Здавалка
Главная | Обратная связь

Прямое преобразование тепловой энергии



Схема ОТЭС на термоэлектрических преобразователях показана на рисунке. 11.3. В основе ее действия – явление Зеебека, заключающееся в возникновении разности потенциалов в электрической цепи, составлен-ной из материалов с различной концентрацией носителей заряда, места соединений которых нагреты до разных температур.

 

Рисунок 11.3 - Схема ОТЭС с прямым преобразованием тепловой энергии в электрическую: а – устройство отдельного блока; б, в – варианты устройства термоэлектрического преобразователя;

1 – кожух; 2 – термоэлектрический генератор; 3 – полупроводниковые элементы с n- и p - проводимостью; 4 – поверхностное изолирующее покрытие; 5 – изолятор;

 

6 – соединительные шины

КПД такого преобразо-вателя, выполненного на полупроводниковых элементах, достигает 10 %.

11.4. Использование энергииприливовиотливов

Могучее природное явление – ритмичное движение морских вод вызывают силы притяжения Луны и Солнца. Поскольку Солнце находится от Земли в 400 раз дальше, гораз-до меньшая масса Луны действует на земные поды вдвое сильнее, чем масса Солнца. Поэтому решающую роль играет прилив, вызванный Лу-ной (лунный прилив).

В морских просторах приливы чередуются с отливами теоретиче-ски через 6 ч 12 мин 30 с. Если Луна, Солнце и Земля находятся на одной прямой (так называемая сизигия), Солнце своим притяжением усиливает воздействие Луны, и тогда наступает сильный прилив (сизигийный прилив, или большая вода). Когда же Солнце стоит под прямым углом к отрезку Земля–Луна (квадратура), наступает слабый прилив (квадратурный, или малая вода). Сильный и слабый приливы чередуются через семь дней.

Приливная волна Индийского океана катится против течения Ганга на расстояние 250 км от его устья. Приливная волна Атлантического океана распро-страняется на 900 км вверх по Амазонке. В закрытых морях, например Черном или Средиземном, возникают малые приливные волны высотой 50…70 см.

Максимально возможная мощность в одном цикле прилив–отлив, т. е. от одного прилива до другого, выражается уравнением

 

W=rgSR2

 

где r – плотность воды, g – ускорение силы тяжести, S – площадь приливного бассейна, R – разность уровней при приливе.

Как видно из формулы, для использования приливной энергии наиболее подходящими можно считать такие места на морском побережье, где приливы имеют большую амплитуду, а контур и рельеф берега позволяют устроить большие замкнутые «бассейны». Мощность ЭС некоторых местах могла бы составить 2…20 МВт.

Первая морская приливная электростанция мощностью 635 кВт была построена в 1913 г. в бухте Ди около Ливерпуля. В 1935 г. приливную электростанцию начали строить в США. Американцы перего-родили часть залива Пассамакводи на восточном побережье, истратили 7 млн долл., но работы пришлось прекратить из-за неудобного для строительства слишком глубокого и мягкого морского дна, а также из-за того, что построенная неподалеку крупная тепловая электростанция да-ла более дешевую энергию.

Аргентинские специалисты предлагали использовать очень высо-кую приливную волну в Магеллановом проливе, но правительство не утвердило дорогостоящий проект.

С 1967 г. в устье реки Ранс во Франции на приливах высотой до 13 м работает ПЭС мощностью 240 тыс. кВт с годовой отдачей 540 тыс. кВт·ч.

Уже разработан целый ряд современных устройств для преобразования энергии приливных течений, один из которых показан на рисунке 11.4. Капитальные затраты на создание подобных устройств в расчете на 1 кВт установленной мощности достаточно высоки.

 

 

Рисунок 11.4 - Схема электростанции на приливном течении

11.5. Использование энергии морских течений

Неисчерпаемые запасы кинетической энергии морских течений, накопленные в океанах и морях, можно превращать в механическую и электрическую энергию с помощью турбин, погруженных в воду (по-добно ветряным мельницам, «погруженным» в атмосферу).

Важнейшее и самое известное морское течение – Гольфстрим. Его основная часть проходит через Флоридский пролив между полуостро-вом Флорида и Багамскими островами. Ширина течения составляет 60 км, глубина до – 800 м, а поперечное сечение – 28 км2. Энергию Р, которую несет такой поток воды со скоростью 0,9 м/с, можно выразить формулой (в Вт)

 

где m – масса воды, кг, r– плотность воды, кг/м3, А – сечение, м2, v – скорость, м/с.

Подставив цифры, получим

 
P=50000 МВт. Если бы мы смогли полностью использовать эту энергию, она была бы эквивалентна суммарной энергии от 50 крупных электростанций по 1000 МВт.

В настоящее время в ряде стран, в первую очередь в Англии, ведутся интенсивные работы по использованию энергии морских волн. Британские острова имеют очень длинную береговую линию, во многих местах море остается бурным в течение длительного времени.

По аналогии с ВЭУ существующие преобразователи энергии течений можно условно разделить на две группы. К первой целесообразно отнести те из них, в основу которых положен принцип преобразования скоростного напора во вращательное движение турбин. Ко второй, менее многочисленной, группе относят преобразователи, основанные на других физических принципах (объемные насосы, упругие преобразователи и др.).

