Здавалка
Главная | Обратная связь

Знакомство с переместительным свойством сложения и приемами



Методика изучения табличного сложения и вычитания в пределах 10.

Лекция

1. Сложение и вычитание с единицей:± 1

В основе приема сложения и вычитания вида ± 1 лежит хорошее владение ребенком счетом в пределах 10 в прямом и обратном порядке и знание свойства натурального ряда: прибавить 1 к числу – значит назвать следующее за ним число; вычесть 1 из числа – значит назвать предшествующее ему число.

На первом уроке учащиеся под руководством учителя составляют таблицы сложения и вычитания, специальное заучивание которых не требуется (Математика 1, часть 1, стр.72)

2. Сложение и вычитание вида ± 2 , 3 , 4

В основе случаев вида ± 2, ± 3, ± 4 лежит прием прибавления и вычитания по частям.

При формировании каждого вычислительного приема целесообразно учителю ориентироваться на следующие этапы:

· подготовительная работа к знакомству с приемом;

· разъяснение и усвоение вычислительного приема;

· составление таблиц сложения и вычитания с помощью вычислительных приемов;

· заучивание табличных случаев сложения и вычитания наизусть.

На начальном этапе ознакомления с приемом каждый пример желательно иллюстрировать наглядным материалом и сопровождать его выполнение предметными действиями (можно со счетными палочками).

Рассмотрим знакомство со сложением и вычитанием вида ± 2

На подготовительном этапе необходимо поознакомить учащихся со случаями вида: 5 + 1 + 1, 8 - 1 - 1.

На этапе знакомства с приемом используется схематическое или предметное моделирование, можно составить беседу по картинке:

3 + 2 Чтобы к трем прибавить

3 + 1 = 4 два, надо прибавить один,

4 + 1 = 5 а потом еще один.

Можно использовать другую числовую запись, облегчающую восприятие приема сложения по частям:

5 + 2 = 7

 

1 + 1

- Сколько всего кружков получилось? (5)

- Как получили 5? (К 3 прибавили 1 и еще 1).

- Сколько всего прибавили? (2)

- Как прибавляли? (По одному или по единице)

Аналогично решается пример: 6 - 1 - 1.

                       
           
 

 


6 - 2

6 - 1 = 5

5 - 1 = 4

Затем составляются таблицы сложения и вычитания, которые заучиваются наизусть.

С помощью аналогичных упражнений раскрываются приемы вычислений ± 3 и ± 4.

Приемы вычислений также на этапе ознакомления иллюстрируют действиями с предметами и решают с подробной записью:

4 + 3 4 - 3

4 + 2 + 1 4 - 2 - 1

4 + 1 + 2 4 - 1 - 2

5 + 4 7 - 4

5 + 2 + 2 7 - 2 - 2

5 + 3 + 1 7 - 2 - 1

5 + 1 + 3 7 - 1 - 3

Завершающим моментом в работе над каждым вычислительным приемом является составление и заучивание таблиц. Одновременно с таблицами учащиеся заучивают состав чисел в пределах 10.

Знакомство с переместительным свойством сложения и приемами

+ 5 , 6 , 7 , 8 , 9 (Математика 1, часть 2, стр. 15)

Этот случай включает в себя выражения, в которых второе слагаемое больше или равно пяти. В этом случае первое слагаемое будет меньше пяти, т.к. действия выполняются в пределах 10. Это позволяет поменять слагаемые местами и использовать уже известный прием прибавления и вычитания "по частям".

Основой вычислительного приема «прибавить 5, 6, 7, 8, 9» является переместительное свойство сложения. При сложении в пределах 10 в этих примерах второе слагаемое больше первого (1 + 9, 2 + 7, 3 + 5, 4 + 6 и т.д.). Если при вычислениях применить перестановку слагаемых, то все эти случаи сведутся к ранее изученным видам. Таким образом, прием перестановки оказывается эффектным только в том случае, если ученики прочно усвоят табличные случаи сложения, рассматриваемые на втором этапе.

При знакомстве с переместительным свойством сложения используется индуктивный метод. Сравнивая пары конкретных примеров, используя наглядные пособия, учитель подводит учащихся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

С переместительным свойством сложения можно познакомить практически:

- Положите слева 3 красных кружка, а справа 2 синих. Придвиньте к 3 кружкам 2.

- Сколько всего кружков? (5)

- Как получили 5 (3 + 2 = 5).

- Поменяйте местами красные и синие кружки: придвиньте к 2 синим 3 красных кружка.

- Сколько стало кружков? (5)

- Как узнали? (2 + 3 = 5).

- Запишите этот пример под первым.

                   
         


3 + 2 = 5

2 + 3 = 5

 

- Сравните эти примеры: чем они похожи и чем отличаются? (Они оба на сложение, числа одни и те же, только слагаемые переставлены, ответы одинаковые).

- Изменилась ли сумма от перестановки слагаемых? (Нет).

Учащиеся читают правило в учебнике:

 

От перестановки слагаемых сумма не изменяется

 

На следующем уроке учащиеся знакомятся с приемом прибавления 5-ти, 6-ти, 7-ти, 8-ти, 9-ти с использованием переместительного свойства сложения, т.е. показывается, когда в вычислениях оно используется. С этой целью решают задачи практического характера. Например, надо сложить вместе 2 мешка и 7 мешков муки, стоящие в разных местах.

- Как удобнее это сделать: принести 2 мешка к 7 мешкам или 7 мешков к двум мешкам? (Легче 2 мешка перенести к 7).

На основе таких заданий учащиеся приходят к выводу:

Легче к большому числу прибавить меньшее, чем к меньшему прибавить большее, а переставлять числа при сложении всегда можно - сумма от этого не изменится.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.