Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура экономической деятельности как системного объекта

Экономическая эффективность изучается исходя из следующего представления экономической деятельности (независимо от уровня экономического объекта)


 

 

Структура экономической деятельности как системного объекта

 

Потребности в продукции – услугах транспорта

 
 

 


Ресурсы производства: основные средства, труд,

материальные ресурсы, денежные ресурсы

 
 

 


Производство: совокупность технологических процессов в их взаимной обусловленности,

в которых соединяется труд с основными средствами и материальными ресурсами,

обеспечивая получения результата – продукт в виде законченной перевозки грузов и пассажиров.

Затраты на производство продукта

           
   
 
   

 


Результат производства – услуги транспорта

как предмет обмена на рынке

 
 


 

 
 


Доходы от реализации продукта – услуг транспорта

 

 
 


Распределение дохода и накопление дохода

 
 


 

 
 


Использование накоплений

 

Ее отличительные черты:

1. целереализующая производственная система,

2. управляется как элемент более общей социально-экономической системы.

3. функционирует в условиях определенного общественного строя производства, системы главенствующих производственных отношений, действия экономических законов и, в первую очередь, основного экономического закона, по отношению к которому все остальные законы находятся в определенном соподчинении.

4. проявление всех этих условий функционирования производственной системы находит свое выражение во взаимосвязи элементов: потребности; ресурсы; производство; результат.

5. Отражение такой производственной системы предполагает характеристику эффективности целенаправленного поведения как основного фактора развития объекта.

Потребности в производстве - это объем продукции в виде конкретных материальных объектов или услуг определенного качества, которые необходимо произвести в соответствии с целями функционирования более общей системы, местом и функциями данной производственной системы. Удовлетворение потребностей в производстве продукции - цель функционирования системы, для чего в рамках более общей системы организуется данное производство и ему выделяются необходимые ресурсы соответствующего объема и качества.

Ресурсы производства - совокупность факторов процесса труда, участвующих в создании продукта как потребительной стоимости: рабочая сила, средства труда и предметы труда.

Производство - это процесс целенаправленного функционирования факторов процесса труда в их органическом единстве. Именно в процессе производства труд, приводя в действия орудия труда, осуществляет преобразование в соответствии с определенной технологией предмета труда в продукт труда - конкретную потребительную стоимость. В этом процессе взаимодействие и взаимообусловленность отдельных единиц всей совокупности факторов производства находит полное выражение.

Затраты производства продукта - это затраты живого труда и вещественных факторов, являющихся овеществленным прошлым трудом. При формировании отношения к таким затратам как издержкам производства следует учитывать, что в процессе производства продукции как потребительной стоимости средства производства, наряду с рабочей силой, участвуют как потребительные стоимости, которые обладая производительной силой определяют производительность труда, а также величину его затрат в производстве. Прошлый труд в виде стоимости средств производства участвует в другом процессе - в образовании полной стоимости продукта, и то только частью.

Результат производства - это объем продукции в виде материальных объектов или услуг определенного качества, произведенный за конкретный период времени и предназначенный для удовлетворения потребностей в рамках более общей системы. Как диалектическое единство целей и результата представляет определенную степень достижения цели с точки зрения и объемных и качественных характеристик. В последующем продукт производства подлежит обмену, распределению и использованию в рамках самой производственной системы и в рамках более общей экономической и социально-экономической системы.

Эффективность является синонимом понятия "результативность", "плодотворность", "действенность

Эффективности производства - это результативность функционирования производственной системы в условиях максимизации экономических условий осуществления требований основного экономического закона – наиболее полное удовлетворение потребностей возрастающего качества при минимизации объемов применяемых ресурсов. При изучении функционирования сложных социально-экономических систем объективно возможно выделять относительно самостоятельные стороны (аспекты) категории эффективность. Подчеркивая самостоятельность отдельной стороны - аспекта, следует иметь в виду, что она является определенной конкретизацией категории эффективности и ее мера служит конкретизацией и дополнением меры того критерия, который определяет основную сущность эффективности.

