Здавалка
Главная | Обратная связь

Пресс-центр Пензенского РГО.

Т у р и с т с к и е м а р ш р у т ы

Пенза прошла пятёрку по Киргизскому хребту

Свершилось! Наконец-то горные туристы Пензы прошли поход 5 категории сложности. Прошлый раз это было в 1991 году.

Его участниками стали: Бородин Олег, Петин Денис, Старшинов Юрий, Тюрин Алексей. Руководил походом, как и в 1991 году, легендарный Кутний Евгений Иванович.

Местом проведения похода был выбран район Киргизского Ала-тоо или Алатау (Киргизского хребта), так как по этому району есть достаточное количество информации, а пути подъезда-отъезда достаточно просты (район близок к Бишкеку). Также на это решение повлиял тот факт, что пензенские альпинисты решили проводить альпсборы в этом районе – в районе альплагеря Ала-Арча.

Весь год с сентября по июнь шла разносторонняя подготовка к походу. Евгений Иванович анализировал отчёты других групп и составлял план похода. Все участники тренировались: бегали, ходили на лыжах, ездили на велосипеде, лазили на скалодроме. Зимой было проведено несколько технических тренировок на льду озера недалеко от ресторана «Засека». Было куплено разнообразное дорогое снаряжение: спутниковый телефон, палатка, ледовый инструмент, газовая горелка, ледорубы, верёвки.

В начале мая, в том числе в целях подготовки к лету, Петин Денис, Бородин Олег и Тюрин Алексей прошли поход на Центральном Кавказе из ущелья Адыр-су в ущелье Адыл-су через перевал Гумачи (2А, 3582 м), а затем в сложных погодных условиях совершили восхождение на вершину Эльбрус Западный (5642 м). Старшинов Юрий для повышения своего технического мастерства участвовал в традиционных ставропольских альпсборах в районе посёлка Архыз на Западном Кавказе.

«Пятёрка» началась переездом из Пензы до Москвы на нанятом микроавтобусе и перелётом из Москвы в Бишкек в ночь с 12 на 13 июля. День 13 июля был потрачен на закупку и фасовку продуктов на 3 части похода, т.е. сформировали 2 заброски – на вторую и третью часть, а также набрали продукты на первую, акклиматизационную часть похода.

14 июля утром нас довезли до санатория «Тёплый ключ», откуда мы пошли класть продуктовую заброску на третью часть похода. Ожидалась лёгкая акклиматизационная прогулка без лишнего снаряжения (кошек, верёвок, систем), однако на деле всё оказалось не так: пришлось перебродить полноводный Аламедин, при этом был момент, когда вся наша группа, выстроившись стенкой и пересекая самую мощную струю, поплыла, подмытая рекой. К счастью, нам удалось быстро преодолеть самое глубокое место и

- 11 -

встать на ноги. После брода пришлось лезть по камням, лежащим на склоне, и продираться через растения с острыми шипами. В конце концов мы не нашли ничего лучше, чем прижимы и густые заросли обходить прямо по воде – всё равно ноги были мокрые. Заброску мы положил уже вечером, часов в семь. Зато ночёвка была на острове, окружённом протоками Аламедина, на котором росли большие деревья. Удалось собрать дрова, и вечер после трудного дня у костра был особенно приятен.

15 июля мы вернулись на «Тёплый ключ», а 16-го – переехали на курорт Иссык-Ата, откуда отправились по маршруту похода. Обнаружилась досадная оплошность: мы положили в заброску все 90 шоколадных батончиков на все 18 дней похода. К счастью, водитель купил нам недостающие батончики, так что с питанием у нас всё нормально. На следующий день, 17 июля, мы сходили и положили в верховья реки Минджилки заброску на вторую часть похода, а 18 июля началась собственно первая, акклиматизационная часть. На исходе второй ходки нас ждала неприятность, или испытание, которых было предостаточно в этом походе: Юре на ногу упал камень: перелома, похоже, нет, но есть сильный ушиб, и Юра начал хромать и отставать. Вскоре ещё одно препятствие – переправа через реку, когда пришлось прыгать с камня на камень, а рюкзаки переправлять отдельно по верёвке. К счастью, Юра сумел выполнить эти прыжки (естественно, со страховкой), а во второй половине дня, приняв таблетку кеторола, разошёлся, и наша группа с прежней скоростью продолжила продвигаться к нашему первому в этом походе перевалу. Зелёнка постепенно закончилась, и мы долго ещё шли по беспорядочным утомительным моренам. Встали на стоянку поздно, часов в семь, изрядно устав.

