Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание 2. Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки

Лабораторная работа 3

Функциональное состояние дыхательной системы

 

Задачи

1. Отработать навык подсчета дыхательных движений, установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.

2. Определить жизненную емкость легких. Оценить функциональное состояние дыхательной системы.

 

Материалы и оборудование

1. Секундомер.

2. Спирометр.

Рекомендуемая литература

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 496 с.

2. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с.

3. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа. – Минск, 2006. – с.

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Какие органы образуют дыхательную систему? Сделайте рисунок и обозначьте на нем эти органы. Раскройте взаимосвязь строения и функции органов дыхания.

2. Назовите виды дыхания. Объясните физиологическое значение полного дыхания.

3. Какие изменения происходят с возрастом с дыхательной системой?

4. Объясните значение понятий: дыхательный объем, минутный объем дыхания, резервный объем выдоха, резервный объем вдоха, остаточный объем, общая емкость легких.

5. Какие системы организма и как осуществляют регуляцию дыхания? Где находится дыхательный центр?

 

Информационный материал

В понятие дыхания включают все процессы, связанные с доставкой кислорода из окружающей среды внутрь клетки и с выделением углекислого газа из клетки в окружающую среду. В физиологии чаще всего различают три этапа дыхания:

– внешнее дыхание, связанное с переносом газов от носовой полости до легких включительно;

– транспортировка газов;

– внутренне дыхание, или клеточное, тканевое.

Дыхание человека постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции. Предлагаемые в лабораторной работе задания в определенной степени позволяют ознакомиться с особенностями внешнего дыхания и его регуляцией.

 

Задания, предназначенные к выполнению

Задание 1. Дыхательные движения

 

К 20 годам частота дыхания составляет 15–19 дыхательных движений в минуту. При регулярных занятиях физической культурой частота дыхания снижается и может составлять 10–15 дыхательных движений в минуту. Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы частота дыхания непосредственно после занятия не превышала у взрослых – 30, а у детей – 40 дыхательных движений в минуту, а восстановление ее исходной величины происходило бы не позднее чем через 7–9 минут.

 

Ход работы

Подсчитайте в положении стоя, положив на верхнюю часть груди руку с широко расставленными пальцами, число вдохов за 1 минуту. Сравните полученные результаты.

Контрольные вопросы:

1. Почему в душном помещении резко снижается работоспособность?

2. Почему когда плотно поешь трудно дышать?

3. Какое значение для организма человека имеет расположение в носовой полости рецепторов, воспринимающих запах?

 

Задание 2. Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки

 

Опыт 1. Испытуемый в течение 3–4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько сможет, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется (таблица 1). Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные 3 попыток и берут среднее арифметическое.

 

Опыт 2. Испытуемый в течение 3–4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного вдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание сколько сможет, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется (таблица 1). Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные 3 попыток и берут среднее арифметическое.

 

Опыт 3. После отдыха (около 5 минут) испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. По окончании работы он садится на стул и задерживает дыхание. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется (таблица 1). После отдыха (1 минута) испытуемый повторяет упражнение с задержкой дыхания в спокойном вдохе.

Определите долю времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки по формуле:

А = (Б – В) х 100% / Б, где

Б – время задержки дыхания в спокойном состоянии;

В – время задержки дыхания после дозированной нагрузки.

Таблица 1

Протокол

№ п/п Выполняемые действия Время, с
Задержка дыхания после обычного выдоха при глубоком вдохе:  
попытка 1  
попытка 2  
попытка 3  
среднее арифметическое значение  
Задержка дыхания после обычного выдоха при глубоком вдохе  
попытка 1  
попытка 2  
попытка 3  
среднее арифметическое значение  
Задержка дыхания после 20 приседаний  
Задержка дыхания после отдыха на спокойном вдохе  

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.