Родоначальником устройств первой группы по праву считают водяное колесо (рисунок 11.5, а). Ленточное колесо (рисунок 11.5, б) оказывается более компактным, требует меньше материалов, менее подвержено воздействию атмосферы. Подобное устройство может быть установлено в потоке на понтонах с таким расчетом, чтобы нижние лопасти входили в воду, а верхние оставались «сухими». Эффективность преобразования скоростного напора повышается за счет того, что сразу несколько лопастей оказываются под воздействием потока. Однако, простое увеличение числа лопастей лен-точного колеса не приведет к существенному увеличению момента на валах.

 

 

 

Рисунок 10.5 -. Эволюция водяного колеса:

а – колесо-прототип; б – ленточное колесо на плавучем основании; в – ленточное колесо в толще потока;г – ленточное колесо со складными лопастями

 

На базе ленточного колеса созданы устройства, полностью по-гружаемые в толщу потоков (рисунок 10.5, в, г). Для таких устройств пред-лагается несколько способов уменьшения сопротивления движению ленты во время холостого хода. Это и сооружение воздушной камеры над колесом и применение различных вариантов механизмов складывания лопастей.

 

11.6 Использование энергии волн

 

11.6.1 Преобразователи, отслеживающие профиль волны

 

Разрмотрим преобразователя типа «колеблющееся крыло», предложенного профессором Эдинбургского университета Стефана Солтера и названного в честь создателя «утка Солтера». Форма преобразователя обеспечивает максимальное извлечение мощности (рисунок 10.6).

 

Рисунок 11.6 -. «Утка Солтера»: схема преобразования энергии волны

 

Волны, поступающие слева, заставляют утку колебаться. Цилинд-рическая форма противоположной поверхности обеспечивает отсутст-вие распространения волны направо при колебаниях утки вокруг оси. Мощность может быть снята с оси колебательной системы с таким рас-четом, чтобы обеспечить минимум отражения энергии. Отражая и про-пуская лишь незначительную часть энергии волн (примерно 5 %), это устройство обладает весьма высокой эффективностью преобразования в широком диапазоне частот возбуждающих колебаний (рисунок.11.7).

 

 

Рисунок 11.7 - Эффективность «утки Солтера» (диаметр 15 м, ось зафиксирована)

 

 

Испытания, проведенные в 1977 году, показали, что рабочая модель океанского преобразователя (50-метровая гирлянда из 20-метровых «уток» общей массой 16 т) для первой английской волновой электростанции работала с КПД около 50 %.

Наиболее серьезными недостатками для «уток Солтера» оказались следующие:

- необходимость передачи медленного колебательного движения на привод генератора;

- необходимость снятия мощности с плавающего на значительной глубине устройства большой протяженности;

- вследствие высокой чувствительности системы к направлению волн необходимость отслеживать изменение их направления для получения высокого КПД преобразования;

- затруднения при сборке и монтаже из-за сложности формы по-верхности «утки».

Другой вариант волнового преобразователя с качающимся эле-ментом – контурный плот Коккерелла. Его модель также в 1/10 величи-ны испытывалась в том же году, что и «утка Солтера», в проливе Со-лент, вблизи г. Саутгемптона. Контурный плот – многозвенная система из шарнирно-соединенных секций (рисунок 11.8). Как и «утка», он устанавливается перпендикулярно к фронту волны и отслеживает ее профиль.

 

 

Рисунок 11.8 - Вариант выполнения контурного плота Коккерелла: 1 – колеблющаяся секция; 2 – преобразователь; 3 – тяга; 4 – шарнир

 

 

Детальные лабораторные испытания модели плота в масштабе 1/100 показали, что его эффективность составляет около 45 %. Это ниже, чем у «утки» Солтера. Но плот привлекает другим достоинством: близость конструкции к традиционным судостроительным).

 

11.6.2 Преобразователи, использующие энергию колеблющегося водяного столба

При набегании волны на частично погруженную полость, открытую под водой, столб жидкости в полости колеблется, вызывая изменения давления в газе над жидкостью. Полость может быть связана с ат-мосферой через турбину. Поток может регулироваться так, чтобы проходить через турбину в одном направлении, или может быть использована турбина Уэлса. Уже известны по крайней мере два примера коммерческого использования устройств на этом принципе – сигнальные буи, внедренные в Японии Масудой (рисунок 11.9) и в Великобритании – сотрудниками Королевского университета Белфаста.

Главное преимущество устройств на принципе водяного колеблющегося столба состоит в том, что скорость воздуха перед турбиной может быть значительно увеличена за счет уменьшения проходного се-чения канала. Это позволяет сочетать медленное волновое движение с высокочастотным вращением турбины. Кроме того, здесь создается возможность удалить генерирующее устройство из зоны непосредственного воздействия соленой морской воды.

 

 

Рисунок 11. 9. - Схема установки, в которой используется принцип колеблющегося водного столба (разработана в Великобритания, размещается непосредственно на грунте,турбина приводится в действие потоком одного направления):

1 – волновой подъем уровня; 2 – воздушный поток; 3 – турбина; 4 – выпуск воздуха; 5 – направление волны; 6 – опускание уровня; 7 – впуск воздуха.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.