На следующий день мы взяли перевал Иссык-Ата Северный (1Б, 4044 м). Несмотря на то, что его категория сложности 1Б, на подъём нам пришлось повесить 4 верёвки. На спуске была неустойчивая осыпь, небольшой участок ледника, а затем опять протяжённые утомительные морены.

20 июля мы прошли 2 простых перевала: Иссык-Ата (1А, 3925 м) и Аламедин Восточный (1А, 4022 м), а затем подошли под ледник, по которому проходил путь подхода к перевалу Лесгафта (2Б, 4168 м). Погода начала портиться, пошёл снег (в этом походе мы ходили высоко, и осадки всегда выпадали в твёрдой фазе).

На следующий день мы собрали лагерь и выдвинулись на перевал, но погода испортилась: пошёл снег, видимость резко ухудшилась. Было принято решение встать неподалёку от перевального взлёта, в мульде на леднике: теперь день днёвки, который был запланирован внизу на травке, будет заменён отсидкой на леднике на высоте 4061 метр.

После обеда погода немного улучшилась, и мы провесили верёвку на скалах, чтобы завтра без промедления осуществить подъём на перевал.

На следующий день, 22 июля, погода сменила гнев на милость, и мы быстро поднялись на перевал, а дальше, повесив 4 верёвки на ледопаде, к 11 часам спустились на пологий ледник.

Потом ровный открытый ледник, потом утомительные морены, местами с неприятной мелкой сыпухой, и, наконец, травка. Но низко спускаться мы не стали – лишь до места нашей заброски (3182 м). А потом с потяжелевшими рюкзаками опять вверх, уже под перевал Проценко. Сегодня ночёвка на приятной ровной травке, хотя и достаточно высоко – 3481 м над уровнем моря.

Трава словно напитывает силами, и утром мы достаточно резво продолжили подъём под перевал Проценко (1Б, ок. 4200 м). Прошли мимо озера Проценко, уже по камням, дальше осыпь и ледник, сначала открытый, потом закрытый – всё по известной схеме. В 12.30 зашли на перевал и удивились: спуск ну никак не на 1Б. Начали вешать верёвки, коих в итоге оказалось аж 4. Провозились мы долго, потом долго спускались по леднику, и, уставшие, расположились ночевать на захламлённом крупными гранитными плитами теле ледника Салык. Пришлось потрудиться, чтобы сделать место под палатку.

- 12 -

Вечером нас ждало ещё одно испытание: у Лёши сломалась кошка. Сначала настрой был пессимистичным, и уже всерьёз поговаривали о том, что надо сворачивать поход и ехать в Ала-Арчу: перевалы 3А со сломанной кошкой не пройдёшь. Но потом всё же удалось найти решение, как можно починить кошку, и умелые руки Лёши это решение реализовали.

Из-за длительного спуска с перевала Проценко мы потеряли один день, поэтому 24 июля был днём ненапряжённым: подошли как можно ближе к перевалу Усечёнка (3А, 4383 м), выложили из гранитных плит место под палатку, стали приглядываться к перевалу. Перевал сложный, крутой лёд, особенно в кулуаре перед седловиной. Заход на лёд удобен по снежному конусу, но по нему же периодически летят камни. Решили сегодня провесить 3 верёвки – больше у нас не было. Во второй половине дня сделали это.

Вечером обсудили тактику: определили порядок движения, кто каким идёт; решили рюкзак первого наполовину разгрузить и на сложных участках вытягивать отдельно. Вечер и ночь я был в напряжении: настраивался, продумывал, готовился морально: мне завтра лезть первым.

