Здавалка
Главная | Обратная связь

Рынки и равновесие между спросом и предложением



Рынки возникают тогда, когда встречаются продавцы и покупатели для обмена товарами и услугами, имеющими определенную ценность для покупателя. Количество продаваемого товара и его цена определяются на рынке через взаимодействие продавцов и покупателей. Рынки могут иметь самые разнообразные формы. Существует рынок труда, где заработная плата выполняет роль цены за труд. Есть рынки потребительских товаров, сырья и полуфабрикатов. Рынки могут быть разных уровней по географическому охвату. Например, местные рынки, где фермеры продают свою продукцию, и международные рынки, где идет торговля металлами.

Рынки разных уровней оказывают влияние друг на друга. Спросом может пользоваться экологически чистая продукция, выращенная на близлежащей ферме. Однако, если цена на нее слишком высока, потребители купят близкий по качеству продукт в супермаркете. Супермаркеты, оказавшись в выгодном положении, не могут взвинтить цену на свою продукцию, так как существует конкурентная сеть других супермаркетов, которые могут привлечь покупателя. Супермаркеты закупают продукцию по всему миру и таким образом воздействуют на функционирование глобальных рынков.

Рыночная конкуренция создает условия для эффективного распределения ресурсов, что в нашем случае рассматривается как фактор повышения общественного благосостояния. Следующие условия необходимы для создания совершенной конкуренции:

· Наличие многих покупателей и продавцов на рынке

Не должно быть единственного субъекта экономической деятельности, доминирующего на рынке. Так, при наличии одного продавца (производителя) на рынке возникает монополистический эффект, при котором устанавливаемая цена на произведенный товар выше, чем оптимальная (цена, максимизирующая совокупный доход продавца и потребителя). Продажа товара по монопольной цене увеличивает доход производителя за счет потребителя. В то же время уже функционируют "рынки" вредных выбросов производственных предприятий.

· Права собственности четко определены

Рынки существуют для товаров с четко установленными правами собственности. Вы можете купить велосипед, и тогда Вы станете владельцем этой вещи, но Вы не можете купить чистый воздух, так как никто в мире не может претендовать на получение особых прав собственности на чистый воздух.

· Отсутствует принуждение и регулирование

Как потребители, так и производители имеют право на свободный выбор, и никто не принуждает их совершать покупку или производить иное количество товара вопреки их воле.

· Информация доступна для всех

Нет запретов на информацию о продаваемом товаре и цене на аналогичный товар на других рынках.

Производители выпускают товары, чтобы продать их на рынке и получить прибыль. Покупатели покупают товар на рынке, чтобы удовлетворить свою потребность. Рыночное равновесие достигается, когда предложение товаров (услуг) совпадает со спросом. Экономисты используют кривые спроса и предложения (см. рисунок В.1) для нахождения точки равновесия, которая соответствует оптимальной цене товара. Кривая спроса показывает количество товара, которое покупатели желают и могут купить в зависимости от величины цены. Кривая предложения показывает, какое количество товара продавцы готовы продать в зависимости от рыночной цены. Кривые спроса и предложения рассматриваются ниже более подробно.

Кривая спроса

Кривая спроса отражает зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. При низкой цене покупатель может купить большее количество товара, но при высокой цене он будет в состоянии купить только небольшое количество товара. Кривая спроса может дополнительно рассматриваться как кривая готовности платить и кривая предельной полезности.

Готовность платить – это максимальная сумма денег, с которой покупатель готов расстаться для приобретения товара, или денежная ценность товара для покупателя.

Кривая спроса представляет зависимость готовности платить за товар от количества продаваемого товара. С увеличением количества потребляемого блага его ценность и, следовательно, готовность покупателя платить за него снижается.

Кривая спроса также характеризует предельную полезность товара. С потреблением каждой дополнительной единицы его полезность (эффект от потребления) убывает. Такая интерпретация кривой спроса подводит нас к важнейшему понятию в экономике – потребительский излишек. Если покупатель приобретает товар по рыночной цене Р*, то покупатель платит продавцу эту цену за каждую единицу товара, которую он хочет купить, несмотря на то, что за первые единицы товара покупатель готов заплатить даже большую сумму денег. Совокупные покупатели, таким образом, платят меньше величины своей готовности платить, так как готовность платить за начальные единицы товара выше его рыночной цены. Разность между суммой, которую покупатель готов заплатить за товар, и суммой, получаемой за него продавцом, составляет потребительский излишек покупателя.

Потребительский излишек определяет дополнительную выгоду, которую получают покупатели от потребления товара, в размере какой они сами себе ее представляют.

Можно сказать, что большой потребительский излишек хороший показатель хорошего экономического благосостояния.

Почему в курсе экономики природопользования для нас так важен анализ кривых спроса?

Одна из задач экономики природопользования - определить спрос на качество окружающей среды, которое не имеет рыночной цены: например, чистый воздух или воду. Если мы сможем его измерить в том числе и с помощью оценок готовности платить, то мы ответим на вопрос об экономической выгоде улучшения качества воздуха или воды.

Несмотря на определенную возможную неточность построения кривых готовности платить, определение спроса на ресурсы, не имеющие рыночной цены, по крайней мере предоставляет полезную информацию, например, территориальным органам управления, где расположены эти ресурсы и учитываются в планах регионального развития.

Кривая предложения

Теперь обратимся к другой стороне рынка и рассмотрим выгоду, которую приносит функционирование рынка продавцам. Анализ благосостояния продавцов (производителей) аналогичен анализу благосостояния покупателей.

Производители выпускают на рынок товары, чтобы продать их и получить доход. Производство товаров предполагает определенные издержки, так как производитель должен приобретать ресурсы (рабочую силу, материалы, оборудование). Производитель должен быть уверен, что количество денег, которое он получит от продажи товаров, превышает все издержки, и в результате образуется прибыль (разница между доходом и затратами), так что компания осталась в бизнесе. В экономической теории постулируется, что цель производителя - максимизация прибыли. Заметьте, что не увеличение производства само по себе, а только рост прибыли – это мотив производителя. Что же представляют собой затраты и результаты для производителя?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.