Поэтому всестороннюю характеристику эффективности производственной системы можно дать только на основе системы показателей, в которой каждый конкретный показатель отражает конкретный аспект в их взаимосвязи и взаимообусловленности

Система показателей экономической эффективности должна отвечать следующим требованиям:

1. Все показатели в их множестве конструируются исходя из основного критерия экономической эффективности производства, по отношению к которому подчиненными выступают все частные;

2. В систему входит обобщающий показатель, охватывающий все множество связей и отношений между явлениями, которые представлены частными, элементарными и факторными показателями;

3. Система показателей должна служить основой для анализа функционирования производственной системы с целью всесторонней оценки значимости результатов при наличии средств определенного уровня развития в конкретных условиях места и времени.

Характеристика системой показателей экономической эффективности дается с учетом двойственности поведения производственной системы, выражающейся в том, что с одной стороны она – это элемент более общей системы и с другой стороны – это относительно обособленная система, поведение которой определяется характером функционирования ее элементов. И, следовательно, ее поведение необходимо оценивать с позиций общей системы в целом, и с позиций самой системы, используя два критерия оценки - внешний и внутренний.

Мерой внешнего критерия оценки функционирования производственной системы служит показатель степени удовлетворения потребностей в продукции производственной системы. Он в обобщенном виде представляет все множество связей и отношений, которое формируется при функционировании производственной системы в целом и ее элементов. Поэтому показатель внешнего критерия - обобщающий по отношению к множеству показателей, характеризующих связи и отношения.

Внутренний критерий оценки эффективности производственной системы не противоречить внешнему, если он отражает то положение, что степень удовлетворения в потребностях определяется уровнем развития и использования производственного потенциала. Мерой внутреннего критерия производственной системы - максимальной отдачи производственного потенциала выступает показатель ресурсоотдачи как размер эффекта, приходящийся на единичный объем имеющихся в наличии ресурсов.

 

По внешнему критериюнароднохозяйственная эффективность железнодорожного транспорта -показатель степени удовлетворении потребностей в перевозках с учетом качества транспортного обслуживания. По существу представляет долю тех потребностей в перевозках в их общем объеме, которая удовлетворена при соблюдении всех требований к качеству перевозок в результате деятельности грузового железнодорожного транспорта.

Согласно внутреннему критериюотраслевая эффективности железнодорожного транспорта -показатель ресурсоотдачи, как удельного объема эффекта приходящегося на единицу общего объема функционирующего как целостная систма комплекса производственных ресурсов. Отраслевая эффективность - многоаспектная категория. А в ее количественной характеристике должна применяться система показателей, представляющая как отдельные стороны эффективности, так и факторы, которые определяют уровень обобщающих показателей эффективности экономической деятельностью на уровне сети железных дорог, отдельных железных дорог и их предприятий. Традиционные для железнодорожной статистики системы показателей обеспечивают достаточно полное и глубокое отображение многих объектов в рассматриваемом комплексе и характеристику тех их сторон, которые так или иначе представляют отраслевую эффективность. Вместе с тем необходимо использование ряда показателей, дающих обобщенную характеристику всего множества факторов и условий, которые определяют уровень и динамику отраслевой эффективности - ресурсоотдачи.

 

2. Качество продукции и качество работ и их показатели.

 

Из определения экономической эффективности производственной системы и подходов к ее оценке с позиций внешнего и внутреннего критериев, следует то положение, что проблема отражения эффективности железнодорожного транспорта требует разработки показателей качества продукции и качества работ.

Качество продукции – это способность ее единиц удовлетворять конкретную потребность. Как степень удовлетворения этой потребности качество продукции представляет собой конкретный потребительский эффект, размер которого определяется свойствами продукции. Из всего множества свойств единицы продукции выделяются те, которые в наибольшей степени определяют размер потребительского эффекта. Поэтому уровень качества продукции оценивается на основе наблюдения за отдельными свойствами единицы продукции и сравнения полученных значений в статике (у различных единиц продукции), в динамике, с эталонами и другими базисными значениями.