Рисунок 1 Перевал Усечёнка (3А). Выше бергшрунда крутой твёрдый лёд

Утром встали в 4.00. Мороз. Вышли в 6.00. Относительно быстро прошли 3 провешенные верёвки, дальше ещё одна верёвка по льду 45°, потом 2 с половиной верёвки поположе, по снегу до бергшрунда. Выше в кулуаре пошёл твёрдый крутой лёд 55°-60°: хорошо, что у нас есть неплохие ледовые инструменты, они явно выручают! Лезу с напряжением, очень устают икры, в конце верёвки их аж жжёт. Вторую верёвку по твёрдому крутому льду лезть у меня уже не хватало сил: недостаточно техники, поэтому излишне перенапрягаюсь, наверное. В конце верёвки вкрутил пару промежуточных буров и ушёл влево, на скалы. Там встал ровно, и ноги отдохнули. Дальше верёвка вверх вдоль скал уже по рыхлому льду – это намного легче. И всё, следующие полверёвки вправо-вверх – и я на перевале. Там солнце, тепло, время 12.00.

Подъём сильно вымотал, причём ребят, похоже, вымотал больше, чем меня. 2 часа лежали на перевале, отдыхали. А нам ещё спускаться. К счастью, на спуск верёвок вешать не пришлось, но пришлось траверсировать гребень до другой, правой седловины этого перевала. Оттуда шёл простой спуск на ледник по сыпухе.

Далее спуск по пологому леднику, и мы дошли до камней, где выровняли площадку и поставили палатки. Мысленно и вслух друг друга поздравляем: для всех, кроме Евгения Ивановича, это первый перевал 3А, причём, Евгений Иванович говорит, достаточно сложный. На вечер сделали праздничный компот.

- 13 -

Рисунок 2 Перевал Усечёнка. Работа на льду

На следующий день был простой перевал Пятёрочка (2А, 4237 м) и ледовые занятия на его седловине. Затем подход по закрытому леднику с трещинами под нашу следующую тройку А – перевал Аламединские зубья. Намеченный нами путь подъёма пролегал по льду с несколькими скальными островами. Вечером мы с Олегом провесили полторы верёвки до первого скального острова. Ночёвка прямо на леднике, на высоте 4322 м, морозная. Силы на перевале Усечёнка были потрачены большие, и к настоящему времени я чувствовал, что ещё не восстановился. Но, так или иначе, нам завтра опять идти 3А, и мне опять лезть первым. Вроде бы этот перевал попроще и поположе, поэтому мой рюкзак решили разгрузить, но тащить его я должен буду сам – так для группы будет проще и быстрее.

Рисунок 3 Выход на седловину перевала Аламединские зубья (3А)

Утром быстро поднялись до скального острова, потом по простым скалам пошли без страховки. Дальше прямо вверх по рыхлому льду 35°-45°, первая верёвка, вторая, третья. К концу четвёртой верёвки я почувствовал, что в ногах накопилась критическая усталость: на станциях, не имея возможности поставить ступни горизонтально, я не мог добиться, чтобы икроножные мышцы восстанавливались. Лезть я стал медленно, часто отдыхать. Пятую верёвку я повёл к очередному скальному острову траверсом вправо. Вышел на скалы, снял кошки и рюкзак. Ноги наконец-то отдыхали. Быстро пролез до верха этого скального острова, сделал станцию, повесил верёвку, спустился за рюкзаком

- 14 -

без страховки и с рюкзаком поднялся обратно: как приятно лазить по скалам, крупные скальные плиты надёжно держат, ступня ставится горизонтально! Выше пролез ещё полверёвки до следующих разрушенных скалок, затем по ним можно подняться пешком без верёвки, а дальше 10 метров льда и выход на перевал в обход снежного карниза. Ура! Вот она, седловина! Время 12.00. Высота 4595 м.

Также 2 часа отдыхали. Лёша спустился на верёвку назад, набрал воды, на седловине сделали чай, перекусили.

Рисунок 4 Группа на перевале Аламединские Зубья

Начали спуск. 2 верёвки льда 30°. Потренировались с самовывертами. А затем было 300 метров опасной, неустойчивой, местами лежащей на льду, требующей максимальной концентрации сыпухи. Этот спуск по напряжению был сравним с подъёмом!

И вот, наконец-то, в шестом часу мы спустились на ледник. Ещё немного прошли вниз по леднику и остановились на морене, высота 4120 м: да, опять пришлось тягать камни и разравнивать место под палатку, а куда деваться? Это вам не исхоженный Кавказ, здесь записки на перевалах лежат по 3 года. Никто площадочку не подготовит. Завтра нам надо спуститься к заброске на реке Аламедин, так как продуктов осталось только на 1 день.

