Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности тактики допроса несовершеннолетних



 

Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса[6].

УПК РФ предъявляет к допросу несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля дополнительные требования. Так, согласно ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя в возрасте от 14 до 18 лет должен проводиться с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего также вправе присутствовать законный представитель. Следует отметить, что не всегда тактически правильно привлекать к участию в допросе несовершеннолетнего родителей или лиц, их заменяющих, т.к. ребенок может опасаться наказания, стесняться близких ему людей. Потерпевшие, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ и за дачу заведомо ложных показаний, им указывается на необходимость говорить правду.

С.В. Кузнецова и Т.С. Кобцова совершенно справедливо отмечают, что вызов на допрос несовершеннолетнего потерпевшего не следует откладывать во избежание возможности его консультации со взрослыми или «сведущими» сверстниками[7].

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего следует учитывать некоторые факторы, влияющие на точность и достоверность показаний, на их оценку. Должны быть приняты во внимание три момента: 1) возрастные и личностные особенности дающего показания (а также характеристику социальной микросреды); 2) условия, в которых воспринимались и перерабатывались впечатления, составляющие содержание его показаний, так называемая «атмосфера дела»; 3) способ получения показаний и их фиксации, форма допроса.

Прежде всего, на достоверность показаний несовершеннолетних потерпевших оказывают влияние неполнота и неточность восприятия и воспроизведения, свойственные детскому и подростковому возрасту, сочетающиеся со склонностью к вымыслу и фантазированию. Описывая события и детали, которых в действительности не было, дети при этом далеко не всегда действительно лгут, то есть намеренно искажают действительность. Очень часто эти неверные сведения даются ими совершенно чистосердечно и добросовестно, им кажется, что рассказанное действительно происходило. Надо учитывать также и повышенную внушаемость детей и подростков[8].

Событие, послужившее причиной к возбуждению уголовного дела, естественно, вызывает среди населения квартиры, дома и двора, где оно произошло, оживленный обмен мнениями по поводу предполагаемых виновников, обстоятельств, в которых оно произошло. После оживленных пересудов складывается общественное мнение. Понятно, что особенно чувствительными к этому мнению оказываются несовершеннолетние, которым суждения старших, естественно, кажутся очень убедительными и авторитетными. Исключительно много разговоров возникает обычно в тех случаях, когда совершено преступление на сексуальной почве, особенно в отношении малолетнего. Такие случаи вызывают большой общественный резонанс.

Для того, чтобы в показаниях не было искажений, а) допрос должен производиться в благоприятной обстановке (в том месте, где ребенок чувствует себя спокойно, уютно, в необходимых случаях - в присутствии педагога, родителей, психолога); б) вопросы должны быть особенно тщательно продуманы, наводящие вопросы, которые из-за внушаемости ребенка или подростка могут изменить показания, надо исключить, как этого требует ч. 2 ст. 189 УПК РФ; в) вопросы, предлагаемые несовершеннолетнему, и его ответы должны быть максимально точно зафиксированы в протоколе (это, впрочем, касается любого допроса).

Во время допроса несовершеннолетнего потерпевшего следователь не должен избирать угрожающий тон, демонстрировать превосходство, властные полномочия, однако и неестественная суетливость, слащавость может вызвать у допрашиваемого недоверие. Следователь должен обладать навыками активного слушания, проявлять интерес к личности собеседника, ведь допрос с точки зрения уголовного процесса и криминалистики - это следственное действие, а с позиции психологии - общение двух людей. Поэтому здесь применимы такие приемы налаживания психологического контакта как проявление эмпатии, сопереживания, создание благоприятной для общения атмосферы (исключающей шум, появление посторонних лиц, телефонные звонки и пр.). Важно уметь использовать и невербальные способы налаживания информационного взаимодействия: следить за жестикуляцией, мимикой. Если допрашиваемый не желает идти на контакт, проявляет недоверие к следователю, ведет себя вызывающе, не следует применять запугивание, повышать голос. В этом случае следователю необходимо сохранять выдержку и суметь разъяснить потерпевшему важность его показаний для успешного расследования и раскрытия преступления. Потерпевший должен увидеть в следователе союзника, а не равнодушного чиновника.

Необходимо учитывать, что вопросы, задаваемые следователем, несовершеннолетний слышит не впервые. Обычно до того как дело дойдет до следственных органов, многие лица: родители, педагоги, соседи, друзья спрашивают потерпевшего о происшедшем, излагают свои версии случившегося (нередко убеждая несовершеннолетнего в своей правоте), и следователь получает уже искаженную информацию.

Наибольшую ценность представляет свободный рассказ потерпевшего о событии, запись его должна быть по возможности дословной, и она должна сохранить характер и стиль высказываний несовершеннолетнего. Малолетние потерпевшие зачастую вкладывают в отдельные слова и понятия совершенно иной смысл, чем обычно им придается. Так, малолетняя потерпевшая рассказала, что у лица, совершившего на нее посягательство, на руке был «нарисован» тигр. На руке Н., изобличенного позднее в совершении этого преступления, была татуировка танка. Для выяснения причины возникшего противоречия при повторном допросе следователь показал девочке фотографию татуировки с руки Н. и попросил сказать, что изображено на снимке. Девочка ответила, что это тигр, как ей говорил папа. Отец девочки позже пояснил, что когда он водил дочь на площадь, где стояла трофейная военная техника, он показал ей на танк и объяснил, что этот танк - «тигр»[9].

