Здавалка
Главная | Обратная связь

Рентабельность производства.



Прибыль в рыночных условиях является главной целью предпринимательства и критерием эффективности. Существует абсолютный и относительный показатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выражается массойприбыли. Однако сама по себе масса прибыли не дает оценки уровня эффективности работы предприятия. Поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с затратами или используемыми ресурсами. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является рентабельность. Рентабельность– это показатель эффективности единовременных и текущих затрат. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используются основные и оборотные фонды на предприятии. Она определяется как отношение годовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, выраженное в процентах:

 

  Рn= П   . 100
Фосн + Фоб.ср

 

где Рn - рентабельность производства, %; П - полученная прибыль; Ф осн- среднегодовая стоимость основных фондов; Ф об.ср - величина оборотных средств.

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат. Она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции, выраженным в процентах:

 

 

  Рпрод = П   . 100
С

где Р прод - рентабельность реализуемой продукции, %; П -прибыль от реализации продукции; С - себестоимость реализуемой продукции.

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

Основными путями повышения рентабельности являются увеличение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции.Этому содействует широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемых в производстве

Правило максимизации прибыли.

Вариант 1

Выбирая максимизирующий прибыль выпуск, предприятие сравнивает предельные издержки и предельный доход для каждой дополнительной единицы товара. Когда предельный доход превышает предельные издержки, производство дополнительной единицы товара увеличит прибыль. Когда предельный доход падает ниже предельных издержек, производство дополнительной единицы товара будет понижать прибыль. Следовательно, фирма, максимизирующая прибыль должна увеличивать свое производство пока предельные издержки меньше предельного дохода и прекратить увеличивать производство при равенстве этих предельных величин.

Вариант 2

Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

· а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

· б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска.

 

Вариант 3

Во всех рыночных структурах предполагается, что фирмы стремятся получить максимальную прибыль, то есть: максимизировать разницу между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (TС).
Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация убытков достигается тогда, предельные издержки (МС) равны предельному доходу (МR). MR приносит дополнительная единица продукции.
MR = дельта TR / дельта Q
MC = дельта ТС / дельта Q
Если MR больше МС – целесообразно увеличивать объем реализации, так как каждая дополнительная единица увеличивает прибыль фирмы.
Если MR меньше MC – необходимо снижать объем реализации до тех пор, пока MC не будут равны MR, так как каждая дополнительная единица снижает прибыль фирмы.
Когда MR равен MC объем реализации оптимальный, дающий максимальную прибыль. При тех затратах, которые имеет сегодня фирма, большей прибыли получить уже нельзя.
MR=MC – правило максимизации прибыли на основе предельных величин.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.