Место дисциплины-модуля в модульной структуре образовательной программы
1. Пререквизиты
| Общая психология, Методологические основы психологии, Психология развития и возрастная психология, Социальная психология
| 2. Кореквизиты
| Психологические основы развивающего обучения, Педагогическое общение
| 3. Постреквизиты
| [модули/дисциплины, базирующиеся на результатах обучения, полученных при изучении данной дисциплины]
| 1.4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах:
34 час (66 %) от объема аудиторной нагрузки по дисциплине.
Трудоемкость освоения дисциплины
Очная форма обучения
Виды учебной работы, формы контроля
| Всего, час.
| Учебные семестры,
номер
| VI
| | | Аудиторные занятия, час.
|
|
| | | Лекции, час.
|
|
|
|
| Практические занятия,час.
|
|
|
|
| Лабораторные работы,час.
| -
| -
|
|
| Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.
|
|
| | | Вид промежуточной аттестации (Э, З)
| З
| З
|
|
| Общая трудоемкость по учебному плану, час.
|
|
|
|
| Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.
|
|
|
|
|
Очно-заочная и заочная формы обучения
Виды учебной работы, формы контроля
| Всего, час.
| Учебные семестры,
номер
| VI
| | | Аудиторные занятия, час.
|
|
| | | Лекции, час.
|
|
|
|
| Практические занятия,час.
| -
| -
|
|
| Лабораторные работы,час.
| -
| -
|
|
| Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.
|
|
| | | Вид промежуточной аттестации (Э, З)
| З
| З
|
|
| Общая трудоемкость по учебному плану, час.
|
|
|
|
| Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код
раздела, темы
| Раздел, тема
дисциплины
| Содержание
|
| Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина.
| Основные тенденции в определении целей, содержания, методов обучения в современной педагогической психологии. Роль и место психологии в контексте развития образовательной системы.
Место психологического образования в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении. Проблема корректности использования диагностического инструментария в исследовательской работе школьников и в работе преподавателя психологии.
|
| Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории учебной деятельности.
| Психологические аспекты определения целей обучения, содержания обучения. Проблемы отбора содержания образования с психологической точки зрения. Принципы обучения, виды обучения и их формы. Психологическое содержание понятия "преподавание" и "учение".
Структура учебной деятельности. Предмет и продукт учебной деятельности. Состав учебной деятельности: характеристика ориентировочных, исполнительских и контрольных действий учащегося.
|
| Дидактические особенности организации занятий по психологии для различных возрастов учащихся в системе среднего образования.
| Урок как традиционная форма организации образовательного процесса в российской школе. Функции и типы уроков. Примерный план урока по психологии. Матрица подготовки преподавателя к уроку. Конспект урока. Организация учебной деятельности учащихся на уроке (фронтальная, индивидуальная, групповая).
Лекция по психологии (функции лекции, продолжительность, цели и задачи, подготовка к лекции).
Практические и лабораторные занятия по психологии как форма усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений (система учебных задач в курсе психологии, развитие навыков исследовательской работы). Принцип межпредметности в организации практических занятий по психологии в среднем учебном заведении.
Методы обучения.
Методы проблемного обучения.
Методы интерактивного обучения.
Методы программированного обучения.
Потенциал активных методов организации обучающего процесса на разных этапах среднего общего образования.
|
| Формирование психологической культуры индивида как цель преподавания курса психологии в среднем учебном заведении.
| Возможности курса психологии в решении возрастных и индивидуальных проблем учащихся.
Внеклассная работа по психологии. Школьное психологическое общество. Возможности исследовательской работы школьников. Вопрос о возможности использования диагностического инструментария в исследовательской работе школьников и работе преподавателя психологии.
Свободные формы внеаудиторное работы: диспуты, КВН, вечера встреч, тематические вечера, выпуск «психологической» газеты, конкурсы, олимпиады, экскурсии. Требования к подготовке и проведению внеклассных мероприятий.
|
| Организация самостоятельной работы и контроля знаний
| Специфика самостоятельной работы в школе. Техника работы над рефератом и конспектом. Подготовка библиографии. Работа по анализу библиографии и содержанию статей. Составление реферативного обзора. Подготовка аналитического обзора.
Разработка сценария "круглого стола". Студенческое научное общество ("психологический кружок", "проблемная группа" и т.д.).
Организация контроля.
Метод тестирования при контроле знаний студентов. Оценка и контроль качества содержательного усвоения. Программированный (компьютерный) контроль. Олимпиады и учебные конференции по психологии.
Профилактика экзаменационного стресса.
|
| Личностные и профессиональные качества преподавателя психологии.
| Представления об этических нормах учителя-психолога. Мотивы педагогической деятельности преподавателя психологии. Интеллект и профессиональная компетентность. Артистизм и ораторские умения. Профессиональная стрессоустойчивость. Коммуникативная культура преподавателя психологии. Стиль педагогического общения. Конфликтная компетентность педагога. Творчество в деятельности преподавателя психологии в среднем учебном заведении. Проблема выгорания педагогического состава.
|
| Нормативно-правовая база организации процесса преподавания психологии в среднем учебном заведении РФ.
| Место психологического знания в государственном образовательном стандарте РФ. Вариативная и инвариативная части государственного образовательного стандарта. Типовое положение об образовательном учреждении среднего образования.
Роль основных законодательных актов в организации педагогической деятельности преподавателя психологии (Закон Российской Федерации «Об образовании», Уголовный кодекс Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка).
Международный опыт в преподавании основ психологии в довузовском образовании.
Проблема соблюдения прав ребенка в процессе обучения основам психологии.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|