Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии оценки знаний и компетенций выпускников

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

Кафедрой оздоровительной и адаптивной физической культуры

(название выпускающей кафедры)

протокол № 9 от 22.03.2013

Зав. кафедрой _____________ И.Е. Анпилогов

(подпись)

 

 

Советом факультета организации здорового образа жизни

(название факультета)

протокол № _____ от _________________ 20___

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно учебному плану факультета организации здорового образа жизни студенты-выпускники сдают комплексный Государственный экзамен по специальности 1-88 01 03 ”Физическая реабилитация и эрготерапия (по направлениям)“, направление специальности 1-88 01 03-02 ”Физическая реабилитация и эрготерапия (эрготерапия)“.

Задачи государственного экзамена заключаются в том, чтобы:

- установить степень готовности студентов к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности по специальности;

- определить эффективность организации учебного процесса на факультете, применяемых средств и методов обучения будущих специалистов;

- выявить степень правильности, объема и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и навыков выпускников.

Экзамен призван определить степень профессиональной готовности студентов по этой специальности для работы в отрасли ”Физическая культура и спорт“. Поскольку диагностика отдельных предметных видов знаний не позволит определить степень его профессиональной готовности, то Государственный экзамен имеет интегративный и комплексный характер.

На комплексный государственный экзамен вынесены следующие дисциплины: теория и методика физического воспитания, теория спорта, эрготерапия в педиатрии, эрготерапия при инвалидизирующих патологиях.

 

Требования к компетентности выпускника в соответствии с образовательным стандартомнаправление специальности 1-88 01 03-02 ”Физическая реабилитация и эрготерапия (эрготерапия)“.

 

Специалист должен знать:

- концептуальные положения, отражающие значение физической культуры и спорта в развитии общества как социального явления, закономерностях и тенденциях его развития; эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта;

- принципы и методы отечественной системы физического воспитания различных контингентов населения, их роль и место в общей системе физической культуры; а также влияние на всестороннее гармоническое развитие человека;

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

- формы и методы организации физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы и спортивной тренировки; дидактические возможности различных методов и средств физической подготовки подрастающего поколения и взрослого населения;

- сущность двигательных способностей человека и общие основы методики их направленного развития; закономерности половозрастных особенностей развития основных физических качеств и двигательных навыков занимающихся;

- формы комплексирования физических упражнений и средств здорового образа жизни (закаливания, рационального питания, психоэмоциональной регуляции, рационализации режима труда и отдыха);

- основополагающие методики при проведении занятий (уроков) различной направленности в физической культуре и спорте, возрастные особенности физического воспитания;

- теорию и методику обучения основным видам физических упражнений (правилам синтеза двигательных действий в процессе обучения), организации и проведения спортивно-массовой и оздоровительной работы с различными группами населения;

- современные методы прогнозирования, организации, учета и контроля процесса физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы и спортивной тренировки;

- основы научной организации и охраны труда, методы проведения научно-исследовательской и методической работы;

- особенности нарушения функции нервной системы, опорно-двигательного аппарата, особенности эрготерапевтической помощи детям, подросткам и пожилым людям;

- принципы работы эрготерапевта с пациентами, страдающими психическими и неврологическими заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, онкологическими заболеваниями, а также вопросы о возрастных изменениях пожилого человека;

- основные эрготерапевтические мероприятия, применяемые у лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- механизмы физиологического действия массажа у лиц пожилого и детского возраста, особенности массажапри заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.

 

Специалист должен уметь:

- применять полученные знания в областях физического воспитания при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, конкретных педагогических ситуаций и факторов окружающей среды;

- применять средства и методы формирования здорового образа жизни на основе потребность в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

- формулировать конкретные задачи в физическом воспитании различных групп населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации; регулировать величину и направленность физических нагрузок с целью достижения оздоровительного и тренировочного эффектов;

- применять технологию обучения двигательным действиям и развития физических качеств различных категорий людей в процессе физкультурно-спортивных занятий; определять причины ошибок в процессе освоения двигательных действий и развития физических качеств и находить методику их устранения;

- осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий с лицами разного возраста и пола;

- применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности; оказывать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений;

- анализировать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; уметь овладевать новыми, по отношению к полученному в ВУЗе образованию, видами физкультурно-спортивной деятельности в процессе самообразования и самосовершенствования; вести научно-исследовательскую и методическую работу;

- подбирать вспомогательные средства в зависимости от вида нарушений;

- подготовить эрготерапевтические мероприятия и план реабилитации с учетом интересов и потребностей пациента;

- разработать и организовать выполнение индивидуальных про­грамм эрготерапевтической помощи.

 

Содержание дисциплин

 

РАЗДЕЛ 1 ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ ”теориЯ и методикА физиЧеского воспитаниЯ“

Тема 1 Основные понятия физической культуры

 

Определить и охарактеризовать содержание понятий ”физическая культура“, ”спорт“, ”физическое воспитание“, ”физическая рекреация“, ”физическая реабилитация“, ”физическое развитие“, ”физическое совершенство“, ”физическая подготовка“, ”физическая подготовленность“. Соотношение и взаимосвязь категорий и понятий физической культуры.

Физическая культура как часть общей культуры общества, специфическая сфера деятельности человека.

Тема 2 Функции и формы физической культуры

 

Общекультурные функции физической культуры (эстетическая, нормативная, информационная, коммуникативная, воспитательная, социальной интеграции и др.). Специфические функции физической культуры (образовательная, прикладная, спортивная, рекреативная, оздоровительно-реабилитационная и др.).

Формы физической культуры. Базовая физическая культура и ее разновидности. Спорт как форма физической культуры. Факторы, влияющие на развитие спорта. Базовый (массовый) спорт и спорт высших достижений. Их основные характеристики: уровень спортивных результатов, массовость, условия подготовки и др.

Профессионально-прикладная физическая культура и ей виды (собственно профессионально-прикладная физическая культура, военно-прикладная физическая культура).