Нам надо. Но погода решила по-другому! Ночью был сильный ветер, который даже сломал дугу у одной из наших 2 палаток, а утром – пасмурно, и периодически снег. Сидим, ждём. Голодно, на обед чай с шоколадками. На вечер – жиденький суп. На завтра утром – каши уже нет, придётся просто попить чай со своими заначками и идти вниз. Если будет погода. Только была бы погода!

Ночью шёл снег, а к утру погода наладилась, и тучи стали расползаться. 29 июля. Собираемся, идём. За 2 часа прошли ледопад, а вот и край ледника. Потом по известной схеме: сыпуха, гребень морены, и, наконец-то, долгожданная травка. Потом ещё 2 ходки спуска по мокрой траве – и мы, сбросив за полдня 1800 метров, оказались в долине реки Аламедин. Затем вдоль Аламедина вниз по тропе до брода. Потом брод – тот самый, который мы уже ходили 2 раза, когда клали заброску. Потом лезть по камням и кустам с колючками. Под конец дня, измотанные, голодные, мы наконец-то дошли до знакомого нам острова, окружённого протоками Аламедина. Сходили, взяли заброску: к счастью, её никто не тронул – ни звери, ни люди. Отлично, сейчас поедим! Да, у нас ещё куча «лишних» шоколадных батончиков: каждому по 14! Ничего, это лишним не будет.

Вечер и ночь на острове опять были крайне приятными и восстанавливающими силы. Мы наконец-то вырвались из царства скал, камней, снега и льда и спустились к траве и настоящим, большим деревьям! Это ли не счастье?

- 15 -

Починили дугу от палатки, использовав трубочку из ремкомплекта для палатки. Настраиваемся на ещё одну, последнюю в этом походе тройку А. Уже хочется выйти к нашим альпинистам – узость круга общения в течение длительного времени начинает тяготить.

Рисунок 5 Спуск в ледопаде

Утро 30 июля началось с движения по заболоченным полянам и подъёмом по тропе в берёзовом лесу! Сплошное удовольствие! Вокруг царство жизни во всём её многообразии. Благодать! Постепенно лес кончился, дальше долина с травой, потом подъём по камням на гребень морены, потом движение по самому гребню и ночёвка на осыпи под бараньими лбами у края ледника Кара-Тоо. А место под палатку? Конечно, надо подготовить: раскидать камни, разравнять: час упорного труда. Высота 3226 метров.

31 июля. Сегодня нам надо подойти под перевальный взлёт перевала Корона Южный. Утром сделали ходку подъёма по гребню морены: камни из-под ног часто уезжают, идти тяжело. Дальше немного приспустились на бараньи лбы и по ним поднялись под край ледника: здесь летают вытаивающие изо льда камни. Выбрали наиболее спокойное, но достаточно крутое место захода на ледник: пришлось провесить верёвку. Немного пройдя по леднику, начали готовить обед, а Олег и Юра отправились разведывать путь в ледопаде, который нам предстояло пройти. К счастью, плутать оказалось немного, и мы быстро прошли зону крупных разломов, взяли вправо по ходу и начали, лавируя между крупными трещинами, подниматься на верхнюю часть ледника. На верхнее ледовое поле, закрытое снегом, вышли уже к 16.00. А потом долго и нудно шли по закрытому леднику в связке, медленно приближаясь к нашему завтрашнему перевалу: идти всё тяжелее и тяжелее, сил остаётся всё меньше и меньше. Перед последним рывком, в 18.00 съел одну из «лишних» шоколадок, и, словно в топку закинули ещё одну порцию угля, - сразу прибавились силы. Прошли плавный финальный подъём и в 18.40 вышли наконец-то под перевальный взлёт, к месту нашей ночёвки. Место под палатки готовим, кидая снег, - это проще, чем камни.

Ночью опять было холодно. 1 августа. Вновь пробуждение затемно в 4.00, опять ощутимый мороз, в 6.00 начали подъём. На седловину вышли в 7.00, пройдя весь склон в связке одновременно, а дальше троешный спуск: ледовый кулуар между скал крутизной от 45° до 60°. Мы спускались, прижимаясь к скалам и оставляя на выступах расходные петли.

