Здавалка
Главная | Обратная связь

Естественная монополия с позиций неоклассики



Естественной монополией в неоклассике называется частный случай монополистической фирмы, для которой средние издержки являются убывающей функцией объема продаж (выпуска) при любых уровнях продаж вплоть до полного насыщения рыночного спроса. Такой эффект может наблюдаться, например, в отраслях производства, предусматривающих большие капиталовложения в сооружения и оборудование (постоянные издержки).

Определение естественной монополии в неоклассике графически иллюстрируется рис.1.

В ситуации естественной монополии единственный производитель может обеспечить все потребности покупателей с меньшими издержками, чем два и более производителя. Функция издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими.

Однако, будучи предоставлен сам себе он будет вести себя как монополист, т.е., ограничивать объемы производства с целью получения прибыли. Это означает потерю эффективности.

 

 

 

Точкой устойчивости естественной монополии называется объем выпуска, при котором монопольная фирма покрывает свои издержки, но любое увеличение выпуска этой фирмой или новыми участниками рынка приведет к убыткам (на рис. 1. – точка QSPS).

Неоклассическая теория монополии утверждает, что, будучи предоставлена самой себе, естественная монополия установит объем выпуска меньший, чем точка устойчивости. В результате у потенциальных конкурентов может возникнуть соблазн войти на этот рынок, что может привести к «ценовым войнам», убыткам для всех участников рынка либо к «разделу рынка», при котором уровень издержек на производство единицы товара будет выше, чем в случае единственной фирмы. И в том, и в другом случае будет иметь место неэффективность.

«Общественные потери» (неэффективность) в ситуации естественной монополии считаются достаточными основаниями для государственного вмешательства. Как и в других случаях, эталоном эффективности служит ситуация совершенной конкуренции. Однако, в силу очевидной практической невозможности приблизить ситуацию в такой отрасли к эталону, разрабатываются различные приемы, которые позволили бы имитировать результат совершенной конкуренции (подробно, раздел 3 настоящей лекции).

Критика теории естественной монополии см. статью Т. ДиЛоренцо Миф о естественной монополии. (Thomas DiLorenzo. The Myth of Natural Monopoly // The Review of Austrian Economics Vol. 9, No. 2 (1996): 43–58) Файл со статьей прилагается к лекции.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.