Фоновая физическая культура и её виды (гигиеническая, оздоровительно-рекреативная). Формы физической рекреации (физкультурно-спортивные развлечения, туристические походы и т.п.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её виды (лечебная физическая культура, спортивно-реабилитационная и др.).

Тема 3 Основополагающие (социальные) принципы физического воспитания

 

Понятие ”принцип“ в физическом воспитании. Иерархия принципов в системе физического воспитания. Принципы, определяющие основополагающее содержание физического воспитания: принцип всестороннего и гармонического развития личности, принцип прикладности физического воспитания (связи физической культуры с практической жизнью общества), принцип оздоровительной направленности., принцип связи физического воспитания с трудовой и военной деятельностью. Взаимосвязь принципов в системы физического воспитания.

 

Тема 4 Общепедагогические (общеметодические) принципы обучения и воспитания

 

Общепедагогические (общеметодические) принципы обучения и воспитания. Принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности. Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Взаимосвязь принципов в системы физического воспитания. Требования к практической реализации принципов. Способы реализации принципов в условиях процесса физического воспитания (привести пример).

Тема 5 Специфические принципы методики физического воспитания

 

Понятие ”принцип“ в физическом воспитании. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания: принцип непрерывности процесса физического воспитания, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения системы занятий и принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.

Взаимосвязь принципов физического воспитания. Анализ и практическое применение специфических принципов при построении эффективного учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

Тема 6 Методы исследования в теории физической культуры

 

Сущность педагогических исследований (теоретических и эмпирических) в физическом воспитании. Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы, анализ научно-методической литературы.

Эмпирические методы исследования: наблюдение, методы опроса, педагогическое тестирование, описание, измерение, педагогический эксперимент. Технология педагогического исследования. Анализ продуктов научно-исследовательской деятельности.

 

Тема 7 Оздоровительные направления в физическом воспитании

 

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания. Определение здоровья, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основные направления оздоровительной физической культуры: оздоровительно-рекреативная, оздоровительно-реабилитационная, спортивно-реабилитационная, гигиеническая. Основы построения оздоровительной тренировки. Средства специально оздоровительной направленности. Физкультурно-оздоровительные методики и системы: аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, калланетика, аквааэробика, дыхательная гимнастика и т. п. Сущность и содержание методик и систем. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой.

 

Тема 8 Общая характеристика средств физического воспитания

 

Понятие о средствах физического воспитания. Специфические и неспецифические (общепедагогические) средства физического воспитания. Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания. История возникновения физических упражнений. Определение движения и двигательного действия. Признаки физического упражнения.

Анализ гигиенических факторов и оздоровительных (естественных) сил природы (солнце, воздух и вода) как специфических средств физического воспитания. Воздействие оздоровительных сил природы и гигиенических факторов на результат выполнения физических упражнений.

Использование тренажеров, технических устройств и информационных технологий в физическом воспитании.

Тема 9 Классификация физических упражнений и их характеристика

 

Понятие о физическом упражнении. Педагогические классификации физических упражнений: а) по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастические, игровые, туристические, спортивные); б) по признаку особенностей мышечной деятельности (силовые, скоростные, скоростно-силовые, на выносливость, на гибкость, требующие комплексного проявления двигательных качеств); в) по значению для решения образовательных задач (соревновательные, подводящие, подготовительные); г) по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп (для мышц рук и плечевого пояса, туловища и шеи, ног и таза); д) по биомеханическому принципу (циклические, ациклические и смешанные); е) по физиологическим зонам мощности (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности).

 

Тема 10 Формы построения занятий в физическом воспитании

 

Общая характеристика форм занятий физическими упражнениями в физическом воспитании. Содержание и структура занятия. Динамика работоспособности – основной фактор, определяющий структуру занятия.

Урочные формы занятий. Отличительные черты урочных занятий. Типы урочных занятий в зависимости отрешаемых задач. Общие основы методики проведения занятий. Основы методики конструирования и проведения подготовительной, основной, заключительной частей урока. Анализ и методы контроля эффективности занятия.

Неурочные формы занятий. Отличительные черты занятий неурочного типа. Место неурочных форм занятий в физическом воспитании. Возрастающая роль неурочных форм занятий в массовом физкультурном движении. Малые формы занятий неурочного типа. Крупные формы занятий неурочного типа. Место неурочных форм занятий в физическом воспитании. Особенности развивающих, восстанавливающих и развлекательных форм занятий физическими упражнениями.

 

Тема 11 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса физического воспитания

 

Нагрузка и отдых – компоненты физической нагрузки. Определить понятие ”нагрузка“ в физическом воспитании. Показатели объема и интенсивности нагрузки. Понятие максимальной и оптимальной нагрузки. Факторы, влияющие на величину и направленность нагрузки. Нагрузка стандартная и вариативная (переменная), непрерывная и интервальная. Отдых как средство восстановления и способ оптимизации нагрузки. Отдых и его разновидности: активный и пассивный. Типы интервалов отдыха в зависимости от степени восстановления: жёсткий, ординарный и экстремальный (суперкомпенсаторный).

 

Тема 12 Методы физического воспитания

 

Определение понятия ”метод“. Специфические и неспецифические (общепедагогические) методы, используемые в процессе физического воспитания. Специфические методы физического воспитания: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Классификация методов строго регламентированного упражнения в зависимости от характера и соотношения работы и отдыха: методы стандартного, вариативного (переменного), непрерывного, интервального упражнения, метод сопряженного воздействия.

Круговая тренировка – комплексная организационно-методическая форма проведения занятия.

Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании. Их особенности и область применения.

Неспецифические (общепедагогические) методы физического воспитания. Особенности применения методов словесного и наглядного воздействия.

Тема 13 Основы методики обучения двигательным действиям

 

Цель и задачи обучения движениям. Двигательное умение и двигательный навык – естественная основа физического упражнения.Определения понятий ”двигательное умение“ и ”двигательный навык“. Физиологические механизмы формирования двигательного навыка (фазы генерализации, концентрации и стабилизации). Элементы структуры обучения двигательным действиям (этапы разучивания, закрепления и совершенствования).