При определении качества транспортной продукции необходимо учитывать, что продукция транспорта как законченное перемещение грузов и пассажиров в пространстве не имеет вещественной формы. Потребительная стоимость законченной перевозки находит свое выражение в изменении местоположения перемещаемого объекта и в общем случае с таким свойством как расстояние перемещения будет характеризоваться своевременностью, сохранностью (комфортностью), продолжительностью доставки (интенсивностью перемещения) к месту назначения.

Чтобы служить оценкой качества транспортной продукции значения указанных свойств перевозки должны быть сравнены с такими значениями, которые соответствуют определенному уровню потребительского эффекта. Такой уровень учитывает большое число факторов, определяющих социальную и экономическую целесообразность потребностей с данными свойствами и интенсивность процессов улучшения этих свойств в условиях конкретного этапа развития народного хозяйства. Требования к свойствам-качеству транспортной продукции, соответствующие текущему состоянию социально-экономического развития страны, находят свое отражение в установленных их нормативных значениях и зафиксированных в различных стандартах, технических условиях, нормативах, планах-графиках и т.п.

Под качеством работы в широком смысле понимается степень соответствия определенным требованиям совокупности существенных признаков конкретных видов работ. И в этом случае наблюдение ведется за отдельными в их необходимом наборе свойствами единичных актов деятельности и сравнения полученных значений в статике, динамике, с эталонами, другими базисными значениями. К числу важнейших свойств работы (деятельности) как потребности определенного вида следует отнести целесообразность работы в условиях определенного комплекса видов деятельности, продолжительность (интенсивность выполнения) работ, объемы применяемых ресурсов, затраты в целом и по видам затрачиваемых ресурсов и др. Требуемый уровень этих свойств (признаков) устанавливается на основе учета различных факторов, которые определяют эффективность конкретного вида работ в условиях сложившегося уровня развития техники, технологии, организации производства и т.д. и отражаются в различных технических условиях, нормативах, технологических картах, планах-графиках и другой технико-нормативной документации.

Качество продукции и качество работ взаимообусловлены: достижение требуемого качества продукции можно обеспечить лишь при соответствующем уровне качества работы. Особенно сильная взаимосвязь качества продукции и качества работы имеет место на транспорте, поскольку продукцией транспорта является законченный процесс перевозок как комплекс взаимообусловленных видов работ и операций. Здесь, как нигде, качество продукции - перевозок наиболее полно представляет качество работы многочисленных предприятий железнодорожного транспорта.

Для характеристики качества продукции (работ) используется система показателей, включающая

показатели признаков - конкретных свойств продукции (работ),

показатели степени соответствия уровня конкретных свойств конкретной продукции ( вида работ) тем требованиям, которые закреплены в стандартах, условиях, другой технической и технологической нормативной документации. Последнее предопределяет использование в наблюдении за качеством транспортной продукции и качеством выполняемых при ее создании работ развитой системы нормативной информации, требующей и соответствующей системы нормирования на железнодорожном транспорте как отрасли народного хозяйства и на его предприятиях.

обобщающие показатели различной степени общности.

В ее построении должны быть реализованы следующие принципиальные положения:

система показателей качества продукции и работ - это отражение конкретных свойств конкретной продукции или конкретного вида работ и факторов, определяющие уровень этих свойств;

показатели качества продукции и работ – это характеристика степени соответствия уровня конкретных свойств конкретной продукции или конкретного вида работ тем требованиям, которые закреплены в стандартах, условиях, другой технической и технологической нормативной документации. Последнее предопределяет использование в наблюдении за качеством транспортной продукции и качеством выполняемых при ее создании работ развитой системы нормативной информации, требующей и соответствующей системы нормирования на железнодорожном транспорте как отрасли народного хозяйства и на его предприятиях.

Проблемы показателей качества продукции, рассмотрим на примере средней продолжительности доставки грузов. На основе непосредственно наблюдаемого признака – периода времени, ограниченного моментом приема груза к перевозке и моментом прибытия груза на станцию назначения или моментом выдачи груза грузополучателю рассчитывается показатель средней продолжительности доставки одной отправки согласно формуле: ,

 

где - число наблюдаемых отправок.

