Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные функции современного досуга молодежи.



Социологический словарь дает следующее определение понятию «досуг»:

«Досуг» – 1. Время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а так же культурных и художественных занятий.

2. Деятельность, занимающая «свободное время» [2, с. 194].

В «Российской социологической энциклопедии» мы находим несколько иное определение понятию «досуг», согласно которому досуг представляет собой «совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время. Время, затраченное на них, - время досуга – это часть свободного времени. Функции досуга (досуговой деятельности) совпадают с функциями свободного времени. Виды деятельности досуга служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении» [36, с. 132].

И вновь мы сталкиваемся с совпадением понятий «досуга» и «свободного времени». Что же представляет собой «свободное время» и каковы его функции, которые, согласно «Российской социологической энциклопедии», совпадают с функциями досуга.

«Время свободное», - читаем мы в «Российской социологической энциклопедии», - «часть времени суток, свободная от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда… Время свободное неправомерно отождествлять с внерабочим, то есть свободным от работы в общественном хозяйстве временем. Последнее охватывает более широкий круг занятий…» [36, с. 78-79].

Согласно данному определению, во «время свободное» обычно включаются затраты времени на следующие занятия:

- учебу и повышение квалификации;

- общественную работу;

- творческие и любительские занятия;

- пользование средствами массовой информации;

- посещение учреждений культуры и зрелищ;

- общение;

- занятия физкультурой и спортом;

- пассивный отдых и ряд других занятий.

Основные функции «свободного времени» и «досуга», согласно «Российской социологической энциклопедии», можно сформулировать следующим образом:

1. Функция отдыха и восстановления израсходованных умственных и физических сил;

2. Функция развития умственных и физических сил и способностей;

3. Функция развлечения и общения.

Отметим, что для нашего исследования наиболее интересна последняя, третья функция свободного времени, которая и имеет непосредственное отношение к досуговой деятельности.

В узком смысле под «досугом» принято понимать отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д. В широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более объемный круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом. Перечень досуговых занятий, содержит не менее 40 видов деятельности, объединяемых при изучении бюджетов времени в следующие группы: творческие и любительские занятия, пользование СМИ, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение, занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и другие досуговые занятия [34, с. 25-30].

Досуговая сфера, таким образом, по сравнению с другими сферами жизнедеятельности представляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей.

Другое определение понятий «досуг», «отдых» мы находим в работе кандидата философских наук, доцента Московского государственного университета культуры Б.Г. Мосалева. Понятие «досуг» он определяет, как «часть свободного времени от работы. Структура досуга представляет собой совокупность различных видов деятельности для удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности, образовании, повышение квалификации, любительских занятиях, различных формах нерегламентированной деятельности и общения» [29, с. 23].

Отдых же Б.Г. Мосалев трактует как состояние покоя, смену вида деятельности, которая снимает утомление, способствует восстановлению работоспособности.

Мы под «досугом» будем понимать – совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, будучи свободной от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей.

По мнению Э. Соколова, к основным функциям современного досуга относятся:

- отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия;

- активная физическая деятельность в виде ходьбы, бега, физических упражнений или ручного труда;

- развлечение как психическая разрядка и приобщение к некоторым элементарным ценностям культуры – это игры, танцы, легкое чтение, встречи с друзьями и т. д.;

- просвещение и самообразование, развивающее способности разума, памяти, воображения, формирующие нравственную и интеллектуальную культуру, художественный вкус;

- творчество, выступающее в виде самоценной, эмоционально захватывающей активности, - это изобретательство, организаторская деятельность, самодеятельное художественное творчество, а также разнообразные любительские увлечения;

- созерцание как эстетическое любование природой, памятниками старины, красивыми вещами, философское размышление об устройстве мироздания и смысле жизни, позволяющее отключиться от повседневности и погрузиться в сущность вещей;

- праздник как вид «высокого» досуга, необходимый для поддержания важнейших традиций, для коллективного преображения жизни с помощью музыки, танцев, специальных ритуалов [21, с. 62 – 63].

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Туев предлагает три следующих обязательных функции досуга:

1) отдых,

2) развлечение,

3) развитие личности.

