Здавалка
Главная | Обратная связь

Преодоление регрессий



 

Существует мнение, что избавиться от привычки возвращаться к уже прочитанному несложно. Сторонники данной точки зрения считают, что для этого достаточно закрывать прочитанное кусочком картона, ни на миллиметр не отодвигая его назад и не заглядывая поверх картона [44; 98]. Однако это одновременно и так, и не так. Так, потому, что преодолеть регрессии в самом деле проще, чем избавиться от других вредных привычек, снижающих эффективность чтения. Правда и то, что способ закрывания текста действительно помогает избавиться от возвратов к прочитанному, но только отчасти.

Дело в том, что регрессии, как правило, обусловлены не одной, а несколькими причинами и, стало быть, манипулирования с картоном, как единственного способа избавиться от них, недостаточно.

Исследователи пришли к выводу [45; 35-36], что у одних читателей это результат недостаточной тренированности в плавном и выразительном чтении "с листа"; у других - недоcтатки внимания; у третьих - неблагоприятная внешняя обстановка; у четвертых ( а таких, к сожалению, большинство) - и то, и другое, и третье. Повторение отдельных частей слов может быть обусловлено и логоневрозом (заиканием). Понятно, что в каждом из таких случаев способы преодоления регрессий должны быть различными. Читателю необходимо знать причины своих регрессий и, сообразуясь с ними, подобрать для себя наиболее подходящие из приводимых ниже упражнений.

 

Упражнение 12. Научитесь читать вслух "с листа" в темпе плавной разговорной речи незнакомые тексты, выразительно, четко произнося каждое слово, не повторяясь и не запинаясь. Вы должны добиться хорошего, плавного чтения без подготовки. Каждый текст читается только один раз. Объем текста 1-2 страницы.

Не задерживайтесь на этом упражнении слишком долго. Помните, чтение вслух, с точки зрения его эффективности, - не самый лучший вид чтения.

 

Упражнение 13. Находите в газетах, журналах или книгах не по вашей специальности небольшие отрывки с незнакомой лексикой. Ежедневно прочитывайте 1-2 страницы со скоростью 250 слов в минуту. Научитесь понимать текст с первого прочтения. На начальной стадии тренировок закрывайте листом бумаги или картоном прочитанные строки, передвигая лист сверху вниз в заданном темпе. Время, отводимое на чтение текста, определяйте по табл.5. Оно зависит от объема текста и заданной скорости.

 

Таблица 5.

 

Определение времени на чтение в зависимости от объема текста и заданной скорости

Количество слов Скорость, слов/мин.

 

 

Еще раз подчеркнем, что упражнения 12 и 13 применяются не долго и только на начальном этапе тренировок. Универсальным же средством избавления от регрессий является работа над устойчивостью и сосредоточенностью внимания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.