Знакомство с переместительным свойством сложения и приемамиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Методика изучения табличного сложения и вычитания в пределах 10. Лекция 1. Сложение и вычитание с единицей:± 1 В основе приема сложения и вычитания вида ± 1 лежит хорошее владение ребенком счетом в пределах 10 в прямом и обратном порядке и знание свойства натурального ряда: прибавить 1 к числу – значит назвать следующее за ним число; вычесть 1 из числа – значит назвать предшествующее ему число. На первом уроке учащиеся под руководством учителя составляют таблицы сложения и вычитания, специальное заучивание которых не требуется (Математика 1, часть 1, стр.72) 2. Сложение и вычитание вида ± 2 , 3 , 4 В основе случаев вида ± 2, ± 3, ± 4 лежит прием прибавления и вычитания по частям. При формировании каждого вычислительного приема целесообразно учителю ориентироваться на следующие этапы: · подготовительная работа к знакомству с приемом; · разъяснение и усвоение вычислительного приема; · составление таблиц сложения и вычитания с помощью вычислительных приемов; · заучивание табличных случаев сложения и вычитания наизусть. На начальном этапе ознакомления с приемом каждый пример желательно иллюстрировать наглядным материалом и сопровождать его выполнение предметными действиями (можно со счетными палочками). Рассмотрим знакомство со сложением и вычитанием вида ± 2 На подготовительном этапе необходимо поознакомить учащихся со случаями вида: 5 + 1 + 1, 8 - 1 - 1. На этапе знакомства с приемом используется схематическое или предметное моделирование, можно составить беседу по картинке: 3 + 2 Чтобы к трем прибавить 3 + 1 = 4 два, надо прибавить один, 4 + 1 = 5 а потом еще один. Можно использовать другую числовую запись, облегчающую восприятие приема сложения по частям: 5 + 2 = 7
1 + 1 - Сколько всего кружков получилось? (5) - Как получили 5? (К 3 прибавили 1 и еще 1). - Сколько всего прибавили? (2) - Как прибавляли? (По одному или по единице) Аналогично решается пример: 6 - 1 - 1.
6 - 2 6 - 1 = 5 5 - 1 = 4 Затем составляются таблицы сложения и вычитания, которые заучиваются наизусть. С помощью аналогичных упражнений раскрываются приемы вычислений ± 3 и ± 4. Приемы вычислений также на этапе ознакомления иллюстрируют действиями с предметами и решают с подробной записью: 4 + 3 4 - 3 4 + 2 + 1 4 - 2 - 1 4 + 1 + 2 4 - 1 - 2 5 + 4 7 - 4 5 + 2 + 2 7 - 2 - 2 5 + 3 + 1 7 - 2 - 1 5 + 1 + 3 7 - 1 - 3 Завершающим моментом в работе над каждым вычислительным приемом является составление и заучивание таблиц. Одновременно с таблицами учащиеся заучивают состав чисел в пределах 10. Знакомство с переместительным свойством сложения и приемами + 5 , 6 , 7 , 8 , 9 (Математика 1, часть 2, стр. 15) Этот случай включает в себя выражения, в которых второе слагаемое больше или равно пяти. В этом случае первое слагаемое будет меньше пяти, т.к. действия выполняются в пределах 10. Это позволяет поменять слагаемые местами и использовать уже известный прием прибавления и вычитания "по частям". Основой вычислительного приема «прибавить 5, 6, 7, 8, 9» является переместительное свойство сложения. При сложении в пределах 10 в этих примерах второе слагаемое больше первого (1 + 9, 2 + 7, 3 + 5, 4 + 6 и т.д.). Если при вычислениях применить перестановку слагаемых, то все эти случаи сведутся к ранее изученным видам. Таким образом, прием перестановки оказывается эффектным только в том случае, если ученики прочно усвоят табличные случаи сложения, рассматриваемые на втором этапе. При знакомстве с переместительным свойством сложения используется индуктивный метод. Сравнивая пары конкретных примеров, используя наглядные пособия, учитель подводит учащихся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. С переместительным свойством сложения можно познакомить практически: - Положите слева 3 красных кружка, а справа 2 синих. Придвиньте к 3 кружкам 2. - Сколько всего кружков? (5) - Как получили 5 (3 + 2 = 5). - Поменяйте местами красные и синие кружки: придвиньте к 2 синим 3 красных кружка. - Сколько стало кружков? (5) - Как узнали? (2 + 3 = 5). - Запишите этот пример под первым. 3 + 2 = 5 2 + 3 = 5
- Сравните эти примеры: чем они похожи и чем отличаются? (Они оба на сложение, числа одни и те же, только слагаемые переставлены, ответы одинаковые). - Изменилась ли сумма от перестановки слагаемых? (Нет). Учащиеся читают правило в учебнике:
От перестановки слагаемых сумма не изменяется
На следующем уроке учащиеся знакомятся с приемом прибавления 5-ти, 6-ти, 7-ти, 8-ти, 9-ти с использованием переместительного свойства сложения, т.е. показывается, когда в вычислениях оно используется. С этой целью решают задачи практического характера. Например, надо сложить вместе 2 мешка и 7 мешков муки, стоящие в разных местах. - Как удобнее это сделать: принести 2 мешка к 7 мешкам или 7 мешков к двум мешкам? (Легче 2 мешка перенести к 7). На основе таких заданий учащиеся приходят к выводу: Легче к большому числу прибавить меньшее, чем к меньшему прибавить большее, а переставлять числа при сложении всегда можно - сумма от этого не изменится. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|