и способствуют формированию репутации и имиджа как организации, так и ее руководства.

Важную роль играют частота и интенсивность контактов. Поэтому личные контакты, при всей их неизбежной импровизационности, надо тщательно продумывать, к ним надо тщательно готовиться.

Некоторые же контакты и знакомства могут оказаться в какой-то момент нежелательными и даже опасными для репутации компании и ее руководства. Не стоит забывать завет, выраженный в первой строфе первого псалма Давида из "Псалтыри": не стоит ходить в собрания нечестивых, сидеть в кругу развратителей и стоять на пути грешных. Жизнью доказано – всегда выходит себе дороже.

 

 

Слухи

 

Разновидностью межличных контактов являются слухи. Более того, слухи являются необходимым дополнением массовой коммуникации, т.е. информации, посредуемой СМИ, рекламой, массовыми мероприятиями и событиями. И сплошь и рядом – куда более эффективными. Люди всегда в большей степени доверяют своему окружению – родным, близким, друзьям, коллегам, даже случайным попутчикам, чем обезличенной коммуникации.

Слухи бывают естественные и сфабрикованными. В последнем случае мы имеем дело с чьей-то манипуляцией, интриганством. Но в обоих случаях вероятность их распространения можно выразить формулой:

С = И х Д,

где С – вероятность возникновения и распространения слуха, И – интерес к его тематике, а Д – дефицит надежной и достоверной информации.

Учитывая, что последний показатель (дефицита надежной информации) обратнопропорционален количеству официальных сообщений (К) и доверию к источнику информации (Ди), и, таким образом, может быть выражен формулой

1 И

Д = -----------, то итоговым выражением вероятности слухов будет С = ----------- .

К х Ди К х Ди

 

Если учесть, что интерес – это ни что иное как потребности, проблемы, с которыми сталкиваются люди, то очевидно, что как источник слухов, так и среда их распространения зависят именно от проблем, потребностей, интересов, мотивации, затрагивающих людей.

Поэтому источники (причины) слухов могут быть двоякого рода. Во-первых, это реальные проблемы:

· катастрофы: природные, техногенные, экономические и политические;

· политические и экономические реформы и реорганизации, затрагивающие интересы конкретных социальных групп;

· рыночная ситуация, цены, курсы валют и акций;

· кадровые проблемы: увольнения, сокращения, назначения, вакансии, слияния, заработная плата;

· межличностные отношения: конфликты, "войны" руководства, межгендерные отношения ("кто с кем, где, когда и как"), "кто виноват";

· руководство – как уже говорилось, главный персонаж, герой различных слухов.

Во-вторых, это люди и их мотивация:

· конкретная интрига против кого-то или ради чего-то;

· стремление привлечь к себе внимание: быть в центре внимания, предстать "знатоком", "посвященным", "первым", носителем эксклюзивной информации;

· потребность утвердить свое мнение о происходящем или предстоящем;

· потребность быть сопричастным важным событиям и людям;

· стремление просто быть замеченным.

Таким образом, в конечном счете, можно утверждать, что источники и причины слухов это либо реальные проблемы, либо чьи-то амбиции.

Особую роль играет стилистика (язык) слухов:

· обезличенность ("говорят");

· повторы ("как и говорили");

· сенсационность, неожиданность;

· эксклюзивность;

· эмоциональность;

· ссылка на авторитетные (секретные) источники, "очевидцев";

· простота и доходчивость ("воруют", "всех посадят");

· быстрота и оперативность;

· актуальность;

· игра на неинформированности ("как – вы не слышали?").

Слухи подобны мифам, помогающим людям ориентироваться в мире за счет "ага-узнавания" (сведения происходящего к простым узнаваемым ситуациям), обеспечения сопричастности происходящему (возможно и малопонятному) и идентичности (самоопределению) личности. Как и в любой мифологии главные темы слухов психологически глубоки, архетипичны, возникают на уровне подсознания: катастрофы (иррациональные опасности), мужское – женское и "герой". ("Как? Наш шеф не спит со своей секретаршей? А с кем же он тогда вообще спит? Он что – вообще голубой?")

Слухи позволяют человеку структурировать непонятный, загадочный и полный опасности мир "под себя", упрощая его до простейших ситуаций и отношений. В результате реальность оказывается приспособленной под стремления, намерения и желания. Как говорил В.Б.Шкловский: "В истории остаемся не мы. В истории остаются легенды о нас". Именно поэтому в иконописи Александр Невский воюет с татарами. А один из самых неоднозначных и неудачных российских самодержцев канонизируется.