Для допроса несовершеннолетнего потерпевшего применимы те же тактические приемы и комбинации, что и для допроса иных участников, при этом также можно выделять допрос в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации. Для бесконфликтной ситуации применимы, например, такие приемы допроса потерпевшего как предложение изложить факты, строго соблюдая последовательность развития события, о котором даются показания, постановка вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемого ассоциативны связи, производство допроса на месте события и пр. К числу приемов, применяемых в конфликтной ситуации, можно отнести выяснение мотивов дачи ложных показаний и устранение этих мотивов, максимальная детализация и конкретизация показаний допрашиваемого, постановка неожиданного вопроса, повторный допрос в необходимых случаях и др.

Подозреваемый и обвиняемый отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать его психологию. Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в пре­ступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а подавляя пережива­ния, еще более их обостряет. В конце концов тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.

Если процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого име­ет существенные различия, то в психологическом аспекте эти различия представляются значительно менее важными. В частности, у подозрева­емого происходит частая смена состояний, сопровождаемая то появле­нием уверенности в себе, стремлением к активному противодействию, недооценкой возможностей следствия, самоуверенностью, то, напротив, возникновением подавленного, депрессивного состоянии, растеряннос­ти, безволия.

В отличие от подозреваемого обвиняемый чаще всего имеет больше сведений о положении дел, о содержании имеющихся доказательств у следствия. Однако на предварительном следствии, у подозреваемого и обвиняемого наблюдаются многие сходные психологические состоя­ния, мотивы, побуждения, а отсюда и особенности поведения.

В настоящее время исследователи придерживаются позиции В.Л. Васильева, который выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего.

В частности, на первоначальном этапе допроса следователь в устной форме получает от несовершеннолетнего допрашиваемого его анкетные данные. Здесь главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого. Вступление в психологический контакт меж­ду допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа до­проса. На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, они, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, увлечений и т. д. При этом оба собеседника оконча­тельно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и в отдельных случаях основная аргументация. В главной части допроса следователю необходимо получить от допрашиваемого основную информацию по делу, и это, как правило, удается при хорошо организованном допросе. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе с уже имеющейся у него по делу информацией и пытается устранить противоречия, неясность, неточности и т. д. И уже на заключительном этапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правиль­ность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.

Подготовленный со знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания со всеми вытека­ющими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.

Следователь в процессе подготовки к допросу должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и про­гнозировать возможные варианты ответов и в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обсто­ятельств, заранее подготовить необходимые материалы дела. В зависи­мости от материалов дела следователь должен определить линию взаи­моотношений с допрашиваемым. На допросе следователь должен из­брать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя. Добытая на допросе информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (жес­токость, агрессивность, доброта, правдивость, лживость и т. д.), несом­ненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса. Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить в первую очередь его положительные качества, время, когда его поведе­ние стало меняться в худшую сторону, выяснить, какие причины спо­собствовали этим изменениям. Все собранные данные позволят следо­вателю создать правильное представление о положительных и отрица­тельных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы и т, д. Это необходимо следователю не только для получе­ния правдивых показаний, но в первую очередь для надлежащего воз­действия на несовершеннолетнего.

Наибольшую общественную опасность по делам несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователю при расследовании данных преступлений важно выделить организато­ра - «главаря» преступной группировки. Мы должны знать, что несовер­шеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действитель­ных организаторов таких группировок и нередко их вину берут на себя.

Известно, что организаторами преступных групп несовершеннолетних, как правило, выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию юноши, которые уже привлекались к уголовной и административной ответственности, будучи опытнее и физически сильнее остальных. Бравируя своим «уголовным прошлым»[10], превосход­ством в физической силе, «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов группы своей воле, нередко терроризируют их. Поэтому следователю необходимо добыть не только доказательства, изобличаю­щие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо вожака, разрушающие ореол героя. Готовясь к допросу такого лидера, следователь должен, безусловно, продумать последова­тельность и формулировку вопросов, порядок предъявления изобличаю­щих вещественных доказательств, документов, показаний свидете­лей и т. д.

От выбора места и обстановки во многом зависит успешность прово­димого допроса. С допрашиваемым недопустимо панибратское поведе­ние, необходимо дать понять несовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию и что от его правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должна быть и запугивающей: между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчеркивающие важность происходящего отношения.

Расспрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, об учебе в школе, ПТУ, о работе, об отношении членов семьи и друзей к нему и т. д., следователю нужно вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения в семье близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере пси­хологического контакта, а соответственно и к затруднению при допросе. В случае признания вины несовершеннолетним должны выясняться обстоятельства, объективно свидетельствующие о совершенном допра­шиваемым преступлении. Определяя в групповом преступлении роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, ко­торые могли бы объективно осветить поведение всех членов группы. Важно знать судьбу добытых преступным путем предметов и орудий преступления, если они применялись, а также рассказывал ли кому-нибудь о случившемся допрашиваемый.

Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этим следователю необходимо изучить индивиду­альные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступле­нию, к соучастникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения.

 

Задание







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.