В отношении показателей народнохозяйственной эффективности пассажирского транспорта ограничимся следующими положениями. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Для характеристики эффективности железнодорожного транспорта в части пассажирских перевозок должны использоваться те же принципы, что и при оценке работы грузового транспорта. Однако при этом необходимо учитывать некоторые особенности формирования и удовлетворения потребностей населения в железнодорожных поездках . Потребности в поездках населения формируются под влиянием многих факторов, определяющих как степень мотивации (необходимости) поездки - слабая, умеренная (средняя) и сильная, так и уровень требований к условиям-качеству перевозки - низкие, средние и высокие. И при рассмотрении подходов к оценке эффективности пассажирского транспорта с точки зрения степени удовлетворения потребностей в перевозках сегодня неудовлетворенными следует считать те потребности населения в поездках, для которых при данном уровне мотивации транспорт не смог найти возможность осуществить перевозку с условиями-качеством, соответствующими требуемым. Как правило, это имеет место в тех случаях, когда при относительно низкой мотивации поездки выдвигаются на первый план высокие требования к качеству перевозки. Если оставить в стороне требования экономического характера, поскольку они в значительной части определяются факторами, лежащими за пределами железнодорожного транспорта, то речь должна идти о таких требованиях к собственно процессу перевозки-поездки как дата, время отправления и прибытия поезда, категория поезда, тип вагона и места, качество обслуживания на вокзалах и в пути следования и ряде других, уточняющих указанные. 2. До проведения специальных обследований населения нужно согласиться с тем фактом, что подавляющий объем текущих потребностей в перевозках населения железнодорожным транспортом удовлетворен, и в первую очередь потребностей с относительно высокой степенью мотивации и относительно высокой социальной стоимостью. (Для пассажирских перевозок потребительная стоимость определяется в первую очередь их социальной значимостью и во вторую очередь - экономической). И результативность работы транспортных предприятий по повышению эффективности пассажирского транспорта следует оценивать по динамике показателей свойств-качеств перевозок населения. Позитивная динамика свойств-качеств пассажирских перевозок создает предпосылки удовлетворения потребностей в поездках с высоким уровнем требований к качеству при относительно низкой степени мотивации. Текущее наблюдение за качеством пассажирских перевозок должно базироваться на показателях - относительных величинах: качество пассажирских перевозок - доля пассажиров, удовлетворенных качеством перевозок в целом: , где - общее количество пассажиропоездок, учтенных при проведении наблюдения, . - количество пассажиропоездок, выполненных качественно и некачественно в целом; качество пассажирских перевозок по конкретному параметру - доля пассажиров, не имеющих претензии к качеству перевозки по j-ому свойству-признаку качества: , где - количество пассажиропоездок, выполненных качественно и некачественно по конкретному j-ому параметру, различая обслуживание на начальной и конечной станции и в пути следования, дата поездки и расписание движения поездов, тип вагона и свойство места, своевременность прибытия в пункт назначения, В последующем путем объединения параметров в группы, определяются аналогичные показатели качества пассажирских перевозок, представляющие обслуживание пассажиров, время поездки, комфортность поездки и своевременность прибытия. Формирование оценки перевозки (альтернативный признак со значениями 1 или 0) должно исходить из положения, что качество перевозки в целом оценивается положительно, если положительно оцениваются наиболее значимые свойства-качества в их множестве. Поэтому значение признака удовлетворенности в поездке в целом определяется как логическое произведение: , , где оценка -го параметра-свойства -ой пассажиропоездки - если условия по свойству-качеству не отвечают требованиям, предъявляемым пассажиром, и - если условия удовлетворительные. Качество пассажирских перевозок определяется частотой появления поездок, которые следует квалифицировать как неудовлетворительные (некачественные). Поэтому для показателей качества пассажирских перевозок аналитическая модель имеет следующий вид: где - доля пассажиропоездок (пассажиров), имеющих неудовлетворенность по качеству в целом или по отдельному параметру. Расчет показателей качества пассажирских перевозок базируется на материалах специальных обследований пассажиров, проводимых в виде периодических выборочных опросов пассажиров в поездах и на станциях, которые явились бы дополнением к информации текущего сплошного наблюдения за пассажирскими перевозками и работой подвижного состава в пассажирском движении. Материалы специальных периодических обследований необходимо дополнять данными специальных учетов в виде дополнительной разработки документов первичного учета продажи и оформления проездных документов, населенности вагонов, исполнения расписаний движения пассажирских поездов. Однако 3.Народнохозяйственная эффективность пассажирского транспорта - это показатель степени удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках с учетом их качества равной: , где - эффективность транспортного обслуживания населения по объему перевозок. Качество пассажирских перевозок - основной фактор эффективности транспортного обслуживания : он определяет значение и фактора эффективность транспортного обслуживания по объему перевозок. Поэтому динамика результативного показателя будет с мультипликативным эффектом определяться динамикой качества перевозок. Поскольку железнодорожный транспорт полностью удовлетворяет потребности в поездках при предлагаемом уровне качества перевозок, то объективно по величине близок к единице, и, следовательно, уровень и динамика результативного показателя будет в основном определяться уровнем и динамикой Поэтому при условии, что характеристики качества пассажирских перевозок исчисляются достаточно регулярно и имеют высокую степень репрезентативности, в текущем наблюдении целесообразно исходить из следующего:
Народнохозяйственной эффективности железнодорожного транспорта в целом - обобщающий показатель эффективности грузового транспорта и эффективность пассажирского транспорта: , где доля пассажирских и грузовых перевозок в общем объеме приведенной продукции транспорта. Данная формула одновременно является и расчетной для определения уровня . ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|