Как показатель средней из вариантов имеет факторную модель со следующей структурой: ,

где - доля отправок, выделенных в –ую группу по конкретным признакам перевозки. Однако этот показатель представляет все множество отправок, различающихся в сотни и даже тысячи раз по своему весу и в сотни раз по расстоянию перевозки.

Поэтому как обобщение двух признаков время доставки и вес отправки в их сочетании исчисляется показатель средней продолжительности доставки одной тонны груза: ,

где - вес отправки.

Обращаясь к факторной модели этого показателя как средней из вариантов: ,

где - доля общего веса перевозимых грузов -ой группы отправок, - относительная величина среднего веса отправок -ой группы (см. 6.3),

можно видеть, что величина последнего показателя отражает не только распределение отправок по продолжительности отправок, но и характер распределения отправок по их весу, выделяя отправки с различными весами: от малого, характерного для мелких отправок до большого, характерного для маршрутных.

Чтобы исключить влияние различия процессов конкретных перевозок по расстоянию транспортировки, следовало бы исчислять признак - продолжительность доставки в расчете на единичное перемещение отправки или одной тонны . Однако экономическая практика сделала выбор в пользу обратного ему признака – скорость доставки груза как среднесуточная величина перемещения груза за весь период его доставки.

Средняя скорость доставки грузов на одну отправку рассчитывается по формуле: ,

где - расстояние перевозки отдельной отправки,

с факторной моделью как средней из вариантов: ,

где - относительная продолжительность доставки отправки, - относительная дальность перевозки отправки, - относительная скорость доставки отправки -ой группы,

показатель средней скорости доставки одной тонны - согласно формуле: ,

с факторной моделью: .

Из данной модели видно, что этот показатель представляет не только варианты скорости доставки грузов и распределение отправок, но и характер распределения отправок и по весу, и по дальности перевозок и скорости доставки в их сочетании.

Из рассмотрения природы обобщающих показателей продолжительности и скорости доставки грузов следует:

нельзя подменять показатели продолжительности и скорости доставки грузов, исчисляемые на отправку и тонну;

при изучении такого качества транспортной продукции как продолжительность доставки грузов в первую очередь и скорость доставки грузов в вторую очередь необходимо выделение групповых совокупностей отправок, которые имеют существенные различия в закономерностях формирования продолжительности доставки, описывая эти группы системой показателей, включающих и факторные;

необходимо давать отражение динамики тех явлений, которые определяют изменение среднего уровня как средней из вариантов в соответствии с представленными аналитическими моделями.

 

При изучении качества продукции с позиций соответствия фактического уровня свойства требованиям, которые к этому свойству предъявляются современным развитием производства и которые зафиксированы в регламентирующих документах, рассчитываются показатели

средняя продолжительность и средняя скорость доставки грузов по норме, привлекая данные о продолжительности доставки грузов по норме :

, , , ,

где - продолжительность - время доставки отправки, измеренное от момента отправления до нормативного срока прибытия груза на станцию назначения.

степень соответствия фактического уровня средней продолжительности доставки нормативной как степень выполнения норм продолжительносоти доставки грузов .

Несмотря на различие показателей и по существу, их следует отнести к показателям, оценивающим общее положение на основе характеристики общей тенденции. При этом не различаются единицы совокупности по признакам соответствия требуемым нормам, отделяя единицы с одним параметром качества - "хорошо" от единиц с другим параметром качества - "плохо".

Не принижая важность исчисления таких показателей в изучении качества продукции и качества работы, следует реализовать подход, при котором

1) на этапе наблюдения за отдельными единицами в их совокупности устанавливается признак соответствия фактического значения свойства-качества требуемому и зафиксированному в нормативных документах;

2) все единицы совокупности распределяются на две группы: единицы, у которых фактическое значение свойства-качества соответствует или выше требуемого значения; единицы, у которых фактическое значение свойства-качества не соответствует и ниже требуемого;

3) каждая группа характеризуется совокупностью показателей, значения которых обобщают одноименные показатели, представляющие всю совокупность единиц.