Общая (типовая) структура процесса обучения. Этапы обучения, логика их последовательности. Варианты структуры процесса обучения в зависимости от цели обучения, подготовленности занимающихся, избранного направления физического воспитания. Предпосылки обучения двигательному действию.

 

Тема 14 Этап начального разучивания двигательного действия

 

Общие задачи обучения на этапе. Частные задачи в зависимости от сложности техники действия и степени подготовленности обучаемых. Создание общего представления о двигательном действии и установки на его освоение. Методы непосредственного (практического) разучивания: разучивание действия в целом или по частям; их особенности, условия и правила использования. Регламентация объёма заданий на отдельном занятии и в системе занятий. Особенности и правила использования методов словесного и наглядного воздействия. Основные причины ошибок на этапе начального разучивания. Контроль освоения техники двигательного действия.

Тема 15 Этап углубленного разучивания двигательного действия

 

Общие и частные задачи обучения. Повторное упражнение – ведущий метод формирования двигательного навыка. Регламентация объёма заданий на отдельном занятии и в системе занятий. Особенности использования методов словесного и наглядного воздействия. Основные причины ошибок на этапе углубленного разучивания. Контроль освоения техники двигательного действия.

 

Тема 16 Этап совершенствования двигательного действия

 

Общие и частные задачи обучения. Повторное упражнение как ведущий метод упрочнения двигательного навыка. Методика обеспечения вариативности двигательного действия, его устойчивости к различным ”сбивающим“ факторам. Обеспечение устойчивости двигательного действия при значительных и предельных физических нагрузках регламентация объёма заданий на отдельном занятии и в системе занятий. Контроль освоения техники двигательного действия. Регламентация объема заданий на отдельном занятии и в системе занятий.

 

Тема 17 Двигательное умение: определение понятия, характерные признаки

 

Двигательное умение - степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.Характерные признаки двигательного умения: неавтоматизированное управление движениями, концентрация внимания на самом действии, относительная расчлененность движений (операций), нестабильность действия. Двигательное умение как переходная ступень к двигательному навыку.

Тема 18 Двигательный навык: определение понятия, характерные признаки

 

Двигательный навык - степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью. Характерные признаки двигательного навыка: автоматизированное управление движениями, концентрация внимания на цели и условиях действий, слитность движений (операций), устойчивость (надежность) действия. Перенос (положительный и отрицательный) и разрушение двигательных навыков. Методическая последовательность формирования двигательных навыков.

 

 

Тема 19 Урок физической культуры как основная форма физического воспитания школьников

 

Значение урока физической культуры в решении задач физического воспитания школьников. Типы урочных занятий в зависимости от решаемых задач. Зависимость содержания и структуры занятия от различных факторов (задач занятия, подготовленности занимающихся, изменения работоспособности занимающихся в процессе занятия, метеорологических условий, материальных условий и др.). Методика разработки конспекта урока.

Основные требования к заблаговременной и непосредственной подготовки преподавателя к занятию. Критерии качества проведения занятий урочного типа. Гигиенические требования к учебной нагрузке (требования к расписанию уроков, переменам). Домашние задания по физической культуре и подготовка учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

 

Тема 20 Компоненты структуры и содержания урока физической культуры в школе

 

Определение и основные признаки (характеристики) урока. Содержание и структура урока физической культуры и здоровья. Части урока, их цели, задачи, используемые средства. Технология проведения урока физической культуры. Способы организации и активизация учебно-двигательной деятельности учащихся на уроке физической культуры. Дозировка нагрузки на уроке. Приемы регулирования нагрузки на уроке. Ресурсное обеспечение урока физической культуры. Гигиенические требования к уроку.

Организационно-методические особенности проведения урока физической культуры в специальных медицинских группах.

Тема 21 Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья

 

Виды педагогического анализа урока: педагогическое наблюдение, хронометрирование и пульсометрия урока. Понятие ”плотность“ урока. Общая и моторная плотность. Цель, методика организации и проведения хронометрирования урока. Форма протокола. Методика расчета общей и моторной плотности урока. Физиологическая кривая урока. Методика проведения пульсометрии. Оптимальное распределение нагрузки на уроке. Контроль и самоконтроль за функциональным состоянием организма занимающихся.

Анализ и обсуждение полученных результатов урока. Критерии качества подготовки преподавателя к занятию. Слагаемые педагогического мастерства учителя физической культуры.

 

Тема 22 Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке физической культуры и здоровья

 

Методика организации основных видов деятельности школьников. Фронтальный, групповой, круговой и индивидуальный методы организации деятельности учащихся на уроке. Особенности их применения со школьниками различного возраста. Круговой метод как организационно-методическая форма занятий.

Особенности использования методов организации и управления деятельностью учащихся в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Использование методов организации и управления деятельностью учащихся в зависимости от возраста учащихся и этапов обучения двигательным действиям.

 

Тема 23 Внеклассная и внешкольная работа по физической культуре

 

Цель и задачи проведения внеклассных форм занятий физической культурой. Характеристика физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня. Групповые (занятия в спортивных секциях) и массовые формы (дни здоровья, спорта и туризма, соревнования, спортивные праздники, туристские походы). Методика их организации и проведения. Формы внеклассной воспитательной работы. Школьный коллектив физической культуры.

Формы внешкольной работы по физической культуре, методика их организации и проведения (по месту жительства, в ДЮСШ, ДЮКФП, в детских лагерях отдыха). Сущность и содержание детско-юношеского клуба физической подготовки. Типы и виды ДЮСШ и их характеристика. Принципы организации внешкольной воспитательной работы. Документы планирования внешкольной физкультурно-оздоровительной работы.

Тема 24 Методика организации физического воспитания с учащимися, имеющими различные нарушения здоровья

 

Учет физического развития, состояния здоровья и реакции организма на дозированную физическую нагрузку при определении медицинской группы. Характеристика основной, подготовительной и специальной медицинских групп. Группы лечебной физической культуры. Методика формирования групп. Форма проведения занятий, особенности их построения, варьирование нагрузки, подбор упражнений, контроль за реакцией организма занимающихся на предъявляемую нагрузку. Оказание первой доврачебной помощи.