Доминантными функциями современного досуга, по мнению В.В. Туева, сегодня становятся:

1. Коммуникативная, реализующая все возрастающую потребность общения людей в сфере свободного времени;

2. Компенсаторская, которая обеспечивает человеку эффективную компенсацию учебы, профессиональной деятельности и пенсионного возраста;

3. Развивающая функция, способствующая росту досуговой культуры людей и опосредованно культурного потенциала личности в целом [47, с. 8].

Принято различать активный и пассивный досуг. Первый связан с активными занятиями, различными видами деятельности – игрой, пением, спортом и т.д. Второй же вид досуга связан с пассивными видами времяпровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, «потребителя» культурных ценностей или с «ничегонеделаньем».

С конца XX века на первый план в теоретическом осмыслении досуга выдвигается такая важная методологическая проблема как типологизация досуга молодежи. В основе предложенной группой исследователей под руководством В.В. Туева, типологизации времяпровождения молодежи лежат три основных типа. Условно говоря, это:

1. «Творческо-деятельный» тип (наиболее рациональный, интенсивнее всего влияющий на развитие личности молодого человека, для которого характерно участие в создании духовных ценностей);

2. «Культурно-потребительский», особенностью которого является не столько создание, сколько потребление культурных ценностей;

3. И наименее рациональный - «рекреативный» – с использованием свободного времени преимущественно на отдых и развлечения [47, с. 16 – 17].

Причем первых два типа, по мнению В.В Туева, связаны преимущественно с более возвышенной деятельностью в свободное время, а «рекреативный» тип выражает в основном досуговую деятельность.

Таким образом, довольно часто в литературе понятие «свободное время» используется как синоним «досуг». Категория «свободное время» представляет собой более широкое по своей структуре и содержанию понятие, по отношению к которому досуг относится, как часть к целому. Если свободное время отождествляется с внерабочим временем в целом, то под досугом следует понимать лишь ту часть этого времени, которая остается за вычетом из него всех необходимых затрат на естественные биологические и физические потребности.

Анализируя результаты исследований социологов и культурологов в сфере культурно-досуговой деятельности молодежи, мы обратили внимание на некоторые тенденции, которые прослеживаются, как нам кажется, в последнее время все более явно.

Одной из современных тенденций молодежной культуры является уменьшение свободного времени вследствие трудовой занятости с целью получения дополнительного заработка. Причинами тому является слабая социальная защищенность значительной части учащейся и рабочей молодежи, стремление быть материально независимыми от родителей. Естественно, что это существенно снижает возможности восстановления их физических сил, уменьшает возможность самореализации в социально-культурной сфере, обедняет структуру досуга.

Вторая тенденция, по определению В. Я. Суртаева, заключается в снижении интереса молодых людей к чтению художественной литературы. Это связано со многими причинами. Г.Д. Гачев, например, считает, что отрицательную роль в приобщении молодых читателей к лучшим произведениям художественной литературы сыграли всевозможные экранизации книг.

Третьей тенденцией молодежной культуры в сфере досуга является повышенный интерес молодых россиян к церковным праздникам, к традиционным празднично-игровым формам досуга, веками складывавшимися в России. Социолога К. Каариайнен и Д.Е. Фурман считают, что 90-е гг. стали для России своеобразным религиозным «бумом». По данным российско-финского исследования, проведенного ими, в 90-е годы значительно возросло количество церковных обрядов венчания и крещения, общее количество прихожан. Возрождение традиционно российских празднично-игровых форм досуга, по их мнению, приобретает тенденцию нарастающего характера.

Четвертая тенденция - рост пассивно-созерцательных видов досуговой деятельности (посещение ресторанов, эстрадных шоу, спортивных соревнований), уменьшение доли творческо-созидательных видов (участие в самодеятельном художественном творчестве, техническом творчестве, любительской деятельности, участие в общественно-политических движениях).

Пятая тенденция, выявленная Шакеевой Г.А., заключается в безразличии и пассивности отношения некоторой части молодежи к кругу своего общения. Это, безусловно, негативное явление, так как успешность и эффективность общения опирается на творческую активность самой личности и связана с особенностями ее жизненного мира и ее интересов.

