Здавалка
Главная | Обратная связь

Взаимосвязь между слагаемыми и суммой и вычитание вида



- 5, 6, 7, 8, 9 (Математика 1, часть 2, стр.28-32)

 

Этот случай включает в себя выражения, в которых вычитаемое больше или равно пяти.

Основой вычислительного приема вычитания 5-ти, 6-ти, 7-ти, 8-ти, 9-ти является взаимосвязь между суммой и слагаемыми и умение представить число в виде суммы двух слагаемых.

Ознакомить со связью между суммой и слагаемыми лучше всего практически, используя наглядный материал (демонстрационный, индивидуальный, рисунки в учебнике).

Учитель предлагает к 4 красным кружкам добавить (прибавить) 3 синих.

- Сколько всего кружков? (7)

- Как получили? (Записывают пример 4 + 3 = 7).

4 + 3 = 7

7 - 4 = 3

 

7 - 3 = 4

 

- Прочитайте запись: 4 + 3 = 7

- Что означает эта запись? (К четырем красным кругам прибавили 3 синих, получили 7 кругов).

- Как называются числа в этом примере? (4 - первое слагаемое, 3 - второе слагаемое, 7 - сумма)

- Уберите (отодвиньте) красные круги.

- Какие круги остались? (Синие).

- Сколько синих кругов? (3)

- Как записать то, что сделали?

Учащиеся записывают новый пример: 7 – 4 = 3 и читают его, называя числа так, как они назывались в первом примере (из суммы 7 вычли первое слагаемое 4, получили второе слагаемое 3).

- Аналогично рассматривается второй случай 7 – 3 = 4

После выполнения нескольких подобных упражнений полученное правило обобщают: если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.

Знание этой связи между суммой и слагаемыми используется для ознакомления с приемом вычитания 5-ти, 6-ти, 7-ти, 8-ти, 9-ти. Этим приемом учащиеся пользуются, выполняя вычитание чисел в пределах 10, когда вычитаемое больше или равно пяти. Представляя уменьшаемое в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому, они рассуждают следующим образом: "Если из суммы вычесть одно слагаемое, то останется другое".

С вычитанием вида - 5, 6, 7, 8, 9 учащиеся знакомятся на пяти уроках: на первом и втором уроках рассматриваются случаи 6 - ð и 7 - ð (стр.28-29), на третьем и четвертом уроках - случаи 8 - ð и 9 - ð (стр.30-31), на пятом уроке - случай 10 - ð (стр.32).

Нахождение результата в таких выражениях опирается на хорошее знание состава чисел первого десятка и взаимосвязь между суммой и слагаемыми.

Пример записывается на доске и в тетрадях. Учитель показывает, что отсчитывать по частям

7 - 5 неудобно.

7 = 5 + 2 - Будем объяснять по другому: 7 - это 5 и 2.

Этот "пример - помощник"

7 - 5 = 2 запишем под данным примером. Если из суммы 5 и 2 вычтем одно слагаемое 5, то получим другое слагаемое 2. Значит 7 - 5 = 2.

Практика показывает, что для большинства первоклассников доступно комментирование вида:

«8 - 6 = 2, так как 8 - это 6 и 2, вычтем 6, останется 2».

Все случаи вычитания рассматриваются на нескольких уроках:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.