Здавалка
Главная | Обратная связь

Место дисциплины-модуля в модульной структуре образовательной программы



 

1. Пререквизиты Общая психология, Методологические основы психологии, Психология развития и возрастная психология, Социальная психология
2. Кореквизиты Психологические основы развивающего обучения, Педагогическое общение
3. Постреквизиты [модули/дисциплины, базирующиеся на результатах обучения, полученных при изучении данной дисциплины]

1.4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах:

34 час (66 %) от объема аудиторной нагрузки по дисциплине.

Трудоемкость освоения дисциплины

Очная форма обучения

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры, номер
VI    
Аудиторные занятия, час.    
Лекции, час.    
Практические занятия,час.    
Лабораторные работы,час. - -    
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.    
Вид промежуточной аттестации (Э, З) З З    
Общая трудоемкость по учебному плану, час.    
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.    

 

Очно-заочная и заочная формы обучения

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры, номер
VI    
Аудиторные занятия, час.    
Лекции, час.    
Практические занятия,час. - -    
Лабораторные работы,час. - -    
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.    
Вид промежуточной аттестации (Э, З) З З    
Общая трудоемкость по учебному плану, час.    
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.    

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины Содержание
Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина. Основные тенденции в определении целей, содержания, методов обучения в современной педагогической психологии. Роль и место психологии в контексте развития образовательной системы. Место психологического образования в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении. Проблема корректности использования диагностического инструментария в исследовательской работе школьников и в работе преподавателя психологии.
Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории учебной деятельности. Психологические аспекты определения целей обучения, содержания обучения. Проблемы отбора содержания образования с психологической точки зрения. Принципы обучения, виды обучения и их формы. Психологическое содержание понятия "преподавание" и "учение". Структура учебной деятельности. Предмет и продукт учебной деятельности. Состав учебной деятельности: характеристика ориентировочных, исполнительских и контрольных действий учащегося.
Дидактические особенности организации занятий по психологии для различных возрастов учащихся в системе среднего образования. Урок как традиционная форма организации образовательного процесса в российской школе. Функции и типы уроков. Примерный план урока по психологии. Матрица подготовки преподавателя к уроку. Конспект урока. Организация учебной деятельности учащихся на уроке (фронтальная, индивидуальная, групповая). Лекция по психологии (функции лекции, продолжительность, цели и задачи, подготовка к лекции). Практические и лабораторные занятия по психологии как форма усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений (система учебных задач в курсе психологии, развитие навыков исследовательской работы). Принцип межпредметности в организации практических занятий по психологии в среднем учебном заведении. Методы обучения. Методы проблемного обучения. Методы интерактивного обучения. Методы программированного обучения. Потенциал активных методов организации обучающего процесса на разных этапах среднего общего образования.
Формирование психологической культуры индивида как цель преподавания курса психологии в среднем учебном заведении. Возможности курса психологии в решении возрастных и индивидуальных проблем учащихся. Внеклассная работа по психологии. Школьное психологическое общество. Возможности исследовательской работы школьников. Вопрос о возможности использования диагностического инструментария в исследовательской работе школьников и работе преподавателя психологии. Свободные формы внеаудиторное работы: диспуты, КВН, вечера встреч, тематические вечера, выпуск «психологической» газеты, конкурсы, олимпиады, экскурсии. Требования к подготовке и проведению внеклассных мероприятий.
Организация самостоятельной работы и контроля знаний Специфика самостоятельной работы в школе. Техника работы над рефератом и конспектом. Подготовка библиографии. Работа по анализу библиографии и содержанию статей. Составление реферативного обзора. Подготовка аналитического обзора. Разработка сценария "круглого стола". Студенческое научное общество ("психологический кружок", "проблемная группа" и т.д.). Организация контроля. Метод тестирования при контроле знаний студентов. Оценка и контроль качества содержательного усвоения. Программированный (компьютерный) контроль. Олимпиады и учебные конференции по психологии. Профилактика экзаменационного стресса.
Личностные и профессиональные качества преподавателя психологии. Представления об этических нормах учителя-психолога. Мотивы педагогической деятельности преподавателя психологии. Интеллект и профессиональная компетентность. Артистизм и ораторские умения. Профессиональная стрессоустойчивость. Коммуникативная культура преподавателя психологии. Стиль педагогического общения. Конфликтная компетентность педагога. Творчество в деятельности преподавателя психологии в среднем учебном заведении. Проблема выгорания педагогического состава.
Нормативно-правовая база организации процесса преподавания психологии в среднем учебном заведении РФ. Место психологического знания в государственном образовательном стандарте РФ. Вариативная и инвариативная части государственного образовательного стандарта. Типовое положение об образовательном учреждении среднего образования. Роль основных законодательных актов в организации педагогической деятельности преподавателя психологии (Закон Российской Федерации «Об образовании», Уголовный кодекс Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка). Международный опыт в преподавании основ психологии в довузовском образовании. Проблема соблюдения прав ребенка в процессе обучения основам психологии.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.