Здавалка
Главная | Обратная связь

Двухрядное наборное полотно Числовая запись приема



Табличное сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

С приемами сложения однозначных чисел с переходом через десяток и вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток учащиеся знакомятся во 1-м классе.

Сначала учащиеся знакомятся с приемами сложения по частям, с таблицей сложения в пределах 20.

Табличное сложение с переходом через десяток начинаем изучать с ознакомления (1 кл., часть 2, с. 58) с общим приемом сложения по частям.

Для овладения данным приемом необходимо: прочное усвоение детьми состава каждого числа в пределах 10, умение дополнять однозначное число до 10 и знание нумерации двузначных чисел.

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десятокрассмотрен для случая: 9 + 4:

второе слагаемое (число 4) разбивается на две части (числа 1 и 3), так, чтобы первая часть (число 1) дополняло первое слагаемое (число 9) до десятка. Затем к десятку добавляются оставшиеся единицы второго слагаемого, получается 13.

На этапе ознакомления с приемом 9 + 4, чтобы наглядно представить этот прием сложения, используется специальное наборное полотно с двумя десятками карманов, расположенных в два ряда, и двумя десятками двуцветных кругов, которые вставляются в карманы:

Двухрядное наборное полотно Числовая запись приема

 
 


9 + 4 = 13

9 + 1 + 3

– Сегодня познакомимся с решением новых примеров. Будем решать их с помощью кружков и наборного полотна.

– Сколько карманов в верхнем ряду? (10).

– Сколько карманов в нижнем ряду? (10).

– Изобразим первое слагаемое синими кружками (вставляем в верхний ряд 9 синих кружков).

– Второе слагаемое изобразим красными кружками.

– Сколько кружков можно еще поставить в верхний ряд? (1).

– Сколько всего получится кружков? (10). Как узнали? (9 + 1 = 10).

– Сколько осталось красных кружков? (3).

– Поставим их в нижний ряд.

– Сколько всего получилось кружков? (13).

– Как узнали? (10 + 3 = 13).

– Как прибавляли к 9 четыре? (9 + 1 = 10, 10 + 3 = 13).

– Прибавляли по частям: заменили число 4 суммой удобныхслагаемых 1 и 3.

– Почему 1 и 3 - удобные слагаемые? (одно из них дополняет 9 до 10).

Одновременно выполняется числовая запись приема.

Частные случаи сложения с переходом через десяток изучаются не все сразу, а постепенно, чтобы у учащихся была возможность не только понять сам прием, но и запомнить результаты каждого сложения. Изучение частных случаев сложения с переходом через десяток распределено в несколько уроков так, что на каждом уроке рассматриваются преимущественно случаи сложения с одинаковым вторым слагаемым:

После изучения всех случаев сложения, они обобщаются и систематизируются в виде таблицы (в ней 20 примеров), которую нужно знать наизусть. На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся знали состав чисел второго десятка: 11 – это 2 и 9, 3 и 8, и т.д.

 

Таблица сложения в пределах 20

9 + 2 8 + 3 7 + 4 6 + 5
9 + 3 8 + 4 7 + 5 6 + 6
9 + 4 8 + 5 7 + 6  
9 + 5 8 + 6 7 + 7  
9 + 6 8 + 7    
9 + 7 8 + 8    
9 + 8      
9 + 9      

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.