 

 

Тема 25 Техника безопасности при занятиях физической культурой спортивный травматизм и его профилактика

 

Методика формирования у учащихся знаний по технике безопасности на уроках физической культуры и здоровья. Классификация спортивных травм, их характеристика и меры первой помощи. Классификация причин спортивного травматизма: организационные недостатки, нарушения методики проведения занятий, дисциплинарные нарушения, игнорирование санитарно-гигиенических норм и требований; невыполнение врачебных рекомендаций. Основные меры соблюдения техники безопасности при занятиях физической культурой Гигиенические требования к открытым и крытым спортивным сооружениям. Меры профилактики спортивного травматизма.

 

Тема 26 Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

 

Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста. Методика физического воспитания ребенка в семье. Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Специфические особенности организации и осуществления физического воспитания в детском саду.

 

Тема 27 Физическое воспитание детей школьного возраста

 

Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. Основные организационные формы физического воспитания детей в общеобразовательной школе.

Задачи, средства и особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Контроль физического состояния дошкольников.

Задачи, средства и особенности методики физического воспитания детей среднего школьного возраста. Сенситивные периоды развития двигательных качеств.

Задачи, средства и особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста. Гендерные особенности регулирование нагрузки на уроках физиче­ской культуры.

Дифференциация проведения занятий со школьниками подготовительной и специальной медицинских групп. Особенности методики формирования физкультурного образования у детей различного школьного возраста.

Тема 28 Основы развития двигательных способностей (качеств) человека

 

Понятие о двигательных (физических) способностях и качествах человека. Сущность понятия ”двигательные способности“, ”физические качества“. Физические качества как основа двигательных способностей. Основные физические качества. Врожденные (наследственные) анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе проявления и развития двигательных способностей человека. Закономерности развития физических способностей (гетерохронность, этапность, фазность, перенос). Сенситивные периоды развития двигательных (физических) способностей школьников.

 

Тема 29 Силовые способности и методика их направленного развития

 

Общая характеристика силовых способностей. Основные разновидности силовых способностей: собственно-силовые способности, скоростно-силовые способности и силовая выносливость. Физиологические, биохимические и биомеханические факторы, обуславливающие проявление. Режимы работы мышц. Возрастные периоды, благоприятные для направленного развития силовых способностей.

Методика направленного развития силовых способностей. Средства направленного развития силовых способностей: метод максимальных усилий, метод повторных усилий ”до отказа“, метод изометрических усилий, метод динамических усилий, ударный метод, изокинетических метод, электростимуляция и др. Особенности их использования при направленном развитии собственно-силовых способности, скоростно-силовых способностей и силовой выносливости (правила выбора величины сопротивления, количества повторений, интервалов и характера отдыха, количества и подходов).

Место силовых упражнений в отдельном занятии и системе занятий. Контроль уровня развития силовых способностей.

Тема 30 Скоростные способности и методика их направленного развития

 

Общая характеристика скоростных способностей. Значение скоростных способностей в физическом воспитании. Основные разновидности скоростных способностей: элементарные и комплексные. Латентное время простых и сложных двигательных реакций, быстрота одиночного движения, максимальная частота движений. Психологические, физиологические, биохимические факторы, обусловливающие их проявление. Возрастные периоды, благоприятные для направленного развития скоростных способностей.

Методика направленного развития быстроты реагирования и быстроты движений. Средства направленного развития скоростных способностей. ”Скоростной барьер“ и методические приёмы борьбы с ним. Место скоростных упражнений в отдельном занятии и системе занятий. Контроль уровня развития скоростных способностей.

 

Тема 31 Выносливость и методика её направленного развития

 

Общая характеристика выносливости. Утомление и выносливость. Различные классификации выносливости: общая и специальная выносливость; силовая, скоростная, скоростно-силовая, координационная выносливость; динамическая и статическая выносливость; аэробная и анаэробная выносливость. Психологические, физиологические, биохимические факторы, обусловливающие их проявление. Возрастные периоды, благоприятные для направленного развития выносливости.

Методика направленного развития выносливости. Средства направленного развития выносливости. Основные компоненты нагрузки при направленном развитии выносливости в упражнениях, выполняемых в различных зонах мощности. Место упражнений на выносливость в отдельном занятии и системе занятий. Контроль уровня развития выносливости.

Тема 32 Двигательно-координационные способности и методика их направленного развития

 

Общая характеристика двигательно-координационных способностей как способность согласовывать отдельные элементы движений в соответствии с требованиями внезапно меняющихся условий. Факторы, обуславливающие уровень развития двигательно-координационных способностей.

Методика направленного развития двигательно-координационных способностей. Средства и методы направленного развития двигательно-координационных способностей. Методические приемы внесения необычности в упражнения, направленные на развитие координационных способностей.

Методика направленного развития способности поддерживать динамическое и статическое равновесие, способности к рациональному мышечному расслаблению, способности соблюдать и регулировать пространственные параметры движений. Контроль уровня развития двигательно-координационных способностей.

 

Тема 33 Гибкость и методика её направленного развития

 

Общая характеристика гибкости. Основные разновидности гибкости: активная и пассивная; динамическая и статическая; общая и специальная. Психологические, физиологические, биохимические факторы, обусловливающие проявление гибкости. Возрастные периоды, благоприятные для направленного развития гибкости.

Методика направленного развития гибкости. Средства направленного развития гибкости. Методические приёмы повышения эффективности направленного развития гибкости. Нормирование нагрузки при направленном развитии гибкости. Место упражнений на гибкость в отдельном занятии и системе занятий. Контроль уровня развития гибкости.

 

Тема 34 Формирование осанки и телосложения в процессе физического воспитания

 

Характеристика правильной осанки. Значение правильной осанки как компонента физического совершенства. Факторы, влияющие на осанку. Нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки средствами физического воспитания. Задачи, средства и методика формирования правильной осанки. Основы методики коррекции нарушений осанки. Место упражнений на осанку в отдельном занятии, в системе занятий и в многолетнем процессе физического воспитания.