Шестая тенденция связана с безразличием и некритическим отношением молодежи к содержанию и структуре своего досуга. В.Я. Суртаев в результате своего исследования, проведенного в конце 90-х гг., пришел к выводу, что практически у всех социально-профессиональных групп молодежи низок уровень потребностей сделать свой досуг более интересным и содержательным. Кроме того, у всех социально-профессиональных групп завышена самооценка направленности и содержательности своего досуга.

Нельзя обойти стороной еще одну тенденцию, которая становится огромной проблемой не только для России, но и многих других стран мира. Это тенденция алкоголизации и наркотизации досуга, которая является одним из негативных последствий снижения уровня духовности. [17, с. 121 – 123].

Помимо вышеперечисленных, исследователями молодежного досуга выделены следующие тенденции и проблемы:

- повышение самооценки культурно-досуговой деятельности (КДД) как сферы самореализации;

- доминирование культурно-потребительских видов и форм организации свободного времени;

- усиление интернационализации содержания досуговых форм деятельности;

- расширение инновационных процессов в КДД, рост критического отношения к традиционным формам и содержанию свободного времени;

- возрастание внеинституционных форм использования свободного времени;

- расширение диапазона КДД и ее интенсификация;

- нарастание гедонистических и статусно престижных мотивов времяпрепровождения;

- превращение свободного времени в зону повышенного риска, продолжающийся рост деструктивных форм поведения [25, с. 170].

Вывод:

Свободное время в современном обществе отражает его основные общественные характеристики и тенденции развития.

В наше время – происходит развитие положительных тенденций по созданию культурно – досуговой среды, адекватной современным социально – культурным потребностям молодежи. И современные культурно – досуговые центры должны стать носителями целостной культурно – досуговой среды.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его досуга.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. В свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поетому необходимо выработать диффренцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно – досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Таким образом, досуг дает возможность современному молодежи развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всестронне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его не регламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодежи социальные институты досуга, молодежные центры являются ведущими сферами социально культурной инеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущество досуговой деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток – шоу, КВН, однако, не всегда культурно – досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодежи. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодежи, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в философии, социологии, психологии и педагогике. Социально – философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях многих авторов и имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

 

 

1.3 Принципы и формы организации досуговой деятельности для молодежи

«Принцип» - руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки; в этическом плане - основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на явления какой-либо деятельности. [21,с. 115-124]

 

При решении этой задачи была использована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Была использована работы таких авторов как Красильников, Жарков, Киселева, Клейберга и Зубока.

Под принципами культурно-досуговой деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в организации.

Раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой деятельности - это обоснование теоретических, социально-этических, психолого-педагогических и организационных основ ее функционирования [10, с. 117].

Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям, который предполагает установку на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в досуговой деятельности [40, с. 329].

Принцип дифференцированного подхода при организации культурно-досуговой деятельности предполагает, прежде всего, необходимость учета специфики труда и профессиональных интересов различных групп населения. Не могут быть идентичными, например, планы работы Дома культуры железнодорожников, Дома культуры автомобилистов, Дома учителя, районного Дома культуры, сельского и т.д. Деятельность учреждения культуры, организуемая с учетом задач и профессиональных интересов обслуживаемых групп населения, обуславливает ее связь с жизнью, создает предпосылки высокой эффективности. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.

Наиболее общими исходными положениями являются: принцип интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания, совместности деятельности.

Принцип интереса предполагает не только удовлетворение потребности, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а, следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникнет своеобразная цепочка: потребность - интерес, интерес - потребность, потребность - интерес и т.д. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить соблюсти или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.

Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь выделим тот, который вызван потребностью в информации, то есть в получении различных сведений.

Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от его возраста, образования, социального положения. Различия наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к развлечениях, в зависимости от их характера и содержания.

Неизменным интересом пользуются разного рода зрелища: художественные, спортивные, игровые. Среди художественных предпочтение отдается эстрадным концертам, выступлениям сатириков и юмористов, приключенческим и детективным фильмам, шествиям и т.п.

