Здавалка
Главная | Обратная связь

Молодежь как субъект культурно-досуговой деятельности.



Согласно «Российской социологической энциклопедии», молодежьюможно назвать большую общественную группу «имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. [36, с. 297].

Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Поэтому для определения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, т.е. период юности, а конкретно-историческое общество. Антропологическое (биологическое) и психологическое содержание молодёжного возраста имеет объективную социальную природу.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

16 - 19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;

20 - 24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;

25 - 29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

Именно в современном обществе, с его особым вниманием к молодежной культуре, созданной средствами массовой коммуникации, молодежный возраст приобретает особенно важное значение. «Молодежи, как известно, предстоит выбор карьеры, сексуальных партнеров, а также образа жизни. « Она может быть также временем сомнений в приобретенных ценностях и восстания против образа поведения родителей…» [2, с. 503].

Психологическая характеристика молодежи имеет немаловажное значение для понимания феномена «молодости», для определения основных особенностей, потребностей и проблем молодежного возраста.

Р.С. Немов, говоря о «молодости», выделяет следующие психологические характеристики данного возраста:

- интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая;

- значительные индивидуальные различия молодых людей;

- выраженная полоролевая дифференциация;

- самоопределение в будущей профессии;

- формирование сложной системы социальных установок [30, с. 242 – 243].

Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря научно-технической революции, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполнятся случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, - мощный пласт многовековой культуры который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированные на специфическое восприятие молодежи.

Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.

Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры:

- стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;

- резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;

- «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям;

- двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти.

Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходивших на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов.

«Молодежная культура» - это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определению характеристику молодежной культуры содержит другое определение: «Современная молодежная культура - довольно сложное, социально духовное образование. включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга». Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее содержательным, на взгляд Е.И. Григорьевой, определением является следующее: «Молодежная культура – это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа» [40, с. 342 – 343].

Сложность и противоречивость процесса вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы молодежного протеста, в том числе асоциальные, такие как преступность, наркомания, «сексуальная свобода», а также специфическую молодежную субкультуру.

Впервые в отечественной литературе определение субкультуры дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами» [20, с. 87].

В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры.

В «Большом толковом социологическом словаре» под «молодежной субкультурой» понимается – «субкультурные черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие:

а) своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде;

б) отношения сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем семье;

в) относительную первостепенность досуга, а не работы;

г) вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни;

д) качество бесклассовости в стиле досуга и поведения» [1, с. 437].

Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:

1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия.,

2) манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка).

3) слэнг - специфический словарь и его использование.

Анализ характеристики и функций молодежной субкультуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкультурой называется дистанцирующая от общей культуры совокупность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, альтернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения [40, с. 248].

Потребность самовыражения, самоутверждения и общения на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое общение. Несмотря на то, что эти группировки существуют независимо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.

Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметрально противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности. Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учреждений. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.

Немалую роль играет, и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения.

Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависимость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода молодежи в антисоциальные группы.

Неформальное движение молодежи выполняет определенные функции, основная из которых — самореализация, т.е. субъектное воплощение. Она дополняется инструментальной,когда группа становится инструментом для достижения сознательных или неосознаваемых результатов; компенсаторнаяфункция связана с отсутствием личной независимости и свободы в официальных структурах, хотя независимость в неформальных группах мнимая; эвристическаяфункция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности.

Существует множество классификаций самодеятельных групп. Делят их на любительские и неформальные, официальные и альтернативные, по возрастному принципу, социально-правовому, по направленности интересов и т.д. По социально-правовому признаку выделяют: 1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности — группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей природы; 2) асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, — металлисты, панки, хиппи, музыкальные и спортивные фанаты; 3) антисоциальные — пацаны, нацисты и другие, деятельность которых носит социально негативный характер.

Так, например В. Т. Лисовский подразделяет неформальные группы на:

-общественно-политические,

-социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);

-прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);

-клубы социальной помощи:

-религиозные и полурелигиозные,

-правозащитные группы и объединения;

-спортивные,

-спортивные и музыкальные фанаты;

-асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, рокеры и т.п.),

-антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие и др),

-националистические,

-этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы);

-историко-патриотические [40, с. 250 – 251].

Заслуживает внимания классификация М. Топалова по направленности интересов:

—увлеченные современной молодежной музыкой — металлисты, брэйк-дансисты, панки, любители «диско», «новой волны», классического рока и других направлений музыки;

—увлекающиеся техникой — рокеры, гоняющие по вечерним улицам городов на мотоциклах, и др.;

—устремленные к правопорядковой деятельности — афганцы, люберы, которые ратуют за порядок и пытаются установить его своими методами, в том числе силовыми;

—активно занимающиеся определенными видами спорта — люберы, атлеты, силовики и т.д.;

—околоспортивные — различные фанаты, сопровождающие своих кумиров в спорте;

—философско-мистические — хиппи и различные группы, увлеченные восточной религией, пророками;

—защитники окружающей среды — экологокультурные группы, занимающиеся охраной памятников истории и культуры, природы и всей окружающей среды [31, с. 36].

