Взаимосвязь между слагаемыми и суммой и вычитание вида ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
- 5, 6, 7, 8, 9 (Математика 1, часть 2, стр.28-32)
Этот случай включает в себя выражения, в которых вычитаемое больше или равно пяти. Основой вычислительного приема вычитания 5-ти, 6-ти, 7-ти, 8-ти, 9-ти является взаимосвязь между суммой и слагаемыми и умение представить число в виде суммы двух слагаемых. Ознакомить со связью между суммой и слагаемыми лучше всего практически, используя наглядный материал (демонстрационный, индивидуальный, рисунки в учебнике). Учитель предлагает к 4 красным кружкам добавить (прибавить) 3 синих. - Сколько всего кружков? (7) - Как получили? (Записывают пример 4 + 3 = 7). 4 + 3 = 7
7 - 4 = 3
7 - 3 = 4
- Прочитайте запись: 4 + 3 = 7 - Что означает эта запись? (К четырем красным кругам прибавили 3 синих, получили 7 кругов). - Как называются числа в этом примере? (4 - первое слагаемое, 3 - второе слагаемое, 7 - сумма) - Уберите (отодвиньте) красные круги. - Какие круги остались? (Синие). - Сколько синих кругов? (3) - Как записать то, что сделали? Учащиеся записывают новый пример: 7 – 4 = 3 и читают его, называя числа так, как они назывались в первом примере (из суммы 7 вычли первое слагаемое 4, получили второе слагаемое 3). - Аналогично рассматривается второй случай 7 – 3 = 4 После выполнения нескольких подобных упражнений полученное правило обобщают: если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое. Знание этой связи между суммой и слагаемыми используется для ознакомления с приемом вычитания 5-ти, 6-ти, 7-ти, 8-ти, 9-ти. Этим приемом учащиеся пользуются, выполняя вычитание чисел в пределах 10, когда вычитаемое больше или равно пяти. Представляя уменьшаемое в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому, они рассуждают следующим образом: "Если из суммы вычесть одно слагаемое, то останется другое". С вычитанием вида - 5, 6, 7, 8, 9 учащиеся знакомятся на пяти уроках: на первом и втором уроках рассматриваются случаи 6 - ð и 7 - ð (стр.28-29), на третьем и четвертом уроках - случаи 8 - ð и 9 - ð (стр.30-31), на пятом уроке - случай 10 - ð (стр.32). Нахождение результата в таких выражениях опирается на хорошее знание состава чисел первого десятка и взаимосвязь между суммой и слагаемыми. Пример записывается на доске и в тетрадях. Учитель показывает, что отсчитывать по частям 7 - 5 неудобно. 7 = 5 + 2 - Будем объяснять по другому: 7 - это 5 и 2. Этот "пример - помощник" 7 - 5 = 2 запишем под данным примером. Если из суммы 5 и 2 вычтем одно слагаемое 5, то получим другое слагаемое 2. Значит 7 - 5 = 2. Практика показывает, что для большинства первоклассников доступно комментирование вида: «8 - 6 = 2, так как 8 - это 6 и 2, вычтем 6, останется 2». Все случаи вычитания рассматриваются на нескольких уроках:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|