Здавалка
Главная | Обратная связь

Бланк опросного листа



№№ п\п Перечень факторов  
Семинарские и практические занятия              
Коллектив учебной группы              
НПП              
Актив группы              
Производственная практика              
Куратор              
Экзаменационная сессия              
Поощрения              
Стипендия              
Взысказывания              
                         

Перечень критериев. 1 - способствует приобретению знаний, необходимых в будущей работе, 2 - удовлетворяет познавательный интерес, 3 - способствует искоренению некоторых свойственных мне недостатков, 4 - развивает профессиональные умения и навыки, 5 - формирует научное мировоззрение, 6 - здесь я получаю признание моих способностей, 7 - помогает в освоении будущей специальности, 8 - расширяет кругозор, 9 - укрепляет мой авторитет в группе, 10 - способствует пониманию людей и установлению правильных с ними взаимоотношений, 11 - сообщает много интересных фактов, 12 - помогает трезво оценить свои возможности.

Нетрудно заметить, что предложенный студентам перечень критериев включает, по сути, три разных группы: 1, 4, 7, 10 - критерии профессионального становления; 2, 5, 8, 11 - познавательно-мировоззренческие критерии; 3, 6, 9, 12 - критерии самоутверждения и самосовершенствования личности. Поэтому далее были подсчитаны средние оценки для каждой группы критериев отдельно, а результаты сведены в табл. 2.

Пониманию механизма влияния объективных факторов на отношение к учению способствовало также изучение мотивов учебной деятельности испытуемых. Адаптировав для этих целей известные методики, мы предложили студентам второй опросный лист.

 

Таблица 2.

 

Критерии степени влияния факторов на отношение

Студентов к учению

 

Группы Факторов   Ф а к т о р ы Критерии
Проф. становления Познавательные Личностные
Сильно положительно действующие факторы Произв. практ. Семин. и практич. занятия Экзам. сессия Индивидуальная и самост. работа Стипендия 4,75 4,70   4,00   4,75 2,75 3,75 4,35   4,50   3,00 1,50 4,50 3,75   3,75   4,50 4,75
Слабо положительно или отрицательно действующие факторы Коллектив уч. группы Актив уч. группы Куратор Поощрения Взыскания   2,25   2,00 2,00 1,00 1,25   1,25   1,75 2,50 1,25 1,00   3,00   2,25 1,75 2,75 2,25

 

Опросный лист 2

 

Инструкция. Внимательно прочитай список мотивов учебной деятельности, допиши недостающие и проранжируй полученный перечень мотивов в порядке их действенности, поставив на первое место самый сильный из мотивов, на второе - самый сильный из оставшихся и т.д. Ранжируя мотивы, полагайся не на отвлеченные соображения, а на собственные побуждения.

Итак, почему ты учишься?

 

 

Мотивы учебной деятельности Ранговое место мотива
Это мой долг Хочу получить полные и глубокие знания Лучше учиться, чем идти в армию или работать Нравится получать хорошие отметки Хочу стать хорошим специалистом Чтобы избежать нареканий Не хочу быть хуже других Этого хотят родители Нравится быть студентом Нужен диплом о высшем образовании Все учатся и я тоже Просто интересно  

 

Далее, как обычно, составлялись сводные таблицы. Полученные данные суммировались и находился модальный ряд. Приводим его в готовом виде:

1. Хочу стать хорошим специалистом.

2. Хочу получить полные и глубокие знания.

3. Это мой долг.

4. Просто интересно.

5. Нравится быть студентом.

6. Не хочу быть хуже других.

7. Лучше учиться, чем идти в армию или работать.

8. Нужен диплом о высшем образовании.

9. Нравится получать хорошие отметки.

10. Этого хотели родители.

11. Все учатся и я тоже.

12. Чтобы избежать нареканий.

 

Как показали исследования, со временем факторная структура мотивов учебной деятельности студентов мало меняется, несмотря на глубокие социальные изменения в обществе и выбираемые студентами професии. В подтверждение приведем данные исследования мотивов учебной деятельности студентов-психологов, полученные нами совсем недавно.

 

Под мотивацией мы понимали совокупность факторов (мотивов), побуждающих, направляющих и поддерживающих активность.

В свое время К.Д.Ушинский говорил, что учитель, который не задумывается над мотивами поведения школьников, сам не ведает, что творит. Думается, преподаватель вуза, не знающий мотивов учебной деятельности студентов, поступает не лучше, потому мы стараемся делать это регулярно.

При изучении мотивации, как правило, встают два вопроса:

1) феноменологический - что относить к мотивам, побуждающим данную деятельность;

2) гносеологический - как изучать эти мотивы.

В поиске ответов на первый вопрос мы ежегодно в течение ряда лет задавали студентам первого курса один и тот же вопрос: «Что привело тебя сюда, почему ты учишься?». В результате получен перечень, состоящий из 25 утверждений, которые, на наш взгляд, достаточно представляют учебную мотивацию студентов-психологов. Основанием для такого заключения послужил тот факт, что последние два года студенты не смогли добавить в предложенный им список мотивов (см. ниже) ничего нового.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.