З.В. Сикевич дает характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к группе может быть связана: во-первых, со способом времяпрепровождения — музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже юные нацисты; во-вторых, с социальной позицией — экологокультурные; в-третьих, с образом жизни — «системники» и их многочисленные ответвления (пипл, хайрасты, религиозные братства); в-четвертых, с альтернативным творчеством — официально непризнанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др. [38, с. 46].

Группы, объединенные по способу времяпрепровождения,включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов, юных нацистов и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Кто-то ищет себе по вечерам жертву для расправы, другие сопровождают своих идолов на концертах и соревнованиях, потому что не знают, чем заняться. В основе опасных игр нацистов лежит та же скука и душевная пустота. Они провоцируют окружающих фашистской символикой, ищут возможность утвердить культ силы, жестокости и хамства. И в этом похожи на расправно-самосудные и противоправные. Но едва ли их можно рассматривать как группы с социальной позицией, так как они не имеют представления о философии и социологии нацизма. Это движение представляет собой крайнее выражение неформальности, его характерная черта — стремление выделиться из сверстников, самовыражение любым способом, утверждение себя во что бы то ни стало. Оно никогда не станет массовым в силу абсолютного противостояния общепринятым жизненным ценностям, хотя оно и свидетельствует о кризисе общества.

Неформальные объединения по социальной позицииявляются формой проявления социальной и политической активности. Появившись в 60-е годы в связи с восторженной поддержкой оттепели, в 80-е годы они снова возрождаются, но уже выступают против социально-политических условий общества. Даже экологокультурные группы постепенно политизировались, хотя появились как альтернатива Всесоюзному обществу охраны памятников истории и культуры. Это исключительно молодежные группы, круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности человека. Они выступают на собраниях и дискуссиях, в печати, обращаются в компетентные органы. Некоторые их акции наталкивались на противодействие органов правопорядка. И действительно, они носят противоправный характер, но общественность воспринимает их как правомерную социальную активность молодежи.

Группы, объединенные по образу жизни,составляют «системники» с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрасты, религиозные братства типа кришнаитов), для которых совместное общение становится образом жизни. Для «системников» главное — человеческое общение, их декларируемые ценности — мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими кайф и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, бегство от одиночества. Но их отличие в том, что для других групп — это досуг, а для «системников» — сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах социально-политической направленности. Кришнаитов от них отличает уход от действительности в религиозные формы. Для них высшее счастье — это спокойствие души, слияние с Абсолютом, сверхсознанием, чего можно достичь постоянной медитацией с произношением ритуальных заклинаний, физическим и духовным воздержанием. Это своего рода образ жизни, который они фанатично отстаивают и пропагандируют. В сущности — это религиозная секта, которая зарегистрирована как любительское объединение.

Группы альтернативного творчестваотличаются от всех других неформалов. В них объединены профессиональные, но не признанные официальными художественными кругами живописцы, скульпторы, актеры, писатели и другие, ориентирующиеся на эстетику авангарда. Они охотно перешли бы в ранг формалов, стали бы членами творческих союзов. Однако их творчество не вписывается в рамки официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним меняется, они проводят выставки, выступают по радио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Тем не менее, групповая замкнутость, противостояние официальным художественным ценностям характеризуют их именно как неформальное самодеятельное движение. Среди них особенно выделились «митьки», у которых четко обозначенные творческие позиции все больше переходят в образ жизни и поведения. [38, с. 130 – 133].

Вывод:

Молодежные неформальные объединениякак форма альтернативной культуры или контркультуры представляют собой сложное явление со своими особенностями. Это пересмотр системы ценностей, определяющих образ жизни человека; отказ от идеологии и общественной психологии в силу их расхождения; отрицание художественных средств официального искусства; ориентация на удовлетворение собственныхпотребностей, интересов. Большинство участников этого движения — обыкновенная молодежь, выброшенная обществом за пределы формально организованных структур в результате порочной системы воспитания, недоверчивости и неуважительного отношения со стороны взрослых.

Мы считаем, что на сегодняшний день в молодежной среде наблюдается достаточно тревожная ситуация: досуг чаще становится основным видом социальной деятельности молодого человека, чем учеба и работа. На наш взгляд, такое положение вещей связано с социальной «невостребованностью» молодежи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.