Рассмотрим общий случай. В совокупности единиц численностью выделены две группы численностью и , причем Первая представляет единицы, у которых фактическое значение признака качества соответствует нормативному , а именно равно или превосходит на величину . Это означает, что в этих случаях выполнены все требования к качеству продукции или качеству работ, а позитивные отклонения явились отражением имеющих место достижений. Вторая группа численностью представляет единицы, у которых фактическое значение признака не соответствовало нормативному на величину негативного отклонения . Для этих случаев характерно, что требования по качеству продукции или качеству работ не выполнены, а наблюдаемые негативные отклонения явились результатов имевших место недостатков. Такая совокупность характеризуется показателями, представленными в табл.1.

 

Таблица 1

Показатели качества продукции (работ)

 

Наименование показателя Группа 1 Группа 2 В целом
Тип характеристики позитивная. негативная. тенденция
Численость группы .
Доля группы в общей численности
Среднее значение признака фактическое ,
Среднее значение признака по норме , ;
Суммарное отклонение признака от нормативного
Среднее значение отклонения признака от нормативного , ;
Степень соблюдения нормативного значения признака ,
Степени отклонения признака от нормативного . .

 

Важнейшие оценки:

доля единиц, у которых значения признака качества соответствуют нормативному, , учитывая, что ее значение определяется значением доли единиц, имеющих негативные отклонения от нормативных, согласно модели:

.

удельные величины (размеры) негативных и позитивных отклонений:

; ,

для которых факторные модели принимают следующий вид:

, .

средний уровень отклонения фактических значений свойства-качества от нормативных для всей совокупности единиц, формируемая согласно следующей формуле:

.

Первая реагируя на все случаи нарушений в деятельности производственной системы, которые приводят к утрате требуемого уровня свойств-качеств у единиц продукции и единичных актов работы, не учитывая глубину негативных и позитивных отклонений,

Учитывя, что оценка качества продукции (работ) дается с использованием нескольких признаков, необходим переход к относительным оценкам разноименных признаков, позволяющий абстрагироваться от размерности признака, обеспечивает их сопоставимость:

удельная величина снижения качества и удельная величина повышения качества в относительном выражении:

, ,

где - средний уровень свойства-качества для совокупности единиц в целом.

с факторными моделями:

; .

используя относительные меры и ,

относительного прироста уровня свойства-качества, в целом для совокупности имеет место следующая факторная модель:

.

Взаимосвязи показателей, используемых для характеристики качества продукции (работы) на основе измерения значений свойства-качества единиц совокупности, представлена на рис.П4.1.

 

 

 

 

 

 

Рис.П4.1. Система показателей качества продукции (работ)

 

При использовании этих показателей в описании и анализе положения в области качества продукции и качества работ, следует учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, ценность достижений значительно возрастает, если отсутствуют недостатки, и значительно приуменьшается, если имеют место недостатки, так как часть достижений идет на компенсацию имеющихся недостатков.

Во-вторых, социальная и экономическая цена недостатков превышает соответствующие цены достижений, так как во многих ситуациях достижения создают предпосылки для получения социального или экономического эффекта, которые могут быть и не реализованы в силу объективных причин, в то время как недостатки всегда приводят к прямым или косвенным социальным или экономическим потерям. Поэтому анализ качества продукции и качества работ должен осуществляться при приоритете изучения недостатков.

В третьих, при оценке по внешнему критерию функционирования должно учитываться наличие фактов негативных отклонений, представленных числом случаев нарушения требований к свойствам-качествам в абсолютном или относительном выражении. При этом глубина негативных отклонений лишь определяет размеры соответствующих затрат, имеющих место в функционировании взаимодействующих с ней системах. Данное положение не означает, что при изучении поведения производственной системы как элемента общей социально-экономической или экономической системы не могут быть использованы все рассмотренные показатели качества продукции и качества работ.

В четвертых, оценке эффективности производственной системы по внутреннему критерию в наибольшей степени отвечают показатели качества продукции и качества работ, измеряющие глубину негативных и позитивных отклонений, и, как следствие, определяющие размер экономии и перерасхода ресурсов и затрат. Поэтому наличие и частота негативных и позитивных отклонений и их глубина должны рассматриваться как важнейшие факторы, определяющие уровень показателей ресурсоотдачи (равно как и затратоотдачи).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.