Особое место принадлежит спортивным зрелищам, а среди них - игровым видам спорта. Объясняется это тем, что они позволяют человеку удовлетворить потребность в сопереживании. Феномен «болельщика» заключается в том, что восприятие спортивных зрелищ соревновательного типа содержит поток необычных и сильных раздражителей, которые усиливаются за счет групповых эмоций тогда, когда человек смотрит футбол или хоккей по телевизору, он стремится делать это не в одиночестве, а с кем-то еще, чтобы можно было делиться впечатлениями, сопереживать.

Интерес для человека представляют те формы досуговой деятельности, которые позволяют ему выступить в необычной для себя роли, изменить хотя бы на время свою социальную роль, побыть «другим». Этим объясняется привлекательность карнавалов, маскарадов, костюмированных балов. Участие в такого рода театрализованных действах под видом «другого я» позволяет человеку вести себя раскованно, раскрепощено, а определенная анонимность - осуществлять поступки, которые в обыденной жизни он никогда бы себе не позволил. Так, степенный человек может пуститься в пляс, а солидная дама кокетничать с молодым человеком.

Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремление человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представляет собой важное поле для самоутверждения. Она содержит в себе возможность побед, совершенно необходимых человеку и представляющих один из сильнейших стимулов жизнедеятельности. Успех в игре придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение, повышает общий тонус организма. Этому содействует одобрение успешных действий со стороны партнеров, товарищей, болельщиков [10, с. 128 – 129].

Рассмотрим более подробно формы культурно-досуговой деятельности, наиболее интересные для молодежи.

Наиболее популярной формой культурно-досуговой деятельности среди молодежи является дискотека.

«Дискотека – популярная форма культурного отдыха и развлечений, а также специально оборудованное помещение для проведения танцевально – развлекательных вечеров» [24, с. 44].

Этимология этого сравнительно нового слова проста: первая часть означает предмет плоского круга – диск, позднее – основа музыкального стиля «диско»; вторая часть – «тека» происходит от греческого «тэкэ», что означает «собрание, хранилище». Иными словами, дискотека в ее первоначальном значении – хранилище грампластинок.

В программы дискотек постепенно стали включаться занимательные конкурсы, музыкальные викторины, показы современных танцев, они стали носить не только сугубо развлекательный, но и познавательно – тематический характер, правда, последние готовились, главным образом, в рамках конкурсов и смотров.

Сегодня дискотека остается любимой формой организации подросткового и молодежного досуга [37, с. 147].

Другой популярной формой молодежного досуга является игровая программа. «Игра – групповая или массовая форма культурных развлечений с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха» [24, с. 52].

Для молодежи игра – в первую очередь, активная форма отдыха, способ снятия физического и психического напряжения, форма предупреждения стрессовых состояний. Удача в игре возвышает человека в собственных глазах, улучшает его настроение, способствует снятию напряжений, восстановлению физических и моральных сил. Кроме того, в процессе игры формируется воля, закаляется характер, тренируется память, воспитывается эстетический вкус, обретается опыт общения с окружающими. Диапазон игровых занятий и программ исключительно широк. Особенно популярны сегодня театрализованные игровые программы [37, с. 294].

Концерт – едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно – просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта, по мнениюЭ.В. Соколова, - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.

Концертные программы, на наш взгляд, пользуются популярностью среди подростков, в связи с тем, что здесь не требуется приложения каких-либо физических или умственных напряжений от зрителя. Можно, как говориться, «просто сидеть и смотреть» [41, с. 54].

Праздник. В основу классификации праздников должны входить социальная значимость, масштабность, степень воздействия на участников и зрителей.

Технология подготовки и проведения праздника предусматривает прохождение трех этапов: создание предпраздничной ситуации в жизни коллектива, группы людей, семьи. Затем праздничная атмосфера, и, наконец, анализ осмысление комплекса акций, действий, усилий и послепраздничный период. Все эти три этапа объединяются «ядром» - событием, которое играет большую роль. Многолетняя практика и наблюдения по подготовке и проведения праздников в учреждениях культуры позволяет сделать вывод о том, что успех в этом деле зависит от умения влиять на сознание и поведение аудитории на всей дистанции из трех этапов.

Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленном обычаем порядке для оформления событий, занимающих особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Это составная часть праздника, являющаяся как бы его стержнем. Обряды обусловлены обычаем, традицией. Как целостная структура раскрывает событие, например обряд «Проводы русской зимы» (Масленица).

