Здавалка
Главная | Обратная связь

Антимонопольная политика В США



Цель антимонопольной политики в США заключается в том, что­бы определять допустимость той или иной практики экономических аген­тов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.

Антимонопольную политику в данной стране проводят федераль­ные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).

К основным законодательным документам, принятым в США, от­носятся:

Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн. долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для ча­стного лица или расформирование компании. Монополия здесь пони­мается как доминирующее положение фирмы на рынке.

Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конку­рентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкурен­ции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.

Акт Робинсона-Пэтмана (1936), который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предель­ных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следу­ющие виды антиконкурентных действий фирм:

1) незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяю­щими компенсировать их антиконкурентное воздействие;

2) незаконные на основании правила разумности (духа закона). Решения суда по данным действиям принимаются на основе срав­нения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.

К первому виду относятся следующие виды взаимодействий фирм:

• горизонтальное фиксирование цен;

• горизонтальный сговор о доле рынка;

• групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с тре­тьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);

• договоренность о взаимных продажах и закупках;

• связанные продажи;

• неправильная информация о товаре.

Ко второму виду можно отнести такие действия, как:

• регулирование цен в рамках вертикальных контрактов;

отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;

• исключительное право покупки или продажи;

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.

Горизонтальные слияния и поглощения запрещаются при следующих соотношениях долей двух фирм на рынке (табл. 1.).

Таблица 1

Запрет слияний и поглощений в США

Поглощающая фирма, %   Поглощаемая фирма, %  
Высококонцентрированные отрасли (CR4>75%)  
  4 и более  
  2 и более  
  1 и более  
Низкоконцентрированные отрасли (CR4<75%)  
  5 и более  
  4 и более  
  3 и более  
  2 и более  
  1 и более  

 

Источник: Carlton D.W. and J.M.Perloff. Modern Industrial Organization, N-Y., Harper Collins College Publishers, 1994, p. 755.

 

Антиконкурентным считается при индексе Херфиндаля-Хиршмана (HHI) от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.

Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи с наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно проверить качество товара; фирмы выпускают экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изделия или совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования:

• на стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);

• на стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);

• на гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования);

• на стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.