Здавалка
Главная | Обратная связь

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



В связи с развитием экономических отношений еще в древности сформировалась необходимость в статистических операциях (сборе податей). Дальнейшее развитие производственных сил и систем государственного управления привело к развитию и систематизации учетно-статистических операций.

При условиях развития рыночных отношений в России основными целями статистики являются:

1) модернизация учета и отчетности, а также уменьшение документооборота;

2) получение экономико-статистических сведений, их анализ, составление национальных счетов, требуемых балансовых расчетов;

3) своевременное обеспечение поступлений статистической информации в статистические органы, структуры государственной власти и управления;

4) расширение аналитических функций и тематик при обработке статистических данных. Система органов государственной статистики России – это иерархическая структура, соответствующая административно-правовому делению страны. Она состоит из федерального, республиканского, краевого, областного, окружного, городского, районного уровней. В основе системы органов государственной статистики лежат такие организационные принципы, как:

1) централизованное руководство;

2) общее организационное построение и методология;

3) постоянная связь с органами государственного управления.

Федеральная служба государственной статистики РФ – это высший орган управления статистикой на территории России. В обязанности этой службы входят решение базовых проблем, которые стоят перед статистикой России, формирование и обеспечение единой методологической основы учета, сведение воедино и анализ полученных сведений, публикация итогов своей деятельности.

К официальным статистическим стандартам РФ относятся:

1) формы и методы сбора и обработки статистических сведений, установленных статистической службой;

2) методология статистических показателей.

В своей деятельности статистическая служба руководствуется федеральными статистическими программами, утвержденными по согласованию с Правительством РФ. Эти статистические программы сформированы с учетом предложений, вносимых федеральными органами исполнительной и законодательной власти, органами государственной власти субъектов РФ и различных организаций.

Реформирование государственной статистики проводится по таким основным направлениям, как:

1) предоставление гласности и доступности сведений при соблюдении личной конфиденциальности;

2) модернизация методологических и организационных основ статистики, принимая во внимание теоретические разработки науки;

3) модернизация методологии исчисления статистических показателей с применением международных стандартов;

2.1 Этапы статистического исследования.
Статистическое наблюдение состоит из трех основных этапов: подготовка статистического наблюдения; организация и производство наблюдения; контроль полученных первичных данных.

На 1 этапе определяется цель, устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения. Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов для последующего принятия управленческих решений. Она должна быть конкретной и четкой. Цель определяет объект статистического наблюдения. Объект наблюдения исследуемая статистическая совокупность состоит из отдельных единиц. Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности излагаются в программе статистического наблюдения.

На 2 этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды наблюдения и способы получения статистической информации. Основной формой статистического наблюдения является отчетность. К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись. Перепись - наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности, но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями.

На 3 этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Поэтому целью этого этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных. Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов. Систематические ошибки регистрации имеют определенную направленность, могут либо завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к искажению действительного положения. Контрольной проверкой собранных данных завершается статистическое наблюдение.

2.2 Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.
Программно-методологическими вопросами определяется цели статистического наблюдения, устанавливается объект и единица наблюдения, разрабатывается инструментарий, обязательный для каждого участника наблюдения, определяется круг признаков, характеризующих единицу наблюдения, по кот производится регистрация данных, или разрабатывается программа. Программой статистического наблюдения называется перечень вопросов или признаков, на кот должны быть получены ответы по единицам наблюдения.

Важным вопросом программы является момент или период наблюдения. Это время, по состоянию на которое регистрируются данные. Момент наблюдения устанавливается в соответствии с целью, особенностью явления – критический момент. Период времени устанавливается в четком временном интервале

2.3 Формы, виды, способы статистического наблюдения.
По форме организации статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое обследование - перепись; регистры. По видам статистического наблюдения: а) по времени регистрации фактов (текущее или непрерывное; прерывное - периодическое, единовременное); б) по охвату единиц совокупности (сплошное; несплошное - основного массива, выборочное, монографическое). По способам получения статистической информации: непосредственное наблюдение; документальный способ; опрос - экспедиционный, анкетный, явочный, корреспондентский, саморегистрация.

Основной формой статистического наблюдения является отчетность. Отчетность - официальный документ, который скрепляется подписями лиц, ответственных за предоставление и достоверность собранных сведений, и утверждается органами государственной статистики. Кроме годовой может иметь место ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная и квартальная отчетность. Отчетность может быть представлена по почте, телеграфу, телетайпу, факсу. К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись. Перепись - наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности, но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

Формой непрерывного статистического наблюдения является регистровое наблюдение (регистр), объектами которого являются долговременные процессы, имеющие фиксированное начало, стадию развития и фиксированное время завершения. Регистр основан на системе отслеживания состояния переменных и постоянных показателей. В статистической практике различают регистры населения и регистры предприятий. Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение - это систематическая регистрация фактов или явлений по мере их поступления с целью изучения их динамики. Видами прерывного наблюдения являются единовременное и периодическое. Первое есть разовое сплошное наблюдение для сбора количественных характеристик явления или процесса в момент его исследования. Периодическое наблюдение проводится через определенные промежутки времени по схожим программе и инструментарию.

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение охватывает все единицы исследуемой совокупности. Несплошное наблюдение охватывает только часть исследуемой совокупности. В зависимости от того, как выбрана эта часть, несплошное наблюдение можно подразделить на выборочное (основано на принципе случайного отбора), метод основного массива (исследуются самые существенные или наиболее крупные единицы изучаемой совокупности) и называемое монографическое наблюдение (подробное исследование отдельных единиц изучаемой совокупности с целью выявления намечающихся тенденций).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.