Ритуал - основа обряда, порядок совершения действий, соответствующих обряду. В ритуале должно быть значение и смысл отмечаемого события, например, ритуал «Сожжение чучела Масленицы».

Церемония - особо торжественная часть ритуала, официальный акт (вынос знамени) например, в День Победы, минута молчания.

Еще одним популярным у молодежи видом культурно–досуговых программ, является конкурсно – развлекательная программа.

«Конкурс – познавательно–развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой – либо области знаний или общественно – полезной деятельности» [24, с. 71-72].

Конкурс – исключительно вариативная форма, используемая в самых неожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно – досуговой работы.

Конкурсы могут быть профессионального мастерства («Час веселых затей»), самодеятельного художественного творчества («Играй, гармонь! Звени, частушка!»), конкурсы экологические (направлены на расширение познаний о природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира), конкурсы развлекательные (КВН), конкурсы красоты («Краса Кузбасса»).

Наиболее популярны среди молодежи конкурсы развлекательные. И хотя многие компоненты конкурсов готовятся заранее, самая тщательная подготовка не заменит увлекательной импровизации участников уже непосредственно в процессе проведения конкурсно–развлекательной программы [37, с. 445].

Другой популярной формой - программой являются тематические вечера. Структура тематических вечеров чрезвычайно широка, поскольку они отличаются жанровым богатством, композиционным построением, широким набором выразительных средств.

Тематические вечера классифицируются по двум признакам: по содержанию (общественно-политические, военно-патриотические, морально-этические) и по драматургической композиции материала (вечер- рассказ, вечер-митинг, выпускной вечер, и.т. д.).

Деятельность специальных просветительных учреждений - планетариев, зоопарков, музеев, выставок - также нуждается в методах активизации внимания и интереса к ним. Для местного жителя посещение этих учреждений - это разовое удовлетворение его любопытства и не более того. Исключением является зоопарк посещение, которого равнозначно посещению парка культуры и отдыха, обогащенного разнообразием впечатлений, доставляемых животными.

В полной мере принцип единства рекреации и познания реализуется в тех формах, которые представляют собой источники массового распространения информации.

То, что первые три места заняли средства массовой информации, вполне естественно. В современном мире они влияют на все сферы жизнедеятельности человека, заполняя его досуг, информируя о состоянии мира, развлекая и просвещая. При этом они сильно воздействуют на весь строй мышления человека, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Такое сильное воздействие приводит к тому, что у массового потребителя информации происходит замена личного мировоззрения набором готовых суждений, оценок, понятий, а культурное обогащение носит беспорядочный характер, который возникает в итоге ежедневно воздействующего, непрерывного и обильного потока случайных сведений.

Пространственная и временная насыщенность этой коммуникации, давая лестное ощущение насыщенности культурной информацией, вполне удовлетворяет потребности массового индивида, но не исчерпывает их. Остается неудовлетворенным желание обсудить полученную информацию, задать «свой» вопрос, поспорить. Все это и поставило в один ряд со средствами массовой коммуникации встречи и просветительную лекционную работу.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является принцип совместной деятельности. Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.

Вывод.

Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Учреждение культуры досуга, в первую очередь, это социальный институт, цель которого – просвещение и образование, воспитание и содействие всестроннему развитию членов общества путем целесообразной организации свободного времени.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодежи в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления.

На смену городским и районным домам культуры в наши дни приходят культурно – досуговые центры для молодежи, стремящиеся реализовать новое отношение к досугу посредством экспериментальной апробации и внедрения новых форм культурно – досуговой деятельности. Центр - тип культурно – просветительного учреждения, место сосредоточения культурно – досуговой деятельности детей и взрослых, наиболее полно отвечающие современным представлениям о досуге как пространстве для всестороннего развития личности. Важнейшая функция учреждения культуры – организация досуговой деятельности больших масс людей, создание постоянной, устойчивой и целевой аудитории, т.е. целенаправленная работа с определенными группами населения, различающихся по характеру и содержанию их социально профессиональной деятельности, социально – демографическим признакам.

Современный этап развития культурно – досуговых центров для молодежи, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

 

Вывод по первой главе.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотьемлемым элементом образа жизни человека. Поетому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и навязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.