Спустились к 13.30. Напротив, на 5-ой башне Короны увидели людей – как потом оказалось, это были наши знакомые пензенские альпинисты, которые лезли альпинистский маршрут 5Б категории сложности.

- 16 -

Рисунок 6 Вид с перевала Корона Южная (3А) на восток

Рисунок 7 Спусковой кулуар перевала Корона Южная (3А)

За 40 минут дошли до Коронских ночёвок. Тут нас встретили все наши остальные альпинисты, напоили чаем. Поставили палатки. Поход закончен, пятёрку мы сделали, но у нас по плану ещё 2 альпинистских восхождения 3А – на 1-ую башню Короны и на Теке-Тор.

На следующий день мы все, кроме Евгения Ивановича, пошли на хижину Рацека за продуктами, которые для нас купили в Бишкеке и затащили на хижину альпинисты. Обернулись за 4 часа, но прежней свежести и резвости, свойственной началу и первой половине похода, уже нет, есть не оставляющее ощущение усталости. Начали планировать восхождение на Корону.

И тут неприятное известие: группу из Санкт-Петербурга на маршруте 4А на первую башню Короны побило камнями. Все альпинисты мобилизовались на спасработы.

Мы тоже побежали туда, под маршрут, но наша роль – тащить акьи с пострадавшими, если вертолёт не сможет их забрать с ледника. Начало маршрута – в другом ущелье. Это надо спуститься до хижины Рацека и опять подняться уже по другому

- 17 -

леднику. Вышли в 18.40, быстро начали спускаться. Пошёл снег. Дойдя до Рацека, начали подъём; снег прекратился, выглянуло закатное солнце. Никто из нас в этом ущелье не был, тропу ищем по турикам. Темнеет. Ок. 21.00, уже в темноте вышли на ледник Учитель, пошли по нему. Немного стрёмно ходить по леднику, прикрытому свежевыпавшим снегом, ночью без связок, но что делать, это спасработы. К 22.00 подошли под начало маршрута на Корону, там альпинисты уже начали обрабатывать склон и тянуть верёвки к пострадавшим. А мы поставили палатку, поужинали и легли спать: если завтра тащить акью, то силы нам надо беречь и восстанавливать.

Утром пострадавших спустили, после чего стали спускаться сами спасатели. Напоили наших альпинистов чаем с конфетами и колбасой. Прилетел вертолёт и забрал пострадавших. Альпинисты не стали отдыхать после бессонной ночи, а убежали на Коронские ночёвки. Мы неспешно собрали палатку, спустились до хижины Рацека, там долго завтракали, потом пошли обратно на Коронские. Пришли часа в 2 дня. Сил не прибавляется. Решили завтра отдохнуть, а 5 августа идти на Корону.

4 августа погода испортилась, пошёл снег, туман. Альпинисты собрались и раньше срока, которого они сами себе наметили, ушли вниз в Ала-Арчу. Мы же пошли на снежно-ледовые занятия, и завтра твёрдо намерились идти на гору.

Ночь на 5 августа была звёздной, но небо под утро затянуло высокими тучами. Евгений Иванович принял решение на гору не идти и спускаться вниз.

До Ала-Арчи спускались неспешно, с обедом и с остановкой на пару часов на хижине Рацека, чтобы полазить на скалах. В итоге в лагерь спустились уже около 17.00. Сегодня простоял хороший солнечный день, хотя утром небо хмурилось. В Ала-Арче сняли комнату в бараке за 500 рублей, там переночевали.

Рисунок 8 Долина реки Ала-Арча

6 августа мы уехали в Бишкек, где сняли комнаты в частном доме. Остаток дня 6 и 7 августа мы занимались тем, что отъедались после похода. Лёша и Юра посетили Ошский базар и купили там кое-какие вещи.

Утром 8 августа мы сели на самолёт, прилетели в Москву, а утром 9 августа на поезде приехали в Пензу. Вот так закончилось наше путешествие.

Поход получился интересным, разнообразным, технически сложным, но физически достаточно тяжёлым и изматывающим. Район непростой, он более суров, чем,

скажем, Терскей-Алатоо, на котором мы были в прошлом году: здесь больше неустойчивых сыпух и беспорядочных моренных складок.

