Здавалка
Главная | Обратная связь

Декоративная обработка стеклянных изделий.



Для придания изделиям окончательного товарного ви­да отформованные изделия сначала подвергают техниче­ской обработке (удаляют колпачок, обрабатывают края, дно, поверхность, притирают пробки), а затем их декори­руют. Основная цель декоративной обработки состоит в раскрытии высоких эстетических свойств стекла - проз­рачности, блеска, многообразия цветовой гаммы. Разно­образные способы декорирования принято делить на укра­шения, наносимые в процессе формования, и украшения, наносимые на готовые отформованные изделия.

К украшениям, наносимым в процессе формования относятся надает (накладное стекло), цветные пятна, нити, полосы, украшение стекловолокном, разделка «под мра­мор», декорирование пузырьками, насыпью, кракле, при­дание волнообразной поверхности (под валик), окрашивание в какой-либо цвет.

Нацвет получают путем наложения одного цвета стек­ла на другой. Для большего художественного эффекта верхний слой стекла снимают в виде различных узоров до обнажения нижележащих слоев. Такие изделия красивы, оригинальны, однако из-за снятия в отдельных местах верхнего слоя имеют пониженную механическую проч­ность и стоят несколько дороже аналогичных однотонных изделий.

Цветные пятна, украшения цветными нитями, поло­сами, шнуром, стекловолокном выглядят весьма эффект­но, так как на фоне какого-либо цвета просматривается рисунок в виде пятен различных цветов и размеров, по­лос, витого шнура или ткацкого переплетения. Это дости­гается применением в процессе формования стеклянной полоски, кусочков стекла, стеклоткани или шнура друго­го цвета, которые вплавляются в основную стекломассу и при застывании придают ей соответствующий рисунок. Повышая эстетический уровень, эти украшения несколь­ко снижают термическую стойкость, поэтому должны применяться для декорирования изделий, не подверга­ющихся в процессе эксплуатации частым и резким сме­нам температуры (вазы для цветов, фруктов и т. п.).

Разновидностью цветных пятен является разделка «под мрамор». Мелкая цветная крошка обычно наносится на пульку из молочно-белого стекла, которая при расплавле­нии дает потеки, напоминающие прожилки на мраморе.

Декоративные пузырьки получают путем добавления в жидкую стекломассу газовыделяющих продуктов или на­калыванием пульки специальными шипами для заполне­ния наколотых углублений воздухом. В обоих случаях ме­ханическая и термическая прочность изделий снижается.

Разделка насыпью имеет вид застывшей на гладкой по­верхности изделий стеклянной крошки. Из-за шерохова­тости поверхности снижается гигиеничность изделий.

Кракле напоминает узоры на окнах в морозный день; из-за мелкой сетки трещин на поверхности, достигаемой резким охлаждением разогретой пульки в холодной воде. Такие изделия имеют пониженную стойкость к термическим и механическим воздействиям.

Разделка под валик представляет собой волнообразную поверхность, достигнутую выдуванием в рельефной форме. Придавая изделиям красивый внешний вид, данная разделка не снижает показателей их прочности и термостойкости.

Самым простым и эффектным способом декорирования стеклянных изделий, не снижающим уровня эргономических, функциональных свойств и надежности при значительном повышении эстетичности, является окрашивание в какой-либо цвет. Для окраски стекол используются соединения различных металлов, чаще оксиды и соли, которые в процессе варки стекломассы обеспечивают ее рав­номерное окрашивание. На эстетическом уровне и цене сказывается окрашивание стекол оксидами редкоземель­ных элементов (неодима, празеодима, церия). Это позво­ляет повысить лучепреломление, блеск, светопропускание в готовых изделиях, избежать дополнительной деко­ративной обработки; цвета выглядят естественно, часто напоминают окраску природных камней, например алек­сандрита, рубина, изумруда. Цена таких изделий выше, чем у аналогичных, окрашенных другими соединениями в такой же цвет. Несколько выше ценятся также изделия, окрашенные в интенсивно-синий чистый (кобальтовый) цвет, а также в красные (рубиновые) цвета. При этом золо­той рубин будет наиболее дорогостоящим, поскольку его розово-сиреневый (до пурпурного) оттенок достигается с помощью хлористого золота (АuС13). Наиболее распрост­ранен селеновый рубин, имеющий оранжевый оттенок. После золотого рубина он находится на втором месте по степени влияния на цену изделий. Медный рубин отлича­ется интенсивным красным цветом с вишневым оттенком. Остальные цвета стекол (желтый, топаз, зеленый, изум­руд, розалиновый, коралловый, фиолетовый, бирюзовый, сапфир, марблит, дымчатый) оказывают примерно одина­ковое влияние, как на внешний вид, так и на цену изделий.

Украшения на готовые изделия могут наноситься ме­ханическим или химическим способом. Механиче­ским путем наносят номерную шлифовку, алмазную и шайбочную грань, гравировку, пескоструйную, ультра­звуковую обработку.

Номерная шлифовка — один из самых простых видов украшений. Имеет вид плоских сферических шлифов, ямок, желудей. Поверхность рисунка обычно матовая, штрихообразная, так как выполняется с помощью абра­зивных кругов с широкой режущей кромкой.