Задачи регулирования массы тела в физическом воспитании. Факторы, определяющие массу тела. Критерии нормальной массы тела лиц различного телосложения, способы её контроля. Основы методики регулирования массы тела.

 

Тема 35 Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе

 

Планирование как вид профессионально-педагогической деятельности педагога. Перспективное, текущее, оперативное планирование процесса физического воспитания в школе. Виды планирования (перспективное, этапное, оперативное). Документы планирования (учебный план, учебная программа, комплексная программа по физической культуре в школе, годовой и четвертной планы- графики, план-конспект урока). Формы планирования (тематическая, урочная). Содержание и методика распределения учебного материала на учебный год, четверть. Технологии разработки основных документов планирования: годового плана-графика, поурочного плана на четверть, план-конспекта урока физической культуры.

 

Тема 36 Педагогический контроль в физическом воспитании

 

Сущность педагогического контроля в физическом воспитании. Значение контроля для управления эффектом занятий. Виды педагогического контроля. Единство педагогического, врачебного контроля и самоконтроля. Методика оценки знаний, умений, навыков. Методика тестирования уровня физической подготовленности школьников. Технология пульсометрии, хронометража и педагогического анализа урока физической культуры.

Сущность понятия ”педагогический тест“. Основные требования, предъявляемые к аутентичности педагогических (двигательных) тестов. Тесты, применяемые в школьной практике. Методика тестирования. Комплексная система оценки физического состояния учащихся.

 

Тема 37 Содержание учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“

 

Государственный образовательный стандарт учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“. Цель, задачи, основные содержательные линии, уровни предъявления содержания образования, требования к оканчивающим обучение на различных уровнях общего среднего образования.

Учебные программы ”Физическая культура и здоровье“ для 1–4, 5–9, 10–11 классов. Общая структура программы. Содержание учебного материала. Требования к учащимся, оканчивающим начальную, базовую, среднюю общеобразовательную школу. Общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности, подлежащие усвоению на каждой ступени общего среднего образования. Направленность учебных программ на формирование компетенций, необходимых для самостоятельного использования средств физической культуры.

Тема 38 Физическое воспитание студенческой молодежи

 

Значение и задачи физического воспитания студентов. Особенности планирования и организации учебной работы по физическому воспитанию учащихся профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Значение физического воспитания с профессионально-прикладной направленностью. Методические основы физического воспитания в вузе. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных (основное, подготовительное, специальное медицинское) отделениях вуза. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Формы организации физического воспитания студентов.

 

Тема 39 Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности (зрелый возраст)

 

Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых. Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятого трудовой деятельностью. Особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста. Физическая культура в режиме трудового дня: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурные минутки. Физическая культура в свободное от работы время по месту работы и жительства. Спортивно-массовая работа в зрелом возрасте. Контроль физической подготовленности людей зрелого возраста.

Тема 40 Физическая культура людей пожилого и старшего возраста

 

Основные возрастные периоды старения организма. Социально-демографическая характеристика контингента людей пенсионного возраста в республике. Инволюционные изменения в организме и задачи направленного использования физической культуры.

Основные формы занятий физической культурой с общеподготовительной и рекреативной направленностью в пожилом и старшем возрасте. Средства и типичные черты методики направленного использования физической культуры. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого и старшего возраста.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

1. Основные понятия физической культуры.

2. Функции и формы физической культуры.

3. Основополагающие (социальные) принципы физического воспитания.

4. Общепедагогические (общеметодические) принципы обучения и воспитания.

5. Специфические принципы методики физического воспитания.

6. Методы исследования в теории физической культуры.

7. Оздоровительные направления в физическом воспитании.

8. Общая характеристика средств физического воспитания.

9. Классификация физических упражнений и их характеристика.

10. Формы построения занятий в физическом воспитании.

11. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса физического воспитания.

12. Методы физического воспитания.

13. Основы методики обучения двигательным действиям.

14. Этап начального разучивания двигательного действия.

15. Этап углубленного разучивания двигательного действия.

16. Этап совершенствования двигательного действия.

17. Двигательное умение: определение понятия, характерные признаки.

18. Двигательный навык: определение понятия, характерные признаки.

19. Урок физической культуры как основная форма физического воспитания школьников.

20. Компоненты структуры и содержания урока физической культуры в школе.

21. Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья.

22. Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке физической культуры и здоровья.

23. Внеклассная и внешкольная работа по физической культуре.

24. Методика организации физического воспитания с учащимися, имеющими различные нарушения здоровья.

25. Техника безопасности при занятиях физической культурой. Спортивный травматизм и его профилактика.

26. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

27. Физическое воспитание детей школьного возраста.

28. Основы развития двигательных способностей (качеств) человека.

29. Силовые способности и методика их направленного развития.

30. Скоростные способности и методика их направленного развития.

31. Выносливость и методика её направленного развития.

32. Двигательно-координационные способности и методика их направленного развития.

33. Гибкость и методика её направленного развития.

34. Формирование осанки и телосложения в процессе физического воспитания.

35. Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе.

36. Педагогический контроль в физическом воспитании.

37. Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье».

38. Физическое воспитание студенческой молодежи.

39. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности (зрелый возраст).

40. Физическая культура людей пожилого и старшего возраста

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Введение в теорию физической культуры [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры/ под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.

2. Закон Республики Беларусь ”О физической культуре и спорте“ [Текст]. – Минск, 2003. – 21 с.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учеб. для высших спец. физкультурных учебных заведений/ Л.П.Матвеев. – 4-е изд., стер. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. – 160 с.

5. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. для техникумов физ. культуры/ В.М.Выдрин [и др.]; под ред. А.А.Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 387 с.

6. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для вузов физ. воспитания и спорта/ под ред. Т.Ю.Круцевич: в 2 т. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. – 422 с.; Т. 2. – 391 с.

7. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/ Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 479 с.

Дополнительная

9. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]/ Б.А.Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.

10. Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей [Текст]/ П.К.Благуш. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 187 с.

11. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст]/ М.М.Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

12. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]/ В.В.Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.

13. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия [Текст]/ С.Д.Бойченко, И.В.Бельский. – Минск: Лазурак, 2002. – 312 с.

14. Вайнбаум, Д. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/ Д.Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.

15. Губа, В.П. Резервные возможности спортсменов [Текст]: монография / В.П. Губа, Н.Н. Чесноков. – М.: Физкультура и спорт. – 2008. – 146 с.

16. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

17. Кобринский, М.Е. Белорусский олимпийский учебник [Текст]: учеб. пособие/ М.Е.Кобринский, Л.Г. Тригубович. – Минск: Белорусская олимпийская академия, 2005. – 240 с.

18. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов [Текст]/ В.Н.Кряж [и др.]. – Минск: М-во образования Респ. Беларусь, 1991. – 52 с.

19. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов [Текст] / В.Н. Кряж. – Минск: Вышэйшая школа, 1972. – 120 с.

20. Куликов, В.М. Здоровый образ жизни: основные термины, понятия и определения [Текст]/ В.М.Куликов. – Гродно: ГГАУ, 2006. – 80 с.

21. Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах [Текст]: Учеб.-метод. пособие/
Р.И. Купчинов. – Минск: БНТУ, 2006. – 279 с.

22. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний [Текст]: учеб. пособие/ В.П.Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2003. – 224 с.

23. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития [Текст]/ В.И.Лях. – Терра-Спорт, 2000. – 192 с.

24. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник/ А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.

25. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Л.П.Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. –544 с.

26. Настольная книга учителя физической культуры [Текст]/ авт.-сост. Г.И.Погадаев; под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.

27. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры [Текст]: метод. пособие/ В.С. Овчаров. – Минск: Сэр-Вит, 2008. – 200 с.

28. Оценки и отметки по физической культуре в общеобразовательной школе [Текст]: метод. рекоменд./ сост. В.С.Овчаров. – Минск, 1991. – 38 с.

29. Положение о физкультурно-оздоровительных группах, секциях, клубах по спортивным интересам, школах здоровья [Текст]. – Минск, 1997. – 34 с.

30. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]. – 3-е изд. – Минск: НМЦентр, 2000. – 471 с.

31. Программа и методические рекомендации по внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в общеобразовательной школе [Текст]/ авт.-сост. А.А. Гужаловский, С.Д. Бойченко; М-во спорта и туризма Респ. Беларусь; НИИ ФКиС. – Минск, 1999. – 89 с.

32. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для студентов фак-та физ. культуры пед. ин-тов по специальности 03.03. «Физическая культура»/ Б.А.Ашмарин [и др.]; под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 227 с.

33. Физическая культура [Текст]: типовая учеб.программа для высш.учеб.заведений/ сост. В.А.Коледа [и др.]; под ред. В.А.Коледы. – Минск: РИВШ, 2008. – 60 с.

34. Физическая культура [Текст]: учеб. программа для непрофильных специальностей вузов (для групп основного, подготовительного и спортивного отделений)/ сост. С.В.Макаревич [и др.], – Минск: РИВШ БГУ, 2002. – 38 с.

35. Физическая культура и здоровье. I–XI классы [Текст]: учеб. программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения/ Нац. ин-т образования– Минск, 2008. – 159 с.

36. Физическое воспитание студентов основного отделения: учеб. для студентов вузов [Текст]/ под ред. Н.Я.Петрова, А.В.Медведя. – Минск: БГУиР, 1997. – 711 с.

37. Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства населения [Текст]: Сб. нормат. документов М-ва спорта и туризма Респ. Беларусь/ под общ. ред. М.Б.Юспы. – Минск, 1997. – 75 с.

38. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура [Текст]: учеб. для студентов вузов/ А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.

39. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]/
В.Н. Шебеко: учеб. пособие/ В.Н.Шебеко. – М.: Академия. 1998. – 192 с.

40. Шолих, М. Круговая тренировка [Текст]/ М.Шолих. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 174 с.

41. Эйдер, Е. Обучение движению [Текст]: монография/ Е. Эйдер,
С.Д. Бойченко, В.В. Руденик. – Барановичи: Барановичская укрупненная типография, 2003. – 291 с.

 

РАЗДЕЛ 2 ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ ”ТЕОРИЯ СПОРТА“

 

Тема 1 Спорт в современном обществе

 

Основные тенденции развития спорта в современных условиях. Обострение конкуренции в спорте высших достижений, активное использование достижений науки и техники, коммерциализация спорта. Базовый (массовый) спорт и спорт высших достижений, их особенности и взаимообусловленность. Особенности подходов к формированию систем подготовки спортсменов в различных странах.

 

Тема 2 Теория спорта как научная и учебная дисциплина

 

Зарождение, становление и развитие современной системы научных знаний о спорте, ее роль в повышении эффективности профессиональной подготовки специалистов. Спорт как неотъемлемая часть культуры современного общества.

Тема 3 Социальные функции спорта

 

Эталонная, воспитательная, оздоровительная, эстетическая, зрелищная, коммуникативная, экономическая и другие функции спорта.

 

Тема 4 Специфика спортивной деятельности и ее разновидности

 

Соревновательная деятельность, спортивная подготовка, спортивный отбор, спортивное судейство, материальное и информационное обеспечение и др.

 

Тема 5 Теория спортивных соревнований

 

Основные понятия теории спортивных соревнований: ”спортивное соревнование“, ”соревновательный потенциал“, ”соревновательная ситуация“. Общая схема спортивного соревнования. Спортивное соревнование как вероятностный многомерный управляемый процесс смены соревновательных ситуаций. Основные положения теории спортивных соревнований. Структура соревновательного потенциала и его компоненты (предрасположенность к спортивной деятельности, подготовленность и материальная оснащенность соревновательной деятельности). Эффективность различных способов проведения соревнований (кругового, с выбыванием и др.).

