Здавалка
Главная | Обратная связь

История развития социального страхования в СССР



Становление института социального страхования началось с конца 19-го века, когда велась достаточно активная подготовительная работа по введению обязательного страхования рабочих и служащих на случай болезни, инвалидности и от несчастных случаев. Официальным документом, положившим основы становления системы социального страхования в России, являются «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности», которые были подписаны 2 июня 1903 года императором Николаем II. В последствии до революции 1917 года был принят ряд законодательных актов, предусматривающих страхование рабочих на случай болезни и от несчастных случаев на производстве, кроме того, были образованы страховые взносы, но в целом система обязательного социального страхования была сформирована в постреволюционный период истории страны.

29 ноября 1917 года Наркомтрудом были утверждены Положения о страховом Совете и страховых Присутствиях. Советом были утверждены отдельные секции для рассмотрения вопросов и дел:

1. по страхованию от болезни,

2. по страхованию от несчастных случаев,

3. по страхованию от безработицы,

4. по страхованию по инвалидности,

5. особая судебная секция по рассмотрению требований и исков по страховым делам.

31 октября 1918 года было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которым был намечен переход от социального страхованию к социальному обеспечению. Согласно Положению, обеспечению подлежали все без исключения лица, источниками существования которых, являлся собственный труд. Подразумевалось, что социальное обеспечение трудящихся было распространено на следующие случаи:

1. временной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности независимо от причины ее вызвавшей,

2. постоянной утраты средств к существованию вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью,

3. оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи и родовспоможении всем нуждающимся лицам,

4. утраты средств к существованию вследствие безработицы, произошедшей по вине безработного.

Однако в условиях гражданской войны принятый документ не получил необходимого развития, а обеспечение осуществлялось в виде натурального и вещевого довольствия. В таком виде социальное обеспечение просуществовало до перехода к новой экономической политике (НЭП).

С переходом к НЭПу необходимо было провести ряд мер по улучшению материального положения рабочего класса, которое резко ухудшилось в период гражданской войны. Необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить рабочих такими условиями жизни, которые послужили бы для них стимулом оставаться на заводах и фабриках. В связи с этим вопросы социального страхования, обеспечения, медицинской помощи были пересмотрены.

В начальный период НЭПа была сформирована трехуровневая структура управления социальным страхованием:

1. центральное Управление социального страхования,

2. губернские Управления социального страхования,

3. кассы социального страхования.

В соответствии с декретом от 6 июня 1922 года центральное Управление социального страхования со всеми его местными органами подлежало снятию с государственного снабжения и переводу на самоокупаемость, то есть социальное страхование трудящихся стало основываться на обязательных взносах предприятий. Ранее, а именно 15 ноября 1921 года, Советом народных комиссаров был принят документ «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», которым определялось, что уплата страховых взносов администрациями предприятий, учреждений и хозяйств производится в зависимости от количества лиц, а так же вредности производства.

Кодексом законов о труде 1922 года было установлено, что основными видами страхового обеспечения являлись:

1. пособия по временной нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи),

2. дополнительные пособия (на кормление ребенка, предметы ухода, погребение),

3. пособия по безработице,

4. пособия при инвалидности,

5. оказание лечебной помощи,

6. пособия членам семейств трудящихся по найму в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца.

С переходом к НЭПу в системе социального страхования значительное внимание стали уделять санаторно-курортному лечению, признавая данную меру в качестве профилактической и направленной на снижение заболеваемости. 19 декабря 1924 года был принят циркуляр, регламентирующий порядок расходования средств на организацию домов отдыха и санаторно-курортной помощи. 14 марта 1925 года была утверждена инструкция «Об отборе и направлении больных в санатории». Этой инструкцией определялось, что отправка на курорты подлежали те больные, которые не могли быть излечены силами и средствами местных учебных учреждений. Но расходование средств на санаторно-курортное оздоровление осуществлялось без какого-либо плана, было случайным и зависело в первую очередь от временного благополучия и финансового положения конкретной страховой кассы.

Импульс дальнейшему развитию этого направления социальной политики государства дало постановление от 23 июня 1931 года «О социальном страховании», которое предписывало развивать натуральные и общественные виды профилактической, медицинской и социально-бытовой помощи (дома отдыха, санатории, курорты, диспансеры, колонии для пионеров, лагери для молодежи и т.п.).

В 1929 году был введен единый бюджет социального страхования СССР, который включал в себя:

1. бюджеты социального страхования по отдельным союзным республикам,

2. бюджеты социального страхования на железнодорожном и водном транспорте,

3. смету центрального управления социального страхования.

В мае 1930 года был принят документ «О едином финансовом плане», который предусматривал сведение в общий баланс бюджета и поступлений по государственному социальному страхованию.

С 1933 года социальное страхование перешло под управление профсоюзов. Общее руководство было возложено на Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, фактически ставшему частью государственного аппарата. Дело социального страхования было организовано по производственно-отраслевому принципу, практическое руководство социальным страхованием было сосредоточено в центральных комитетах профессиональных союзов и их республиканских, краевых и областных органах. Взамен территориальных страховых касс были созданы отраслевые кассы социального страхования, а на предприятиях и учреждениях - выплатные пункты фабрично-заводских и местных комитетов по социальному страхованию.

Наступил следующий этап становления системы социального страхования. Особенностью этого периода можно считать то, что были заложены основы государственного социального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряд декретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщего страхования трудящихся масс и населения страны.

Особенно много новых постановлений по улучшению социального страхования трудящихся было принято в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). Это и увеличение пособия по уходу за больным ребенком, улучшение обеспечения пособиями неработающих инвалидов, пособия женщинам по беременности и родам. Особое значение имело совершенствование правил исчисления непрерывного стажа. Были введены новые правила учета премий при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. В конце семидесятых годов во всех обкомах профсоюзов вводятся ставки инструктора по социальному страхованию, а затем и ставка заместителя главного бухгалтера по социальному страхованию.

До 1991 года система социального страхования не менялась.Перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.