Здавалка
Главная | Обратная связь

Написание текста публичного выступления



 

В зависимости от ситуации, специфики выступления, опыта оратора и других факторов, спичрайтером могут быть подготовлены:

· полный текст речи;

· тезисы речи;

· краткий план речи;

· конспект речи.

Полный текст публичного выступления следует готовить в особо ответственных случаях или для начинающих ораторов.

Структура любого текста, как письменного, так устного, как известно, состоит из трех частей: это ведение, основная часть и заключение.

Целью введения (вступления) - как начальной части публичного выступления – является привлечение внимание аудитории, эмоциональный контакт со слушателями. Этот контакт должен поддерживаться до конца публичной речи. В самом начале аудитория обычно готова слушать оратора, поэтому желательно, чтобы вступление было энергичным и живым.

В начале выступления оратор должен быть готовым сделать ответную реплику на свое представление. Также в начале выступления можно сделать комплимент аудитории или принимающей стороне.

Поскольку именно вступление задает тон всему выступлению, постольку не рекомендуется зачитывать вступление «по бумажке». Лучше повторить вступление перед самым выступлением или даже выучить наизусть.

Известно несколько речевых приемов, которые могут быть использованы во вступительной части речи:

- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- краткое изложение производственной (или какой иной, в зависимости от аудитории) деятельности слушателей и их трудовых успехов;

- перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателям восприятие затронутой темы;

- изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи;

- использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений;

- изложение плана предстоящей речи;

- риторический вопрос или серия таких вопросов.

В начале основной части аудитории представляется главный тезис выступления. Тезис – суждение, в котором выражен предмет (цель, суть) всего выступления. Он должен быть выражен так, чтобы слушатели восприняла его как главную мысль, поняли, о чем же будет идти речь, а также поняли общую позицию оратора. Тезис должен представлять собой краткое и четкое положение, которое будет развертываться в основной части. Этот тезис должен быть в поле внимания спичрайтера во все время составления текста речи.

Содержание основной части следует расчленять на составляющие. Эти компоненты должны быть соразмерны по важности и связаны между собой в одно целое.

Для развития основной мысли выступающего привлекаются факты, статистика, положения законодательства, научные факты, логические приемы аргументации.

Важную роль играют речевые формы перехода от одной мысли к другой. Такими связками могут выступать выражения: с одной стороны, с другой стороны, кроме того, сначала мы рассмотрим, помимо сказанного и т.п.

В изложении основной части можно использовать методы индукции и дедукции. В первом случае от представления конкретных и известных явлений оратор переходит к обобщениям. Такой метод эффективен, если аудитория разнородна и не имеет достаточной теоретической базы по теме выступления. В дедуктивном методе сначала даются общие положения, которые потом детально характеризуются и рассматриваются на конкретных примерах.

В апатичной и враждебной аудитории наиболее выигрышные аргументы, наиболее сильные доводы приводятся в начале основной части речи. В симпатизирующей и активной аудитории «сильные» аргументы приводятся к концу основной части, что соответствует большей готовности аудитории принять предлагаемые оратором выводы.

При составлении текста речи нужно помнить о том, чтобы она содержала так называемые контактоустанавливающие средства, такие как обращение, приветствие, комплимент, прощание, и у каждого оратора должен быть свой «набор» таких контактоустанавливающих средств.

При составлении речи следует учитывать средства диалогизации выступления, т.е способы выстраивания диалога (явного или не явного) между оратором и его слушателями. Это могут быть вопросительные предложения, риторические вопросы. В ходе выступления оратор может принять точку зрения предполагаемого оппонента, и тогда часть текста строится с чужой точки зрения, чтобы затем можно было ее опровергнуть.

Если количество слушателей невелико (до 25 человек), в публичной речи могут присутствовать и прямые вопросы как средство вовлечения аудитории в диалог.

Следует стараться сделать публичную речь выразительной, запоминающейся. Во многом это зависит от употребления особых стилистических фигур – тропов и фигур. Перечень подобных приемов можно найти в пособиях по деловой риторике или стилистике.

Немаловажная роль при подготовке публичной речи должно отводиться юмору, который должен соответствовать специфике аудитории, должен быть хорошего вкуса и «свежим». Удачная шутка всегда создает доверительную атмосферу в аудитории, способствует контакту между выступающим и его слушателями. Однако шутить можно лишь при условии, что оратор умеет и любит это делать, если это не противоречит его имиджу. Шутить следует не столько над публикой, сколько над оппонентами или даже над собой. Предметом шутки не должно быть то, что может шокировать слушателей или обидеть хотя бы какую-то их часть. Не нужно заранее придумывать шутки, их рекомендуется репетировать (например, проверять их на своих знакомых). Однако нельзя строить все выступление исключительно на шутках и затем ждать, когда аудитория будет смеяться.

Заключительная часть публичного выступления имеет чрезвычайно важное значение, поскольку завершает восприятие выступления и формирует окончательное впечатление от него.

Заключение не должно быть продолжительным. Существует несколько видов «концовок»:

- вывод, когда дается резюме речи или когда высказывается личное отношение оратора к поднятой теме;

- цитата – прозаическая или поэтическая;

- комплимент слушателям («с Вами всегда интересно встречаться (иметь дело и т.п.)»

- призыв;

- пожелания.

Тип концовки зависит от цели речи.

Последний этап работы над письменным текстом – пробное озвучивание текста речи. Это помогает спичрайтеру убедиться в том, что оратор «уложится» в отведенное для выступления время.

Вопрос о продолжительности речи имеет принципиально важный характер. Обычно рекомендуется готовить речь, которая звучала бы не более часа, так как большинство слушателей не усвоит больший объем информации. Эффективность длительного публичного выступления существенно зависит от ораторских погрешностей, таких как отступление от основной темы, несоразмерность частей выступления, наличие повторов, неудачные примеры, монотонная манера речи.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.