Из этого следует, помимо прочего, лишний раз напоминание о том, что слухи – это очень серьезно. Недаром слухами ("утечками информации") так часто и эффективно пользуются в политике, биржевой игре, конкурентной борьбе, черном пиаре. Короче говоря, слухами нельзя пренебрегать, им следует уделять серьезное внимание.

Из приведенной выше формулы следует, что питательной средой слухов, благоприятствующей их возникновению и распространению, являются:

· отсутствие или недостаток достоверной информации;

· замешательство, стресс или паника ответственных лиц;

· недоверие другим (возможно и официальным) источникам информации;

· внушаемость, пониженная критичность восприятия аудитории (одна из особенностей "психологии толпы").

В этом случае меры по профилактике слухов становятся почти очевидными:

· наличие исчерпывающей информации;

· доступность этой информации;

· оперативность информации, даже – опережающий ее характер;

· однозначность трактовки.

Не менее очевидны и меры противодействия слухам, борьбы с ними:

· официальные опровержения;

· признание очевидного (стоило Джекки Чану признать себя отцом внебрачного ребенка и питательная среда слуха, взбудоражившего таблоидные СМИ, рассосалась);

· ирония, иногда – сведение слухов к абсурду;

· демонстрация фотографий, видеоизображения, повышающих достоверность;

· отвлечение внимания другой, более важной и актуальной информацией;

· дискредитация источника (ср. "загадочное" исчезновение И.Рыбкина).

Главное помнить: слух исчезает с фактом, с достоверной информацией.

 

Устная речь

Устная речь, живой голос - мощное, если не первое и последнее средство PR, поскольку им определяются содержание, ход, а иногда и результаты личных контактов, бесед, публичных выступлений. Поэтому профессиональная подготовка организаторов PR обязательно включает в себя подготовку к свободному пользованию собственной речью. Практическая риторика для PR-специалиста охватывает три основных вида общения, в которых используется живая речь.

Это прежде всего - личные контакты и беседы. Это публичные выступления, интервью, дискуссии и т.д. в различной аудитории, с использованием микрофона и без, на радио и по ТВ. И, наконец, это беседы по телефону. Во всех трех случаях устная речь PR-работника есть не только его личный голос, - фактически он - "голос фирмы". Устная речь в PR - особо ответственная речь. Она должна быть простой и логичной. Использоваться должны простые и общедоступные слова - витиеватая или перенасыщенная специальной терминологией речь затрудняет понимание, порождает неоднозначное или превратное толкование и, в конечном счете, может стать источником недоразумений.

Литература, посвященная правилам делового и публичного общения, в настоящее время достаточно обширна. И все-таки можно выделить несколько правил эффективного общения, важных для PR:

- настаивать на правдивой и полной информации;

- добиваться простоты и ясности общения;

- не преувеличивать значение сообщаемых фактов;

- стараться использовать аргументы, связанные с интересами,

надеждами, опасениями тех, к кому обращаетесь;

- не прибегать к сомнительным аргументам и источникам

информации;

- помнить, что личные аргументы более эффективны, чем

опосредованные СМИ и авторитетами;

- не забывать, что половину аудитории обычно составляют

женщины;

- сообщение должно быть увлекательным, не скучным;

- следует избегать вычурности и экстравагантности;

- не жалеть времени на выяснение отношений;

- следует быть убедительным и конструктивным, избегать

противостояния и столкновений, споров.

Решающую роль в общении играют эмоциональная убедительность и

логическая доказательность. Первого можно достичь только на основе

искреннего разделения защищаемой позиции, личного убеждения в правоте

дела. Второе предполагает свободное владение приемами рациональной аргументации. Тема рацональной аргументации (корректных приемов ее ведения и борьбы с некорректными приемами оппонентов) настолько важна, что заслуживает самостоятельного рассмотрения. Большую помощь в этом плане может оказать знакомство с основами логики, которая, наконец-то, возвратилась в учебные программы средней школы и вузов, и логическая литература в настоящее время имеется в библиотеках и магазинах в достаточном количестве. В последнее время широкую известность приобрела методика нейро-лингвистического программирования - НЛП, соединяющая в новом синтезе результаты и достижения логики, риторики и социальной психологии.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.