Алмазная грань — довольно распространенный вид украшения, особенно на изделиях из хрусталя. Рисунок состоит из бороздок треугольного сечения, тщательно от­полированных и образующих при пересечении сетку, лу­чи, звезды.

Шайбочная грань (гранение) применяется для толсто­стенных изделие. Имеет вид 4, 8, 12 и 16 широких, тща­тельно отполированных плоскостей (прямая шайбочвая грань) или полированных плоскостей, вытянутых навстречу друг другу (встречная грань).

Гравировка — рисунок в виде неглубоких рельефных изображений сложной композиции, чаще всего расти­тельного характера. Рисунок обычно не полируется, часто напоминает алмазную грань.

Пескоструйная и ультразвуковая обработка осущес­твляются с помощью трафарета, по которому наносится рисунок с помощью колебательных движений прибора с частотой более 20 тыс./с, соответствующей нижней области ультразвука, или с помощью струи песка, подаваемой под давлением. В обоих случаях разрушается поверхностный слой стекла и образуется матовый рисунок, но с помощью ультразвука невозможно получить рисунки больших пло­щадей. Эстетическая ценность таких изделий невысокая.

Все описанные виды украшений в разной степени, в за­висимости от сложности рисунка, повышают эстетиче­скую ценность изделий, но при этом снижают их надеж­ность, так как нарушается целостность поверхностного слоя стекла. В наибольшей степени это относится к алмаз­ной грани, где имеют место глубокие бороздки. Большое их количество и частое пересечение снижают также уро­вень эргономических свойств, так как затрудняют уход за изделиями.

Химическим способом выполняют такие укра­шения, как травление живопись, шелкография, деколь, украшение аэрозолями, фотопечать, ирризация, люстрирование.

Сущность травления заключается в разрушении по за­данному рисунку поверхностного слоя стекла плавиковой кислотой. Различают простое (гильоширное), пантографное и глубокое художественное травление. Во всех случа­ях поверхность рисунка матовая, но при простом травле­нии он представляет собой разрозненные линии, а при пантографном - более сложен; при глубоком художест­венном (многократном) травлении получают сложный ри­сунок на изделиях с нацветом, различную интенсивность окраски оставшихся слоев цветного стекла.

Живопись выполняется кистью от руки специальными силикатными красками, эмалями, 12 % -ным хлорным зо­лотом. Рисунки имеют различную сложность: от полосок разной ширины (до 1 мм - усик, 1-3 мм - отводка, 4-10 мм - лента) до орнамента или тематической композиции. Деко­рирование золотом по матовой протравленной поверхнос­ти получило название чеканного золота. Такой способ украшения весьма трудоемкий и дорогостоящий.

Шелкографией называется вид украшения, получен­ный путем нанесения через шелковую сетку пастообразной краски. Отличительной его особенностью является то­чечный рельефный контур рисунка.

Деколъ представляет собой рисунок, полученный по принципу переводных картинок.

Украшение аэрозолями представляет собой нанесение декоративного цветного покрытия методом распыления в воздухе растворов солей железа, кобальта, сурьмы, цин­ка, кадмия и др. От иризации отличается меньшим блес­ком и интерференцией.

Фотопечать - это получение фотографии на стекле. Рисунок обычно тематический (портреты, пейзажи, па­мятники); изделия носят сувенирный характер.

Иризация - это образование на поверхности изделий тонких, радужно переливающихся пленок соединений неко­торых металлов (олова, висмута, титана, бария, стронция).

Украшение люстровыми красками достигается путем нанесения растворенными в органических соединениях металлическими смоляными мылами покрытия в виде лент, отводок, сплошного или частичного крытья. После сгорания в процессе отжига органической части на изде­лиях остается пленка, имеющая разные цветовые оттен­ки, особый металлический блеск, в ряде случаев интерфе­рирующая.

Рассмотренные виды украшений повышают эстетиче­скую ценность изделий. Механическая прочность в боль­шинстве случаев не страдает (за исключением техники глубокого травления), однако надежность самих украше­ний в процессе эксплуатации снижается, так как при мой­ке, чистке происходит их истирание.

Указанные выше приемы декорирования характерны для выдувной и сочлененной посуды, так как большая часть прессованных и прессовыдувных изделий получает рисунок в процессе формования. Иногда для повышения эстетического уровня они подвергаются химической или пескоструйной матовке, люстрированию, иризации, но­мерной шлифовке, шелкографии, несложной гравировке или дополнению рисунка от пресс-формы элементами ал­мазной грани.

Нанесенные украшения могут быть различной слож­ности, поэтому предприятиями-изготовителями в катало­гах выпускаемых изделий приводятся их иллюстрации с указанием групп сложности. С 1-й по 8-ю группы слож­ности имеют обычно изделия из обыкновенного бесцветно­го, цветного стекла и стекла с надветом. Изделия из хрус­таля украшаются более сложными видами разделок, кото­рые относятся к 4—10-й группам. Более сложные, украшения относятся к внегрупповым.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.