 

Тема 6 Теория спортивной подготовки

 

Основные понятия теории спортивной подготовки. Система подготовки спортсмена и характеристика ее основных компонентов: спортивного результата, спортсмена и тренера, материального и информационного обеспечения спортивной подготовки и др. Спортивная подготовка как управление состоянием спортсмена. Общая схема управления состоянием спортсмена. Цель, субъект и объект управления (тренер и спортсмен), прямые и обратные связи в системе подготовки спортсмена. Тренировочные эффекты как результат управления состоянием спортсмена. Адаптация к физическим нагрузкам и внешним условиям как основа получения тренировочных эффектов.

Тема 7 Закономерности и принципы спортивной подготовки

 

Соотношение закономерностей (объективно существующих связей между явлениями) и принципов (основополагающих идей, правил) спортивной подготовки. Особенности практической реализации принципов спортивной подготовки. Взаимосвязь принципов спортивной подготовки.

 

Тема 8 Средства спортивной подготовки

 

Общая характеристика средств спортивной подготовки. Основные и дополнительные (специфические и неспецифические) средства спортивной подготовки. Физическое упражнение как основное специфическое средство спортивной тренировки. Общеподготовительные упражнения и задачи, решаемые с их помощью. Специально-подготовительные упражнения (подводящие и развивающие), особенности их подбора и применения. Соревновательные упражнения (собственно-соревновательные и тренировочные формы соревновательных упражнений) и область их применения.

 

Тема 9 Методы спортивной подготовки

 

Общая характеристика методов спортивной подготовки. Основные и дополнительные (специфические и неспецифические) методы спортивной подготовки. Метод строго регламентированного упражнения. Разновидности метода строго регламентированного упражнения, используемые в технической подготовке, в физической подготовке и при одновременном совершенствовании техники и повышении физической подготовленности спортсмена. Игровой метод, его характерные признаки и область применения в спортивной подготовке. Соревновательный метод. Особенности его использования для решения различных задач в спортивной подготовке. Дополнительные (неспецифические) методы спортивной подготовки.

 

Тема 10 Общая и специальная стороны подготовки спортсмена

 

Цели, задачи и содержание физической, технической, тактической и психической подготовки в процессе формирования соревновательного потенциала спортсмена.

 

Тема 11 Теоретическое и практическое направления подготовки спортсмена

 

Взаимосвязь видов подготовки спортсмена. Структура подготовленности спортсмена в различных группах видов спорта на различных этапах многолетней подготовки. Основные тенденции развития теории двигательных способностей спортсмена.

 

Тема 12 Техническая подготовка спортсмена

 

Определение понятия ”спортивная техника“. Роль технической подготовленности в структуре соревновательного потенциала в различных видах спорта. Общая и специальная техническая подготовка спортсмена. Проблема вариативности, стабильности и помехоустойчивости спортивной техники. Целесообразная перестройка техники в соответствии с изменение уровня физической подготовленности спортсмена. Индивидуализация спортивной техники. Современные средства и методы технической подготовки. Контроль технической подготовленности спортсмена.

 

Тема 13 Тактическая подготовка спортсмена

 

Определение понятия ”спортивная тактика“. Стратегия и тактика в спорте. Виды спортивной тактики (индивидуальная, групповая и командная) и их характеристика. Роль тактической подготовленности в структуре соревновательного потенциала в различных видах спорта. Основные варианты принятия оптимальных тактических решений. Особенности подбора упражнений тактической направленности. Современные средства тактической подготовки. Контроль тактической подготовленности спортсмена.

 

Тема 14 Психическая подготовка спортсмена

 

Общая и специальная психическая подготовка спортсмена. Специфика взаимоотношений участников спортивной деятельности. Психическая подготовка в процессе тренировки и в условиях соревнований. Психическая напряженность и ее регулирование в спортивной подготовке и соревновательной деятельности, управление стартовыми состояниями, повышение толерантности к эмоциональному стрессу. Формирование личностных качеств спортсменов в различных видах спорта.

 

Тема 15 Построение тренировочных занятий в спортивной подготовке

 

Структура тренировочного занятия, его подготовительная, основная и заключительная части. Закономерности построения тренировочного занятия, основанные на специфике реакции организма спортсмена на физическую нагрузку. Связь содержания частей тренировочного занятия с его общими задачами. Типы тренировочных занятий (занятия избирательной и комплексной направленности; большой, средней и малой нагрузки; учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, контрольные, основные и дополнительные и др.). Зависимость содержания и форм построения занятий от их места в структуре тренировки.

 

Тема 16 Построение микроциклов в спортивной подготовке

 

Микроцикл как относительно законченная система тренировочных занятий. Особенности протекания процессов утомления и восстановления при больших нагрузках как одна из основных причин выделения микроциклов тренировки. Факторы, влияющие на специфику построения, динамику нагрузок и продолжительность микроциклов. Типы микроциклов: собственно тренировочные (общеподготовительные и специально-подготовительные; ординарные и ударные), подводящие, соревновательные и восстановительные. Структура и содержание микроциклов. Состав используемых средств и методов подготовки.

Тема 17 Построение мезоциклов в спортивное подготовке

 

Мезоструктура спортивной тренировки. Типы мезоциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие. Структура и содержание мезоциклов. Факторы, влияющие на построение мезоциклов. Особенности построения мезоциклов у спортсменок.

Тема 18 Построение макроциклов в спортивной подготовке

 

Макроструктура спортивной тренировки. Проблема периодизации спортивной под-готовки. Структура и продолжительность макроциклов. Особенности построения подготовительного периода (общеподготовительный и специально-подготовительный этапы, динамика соотношения объемов общей и специальной нагрузки). Соревновательный период макроцикла (использование мезоциклов различных типов в соревновательном периоде, этап непосредственной предсоревновательной подготовки спортсмена, основные схемы его построения). Переходный период макроцикла. Вариативность построения макроциклов подготовки спортсмена в зависимости от особенностей вида спорта и календаря соревнований.

