Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ (АДМИНИСТРАТИВНОЙ) ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ



 

Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы — создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что суще­ствует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес.

Основателем классической (административной) школы является французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд «Общий и промышленный менеджмент» был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции управле­ния: «Управлять — это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Американцы назвали

А. Файоля отцом менеджмента.

Принципы управления

Принцип Содержание принципов
1. Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2. Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3. Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4. Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5. Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6. Подчиненность интересов Преимущество интересов организации перед личных личными интересами
7. Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу  
8. Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9. Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии че­рез непрерывную цепь команд («цепь начальников»)
10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11. Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации («в единении — сила»)

 

Другим представителем классической школы является профессор экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию «рациональной бюрокра­тии». Он выдвинул положение, согласно которому бюрокра­тия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:

• технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства;

• использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике;

• стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;

• представлению высших руководителей как людей, которые «мудрее, чем рынок», и т. д.

Ключевым фактором успеха на рынке Вебер считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выполнение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации.

Мы видим, что теоретиков управления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Они придерживались взгляда на предприятие как на «закрытую систему», основными характеристиками которого являлись:

· стабильность целей, задач, условий деятельности;

· рост масштабов производства — как главный фактор успеха и конкурентоспособности;

· рациональная организация производства, эффективное использование ресурсов — основная задача менеджмента;

· производительность труда производственных рабочих — главный источник прибавочной стоимости;

· контроль, функциональное разделение труда, нормы стандарты и правила, эффективное использование ресурсов — основа системы управления.

К такой системе научных взглядов привела логика промышленного развития, результатом которой явилось формирование крупных организаций, корпораций, где сосредото­чились огромные ресурсы

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.