Так или иначе, прохождение похода пятой категории сложности - это достижение

для пензенского горного туризма. Успех этого мероприятия – это результат последовательного роста молодого поколения горных туристов, которые за 2009-2013

- 18 -

годы прошли ряд походов 1-4 к.с.; свидетельство того, что в Пензе появилась группа, физически и технически готовая к прохождению похода 5 категории сложности. Будем надеяться, что это достижение не было единичным всплеском, и в будущем Пенза будет продолжать ходить в сложные горные походы.

Отдельное спасибо Кутнему Евгению Ивановичу за то, что он в свои 68 лет сумел грамотно спланировать, пройти и провести такой сложный поход в незнакомом для себя районе, за то, что на протяжении нескольких лет передавал свой богатый горный опыт подрастающему поколению.

Горная «пятёрка» пройдена! Ура! У пензенского горного туризма есть настоящее, и, верю, будущее!

Денис Петин.

*****************************************************************************

И снова Уза …

Камышенков Юрий, Мисолин Виталий Виталий, Крысина Екатерина, Жиркин Дмитрий и я, автор этих строк, на двух байдарках в июле совершили четырёхдневный сплав по реке Узе. Эта река давно освоена пензенцами, но её живописные берега не утратили своей привлекательности для любителей активного отдыха. Камышенков Юрий долго планировал этот сплав, но что-то не склеивалось, и вот скоропостижно собранная группа всё же отправилась в путь. Мы прошли от Лопатино до Семи Ключей, но, учитывая средний возраст участников (совершенно секретная информация), - поход был незабываем.

Группа в полном составе

И вот родилось стихотворение, в котором описаны самые значимые события. Если взять второе четверостишие за припев, то получается песня, которую я исполнил на «точке».

Аж с весны не бывал я в походе,

Чуть с тоски не прошибла слеза,

Пусть Египет и Турция в моде,

Позвала нас родная Уза.

Нам не надо Парижа и Рима,

- 19 -

Мы друг другу в походе как братья,

Саша, Юра, Виталий и Дима

И Лариса (которая Катя).

Гордо держим туристскую марку,

Закалённый в походах народ,

Кое-как мы собрали байдарку,

Так и плыли кормою вперёд.

Берега на Узе так прекрасны,

Охраняют их цапли как стражи.

Но увидеть мечтали мы страстно

Знаменитые мачкасские пляжи.

На Узе мы душой молодели,

Получил каждый то, что хотел,

Так бодрят перекаты и мели.

Только Дима один постарел.

Здесь питание не по талонам –

Чуть не царский у нас разносол,

Пусть немного с туристским уклоном,

Но поистине шведский был стол.

И пытала жена меня строго:

– Где ты шлялся, и с кем изменил?

– По Узе я поплавал немного,

Там я Родину страстно любил !

Виталий в первый раз путешествовал по воде, туризмом (велосипедным) начал заниматься в 64 года. Лариса (которая Катя), по её словам, в последний раз садилась в байдарку лет сорок тому назад.

Весь поход Дима упорно называл Катю Ларисой, (по причине, одному ему известной, путая её с Ларисой Ворониной), и в конце концов Катя согласилась быть Ларисой.

На второй день пути за поворотом неожиданно увидели цаплю, и увлекшись её фотографированием, не заметили, как напоролись на корягу. С тех пор, как только впереди видели цаплю, звучала команда: «Внимание, впереди опасность, убрать фотоаппараты!» А если сразу две цапли: «Внимание, впереди опасность второй степени !»

Жиркин Дмитрий в походе как-то обмолвился, что уже сплавлялся по Узе, но когда был молодой. Оказалось, что это было в прошлом году.

Насчёт шведского стола — чистая правда. Стол был разнообразным — это же водный поход, и с раскладкой переборщили, поэтому правила были простые — бери что хочешь и сколько хочешь. Иногда сваренное на ужин (с неограниченной добавкой) доедалось на завтрак .

И ещё хотелось сказать о том, что я впервые в жизни искупался в Святом источнике — в Семиключье.

Поход получился короткий, но интересный. Поэтому я и призываю всех путешествовать по родным местам, где можно «страстно Родину любить» !

Игнатьев Александр.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.