 

Тема 19 Отбор и ориентация в спорте

 

Определение понятий ”спортивный отбор“ и ”спортивная ориентация“. Закономерности и критерии спортивного отбора. Научно-методические и организационные проблемы комплектования сборных команд в различных видах спорта. Оптимальный возраст начала занятий в различных видах спорта. Особенности отбора и ориентации на различных этапах многолетней подготовки спортсменов в различных группах видов спорта.

 

Тема 20 Контроль в спортивной подготовке

 

Характеристика комплексного контроля в спорте. Единство контроля соревновательной деятельности, спортивной подготовки и состояния здоровья спортсмена. Содержание контроля физической, технической, тактической, психической подготовленности спортсмена. Проблемы контроля в спорте высших достижений.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

41. Спорт в современном обществе

42. Теория спорта как научная и учебная дисциплина

43. Социальные функции спорта

44. Специфика спортивной деятельности и ее разновидности

45. Теория спортивных соревнований

46 Теория спортивной подготовки

47. Закономерности и принципы спортивной подготовки

48. Средства спортивной подготовки

49. Методы спортивной подготовки

50. Общая и специальная стороны подготовки спортсмена

51. Теоретическое и практическое направления подготовки спортсмена

52. Техническая подготовка спортсмена

53. Тактическая подготовка спортсмена

54. Психическая подготовка спортсмена

55. Построение тренировочных занятий в спортивной подготовке

56. Построение микроциклов в спортивной подготовке

57. Построение мезоциклов в спортивное подготовке

58. Построение макроциклов в спортивной подготовке

59. Отбор и ориентация в спорте

60. Контроль в спортивной подготовке

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта [Текст]: в 3 ч. / Е.И. Иванченко. – Минск: Четыре четверти, 1996. – Ч. 1 – 131 с.; Ч. 2 – 180 с.; Ч. 3 – 240 с.

2. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсмена [Текст] / Л.П. Матвеев. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 320 с.

3. Матвеев, Л.П. Теория спорта [Текст] / Л.П. Матвеев. – М.: Воениздат, 1997. – 304 с.

4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст] / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

5. Теория спорта [Текст]: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Вища школа, 1987. – 424 с.

Дополнительная

6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]/ Ю.В.Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.

7. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю.В.Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.

8. Войнар, Ю. Методология программирования спортивной тренировки [Текст]: Монография / Ю. Войнар, С.Д. Бойченко. – Мн.: АФВиС РБ, 2000. – 202 с.

9. Годик М.А. Контроль тренировочных соревновательных нагрузок [Текст] / М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 136 с.

10. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие [Текст] / С.М. Гордон. – М.: Физическая культура, 2008. – 256 с.

11. Иванченко, Е.И. Контроль и учет в спортивной подготовке [Текст]/ Е.И. Иванченко. – Минск, БГУФК, 2008. – 60 с.

12. Иванченко, Е.И. Спортивная одаренность и ее диагностика [Текст]/ Е.И. Иванченко. – Минск, БГУФК, 2009. – 87 с.

13. Иванченко, Е.И. Основы планирования спортивной подготовки [Текст] / Е.И. Иванченко. – Минск, БГУФК, 2008.– 59 с.

14. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки [Текст] / В.Б. Иссурин. – М.: Советский спорт, 2010. – 288 с.

15. Красников, А.А. Основы теории спортивных соревнований: учеб. пособие для вузов физической культуры и спорта [Текст] / А.А. Красников. – М.: Физическая культура, 2005. – 160 с.

16. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика [Текст]: монография / Ю.Ф. Курамшин. – М. : Советский спорт, 2005. - 408 с.

17. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование [Текст] / Г.С. Туманян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 144 с.

18. Учение о тренировке (введение в общую методику тренировки) [Текст] / Под ред. Д.Харре.- М.: Физкультура и спорт. 1971. – 326 с.

19. Филин, В.П. Основы юношеского спорта [Текст] / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.

20. Хартманн, Ю. Современная силовая тренировка. Теория и практика [Текст] / Ю. Хартманн, Х. Тюннеманн. – Берлин: Шпортферлаг, 1988. – 355 с.

21. Юшкевич, Т.П. Тренажеры в спорте [Текст] / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 320 с.

РАЗДЕЛ 3 ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ ”эрготерапия в педиатрии“, ”ЭРГОТЕРАПИЯ ПРИ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИХ ПАТАЛОГИЯХ“

Тема 1 Общая характеристика средств эрготерапии

 

Понятие и цель эрготерапии. Понятие об эрготерапевтических средствах. Использование эрготерапевтических средств при работе с людьми с физическими, когнитивными или психическими дисфункциями.

 

Тема 2 Виды инвалидных колясок. Правила их подбора. Размеры коляски

 

Техника перемещения пациентов, нуждающихся в посторонней помощи.

Тема 3 Клинико-физиологическое обоснование применения трудотерапии в процессе лечения

 

Понятие о трудотерапии. Определение трудотерапии. История возникновения трудотерапии. Значение трудотерапии для пациентов. Задачи трудотерапии. Показания и противопоказания. Основные направления трудотерапии: терапия трудом и терапия занятостью.

 

Тема 4 Эрготерапия при нарушении функций кисти

 

Заболевания кисти. Цели и задачи эрготерапии кисти. Тестотерапия. Методики эрготерапии, направленные на восстановление мелкой моторики. Показания и противопоказания. Подбор и освоение эрготерапевтических уп­ражнений и методик.

 

Тема 5 Понятие о мышечном тонусе и его нарушениях

 

Тонус мышц. Факторы, влияющие на мышечный тонус. Патология тонуса мышц: спастичность, ригидность, атония, переменный тонус. Определение состояния тонуса мышц.

 

Тема 6 Тренировка мимической мускулатуры, графомоторики, нарушенных когнитивных функций

 

Эрготерапевтические методики, направленные на восстановление нарушенных функций глотания, функций губ, языка, лицевой мускулатуры, ротовой полости. Тренировка высших интегративных функций (праксиса, гнозиса и др.). Речетерапия. Методики обучения пациентов рукописному письму, работе на компьютере. Оценка эффективности тренировки. Особенности организации и проведения групповых занятий с





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.