Здавалка
Главная | Обратная связь

В отношении показателей народнохозяйственной эффективности пассажирского транспорта ограничимся следующими положениями.



 

1. Для характеристики эффективности железнодорожного транспорта в части пассажирских перевозок должны использоваться те же принципы, что и при оценке работы грузового транспорта. Однако при этом необходимо учитывать некоторые особенности формирования и удовлетворения потребностей населения в железнодорожных поездках .

Потребности в поездках населения формируются под влиянием многих факторов, определяющих как степень мотивации (необходимости) поездки - слабая, умеренная (средняя) и сильная, так и уровень требований к условиям-качеству перевозки - низкие, средние и высокие.

И при рассмотрении подходов к оценке эффективности пассажирского транспорта с точки зрения степени удовлетворения потребностей в перевозках сегодня неудовлетворенными следует считать те потребности населения в поездках, для которых при данном уровне мотивации транспорт не смог найти возможность осуществить перевозку с условиями-качеством, соответствующими требуемым. Как правило, это имеет место в тех случаях, когда при относительно низкой мотивации поездки выдвигаются на первый план высокие требования к качеству перевозки.

Если оставить в стороне требования экономического характера, поскольку они в значительной части определяются факторами, лежащими за пределами железнодорожного транспорта, то речь должна идти о таких требованиях к собственно процессу перевозки-поездки как дата, время отправления и прибытия поезда, категория поезда, тип вагона и места, качество обслуживания на вокзалах и в пути следования и ряде других, уточняющих указанные.

2. До проведения специальных обследований населения нужно согласиться с тем фактом, что подавляющий объем текущих потребностей в перевозках населения железнодорожным транспортом удовлетворен, и в первую очередь потребностей с относительно высокой степенью мотивации и относительно высокой социальной стоимостью. (Для пассажирских перевозок потребительная стоимость определяется в первую очередь их социальной значимостью и во вторую очередь - экономической).

И результативность работы транспортных предприятий по повышению эффективности пассажирского транспорта следует оценивать по динамике показателей свойств-качеств перевозок населения. Позитивная динамика свойств-качеств пассажирских перевозок создает предпосылки удовлетворения потребностей в поездках с высоким уровнем требований к качеству при относительно низкой степени мотивации.

Текущее наблюдение за качеством пассажирских перевозок должно базироваться на показателях - относительных величинах:

качество пассажирских перевозок - доля пассажиров, удовлетворенных качеством перевозок в целом:

,

где - общее количество пассажиропоездок, учтенных при проведении наблюдения, . - количество пассажиропоездок, выполненных качественно и некачественно в целом;

качество пассажирских перевозок по конкретному параметру - доля пассажиров, не имеющих претензии к качеству перевозки по j-ому свойству-признаку качества:

,

где - количество пассажиропоездок, выполненных качественно и некачественно по конкретному j-ому параметру, различая обслуживание на начальной и конечной станции и в пути следования, дата поездки и расписание движения поездов, тип вагона и свойство места, своевременность прибытия в пункт назначения,

В последующем путем объединения параметров в группы, определяются аналогичные показатели качества пассажирских перевозок, представляющие обслуживание пассажиров, время поездки, комфортность поездки и своевременность прибытия.

Формирование оценки перевозки (альтернативный признак со значениями 1 или 0) должно исходить из положения, что качество перевозки в целом оценивается положительно, если положительно оцениваются наиболее значимые свойства-качества в их множестве. Поэтому значение признака удовлетворенности в поездке в целом определяется как логическое произведение:

, ,

где оценка -го параметра-свойства -ой пассажиропоездки - если условия по свойству-качеству не отвечают требованиям, предъявляемым пассажиром, и - если условия удовлетворительные.

Качество пассажирских перевозок определяется частотой появления поездок, которые следует квалифицировать как неудовлетворительные (некачественные). Поэтому для показателей качества пассажирских перевозок аналитическая модель имеет следующий вид:

где - доля пассажиропоездок (пассажиров), имеющих неудовлетворенность по качеству в целом или по отдельному параметру.

Расчет показателей качества пассажирских перевозок базируется на материалах специальных обследований пассажиров, проводимых в виде периодических выборочных опросов пассажиров в поездах и на станциях, которые явились бы дополнением к информации текущего сплошного наблюдения за пассажирскими перевозками и работой подвижного состава в пассажирском движении. Материалы специальных периодических обследований необходимо дополнять данными специальных учетов в виде дополнительной разработки документов первичного учета продажи и оформления проездных документов, населенности вагонов, исполнения расписаний движения пассажирских поездов.

Однако

3.Народнохозяйственная эффективность пассажирского транспорта - это показатель степени удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках с учетом их качества равной:

,

где - эффективность транспортного обслуживания населения по объему перевозок.

Качество пассажирских перевозок - основной фактор эффективности транспортного обслуживания : он определяет значение и фактора эффективность транспортного обслуживания по объему перевозок. Поэтому динамика результативного показателя будет с мультипликативным эффектом определяться динамикой качества перевозок.

Поскольку железнодорожный транспорт полностью удовлетворяет потребности в поездках при предлагаемом уровне качества перевозок, то объективно по величине близок к единице, и, следовательно, уровень и динамика результативного показателя будет в основном определяться уровнем и динамикой Поэтому при условии, что характеристики качества пассажирских перевозок исчисляются достаточно регулярно и имеют высокую степень репрезентативности, в текущем наблюдении целесообразно исходить из следующего:

 

 

Народнохозяйственной эффективности железнодорожного транспорта в целом - обобщающий показатель эффективности грузового транспорта и эффективность пассажирского транспорта:

,

где доля пассажирских и грузовых перевозок в общем объеме приведенной продукции транспорта.

Данная формула одновременно является и расчетной для определения уровня .







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.