Лекция 2. Рыночные структуры и показатели рыночной власти
1. Рынок и рыночные структуры 2. Барьеры входа на рынок 3. Показатели концентрации 4. Показатели монопольной власти
Литература: Основная: 1. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997. С. 15-27. , Гл. 3 С. 55-85. 2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., Гл.2. С.38-64. 3. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть СПб., 1996. С.340-347. Дополнительная: 1. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2001. Гл..3. Конкуренция и монополия. С. 93-133. 2. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999. Гл. 7. Экономическая сущность отрасли. С. 288-309.
Рынок и рыночные структуры Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена. Рынок - это механизм передачи прав собственности. Определение конкретного рынка связано с целью и методологией исследования. В первую очередь необходимо определить границы рынка. Обычно в научной литературе выделяют следующие типы границ: 1) Продуктовые границы - отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении 2) Временные границы - характеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара 3) Локальные границы - определяют пространственные границы рынка. Такие границы зависят от остроты конкуренции на национальном и конкурентном рынке, а также от величины барьеров входа на региональный рынок внешних продавцов. Необходимо дать четкое разграничение рынка и отрасли. Отрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Рынок объединен удовлетворяемой потребностью. Отрасль - характером используемых технологий. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Обычно в экономической литературе рассматривается четыре типа рыночных структур (совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии).
Концепция строения рыночных структур по Штакельбергу
Основные типы структур рынка продавца (Шерер и Росс)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|