СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К курсовой работе по дисциплине «Системы, технология и организация услуг автосервиса»
Ростов-на-Дону, 2007. Составители: канд. техн. наук, доцент Погорелов Н.П., канд. техн. наук, доцент Попов С.И.,
Системы, технология и организация услуг автосервиса: Метод. указания к курсовой работе. – Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2007.- 31 с.
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системы, технология и организация услуг автосервиса» предназначены для студентов специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» дневной и заочной формы обучения.
Печатается по решению методической комиссии факультета «Конструкторский»
Научный редактор – д-р техн. наук, профессор А.Д. Дьяченко
Рецензент – профессор С.И. Ананьев
© Издательский центр ДГТУ, 2007
Цель курсовой работы состоит в закреплении лекционного материала и привитии практических навыков в вопросах организации технологического процесса сервисного обслуживания подвижного состава автотранспорта. Курсовая работа состоит из пояснительной записки и графической части. Полностью выполненная курсовая работа сдаётся преподавателю-консультанту по мере завершения, но не позднее, чем за неделю до окончания семестра. Пояснительная записка должна содержать 20-25 листов формата А4 и соответствовать требованиям СТП 01-2001. Графическая часть выполняется на одном листе формата А2(А3) и включает планировку участка (поста) по сервисному обслуживанию и чертёж общего вида (сборочный чертёж) одной из единиц технологического оборудования. Структура пояснительной записки: задание; содержание; введение; 1.Обзор существующих методов технологических воздействий данного типа и обоснование выбора данного метода технологических воздействий, при сервисном обслуживании автотранспортных средств. 2.Разработка технологического процесса данного вида воздействий. 3.Организация участка (поста) для выполнения данного вида технологических воздействий: а) расчёт производственной программы; б) нормирование основных показателей трудоёмкости сервисного обслуживания; в) определение количества производственных рабочих; г) определение числа постов; д) подбор технологического оборудования; е) расчёт площадей и планировка участка (поста); заключение; список использованных источников; приложения (диагностические и технологические карты, справочные материалы, спецификации).
Содержание пояснительной записки. Тема курсовой работы может иметь типовую форму вида: «Организация поста (участка) по сервисному обслуживанию (далее даётся конкретное название вида технологического воздействия и марка автомобиля или агрегата)». Задание. Задание выдаётся преподавателем-консультантом конкретно каждому студенту. Содержит тип , количество подвижного состава, марку автомобиля или агрегата (узла) для которого студентом должен быть разработан технологический процесс данного вида воздействий с организацией поста (участка). Кроме того, приводятся исходные данные для расчётов. Варианты постов (участков), приведены в приложении (таблица П). Варианты исходных данных по расчёту нормативов технической эксплуатации приведены в приложении (таблица П). Номер варианта выбирается по последней цифре номера зачётной книжки. Содержание. Содержание должно отражать состав пояснительной записки по разделам, подразделам и их постраничное расположение. При составлении содержания последовательно располагается наименование разделов и подразделов пояснительной записки и номер страницы, на которой они начинаются. Перед наименованием раздела или подраздела проставляется их нумерация. Введение. В этом разделе студент должен отразить социальную и экономическую значимость вопросов сервисного обслуживания автомобилей с целью обеспечения их работоспособности и конкретно данного вида технологических воздействий.
1.Обзор существующих методов технологических воздействий. В этом разделе необходимо выполнить анализ существующих методов технологических воздействий на основании зарубежного и отечественного опыта и патентных исследований. В результате анализа делается обоснование оптимального технологического процесса и формы его организации.
2.Расчёт производственной программы В данной работе приведена последовательность расчёта для АТП в соответствии с ОНТП-01-91.Расчёт СТО изложен в [1,2]. Исходные данные. Тип, марка и количество подвижного состава (парк автомобилей) –Аи . Среднесуточный пробег- (км).
2.1.Выбор и корректировка ресурсного пробега и нормативной периодичности ТО. Ресурсный пробег автомобиля где Lнр- нормативный ресурсный пробег автомобиля (табл.1); К1 – коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (табл.2и3.); К2 –коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава (табл.3.); К3 –коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (табл.3.)
Таблица 1 Нормативы ресурса и пробега до КР подвижного состава, трудоемкости ТО и ТР для категорий условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)
Продолжение табл.1
Таблица 2. Классификация условий эксплуатации
Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Таблица 3. Коэффициенты корректирования ресурса, пробега подвижного состава до КР, периодичности ТО, простоя подвижного состава в ТО и ТР, трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР (по ОНТП-01-91)
Продолжение таблицы 3
Периодичность ТО-1, ТО-2.
; ; - периодичность ТО-1 и ТО-2 (табл.4).
Число списаний Nс, ТО-1 (N1), ТО-2 (N2) на один автомобиль за цикл, если ; ,
где L k- пробег автомобиля до капитального ремонта.
Таблица 4. Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)
где , - число ЕО после возвращения автомобиля с линии и перед ТО и ТР; - среднесуточный пробег автомобиля; NУМР- число УМР для одного автомобиля за цикл.
2.2. Годовая программа технологических воздействий. Годовой пробег автомобиля. где - число рабочих дней в году (табл.5) , - коэффициент технической готовности, где - число дней в эксплуатации за цикл, - число дней простоя в ТО и ТР за цикл,
где - число дней простоя в ТО и ТР (табл.6).
Таблица 5. Рекомендуемые режимыработы подвижного состава (no ОНТП-01-91)
Таблица 6 Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте (по ОНТП –01-91)
Число ТО на парк из Аи автомобилей за год по видам воздействий
Программа диагностических воздействий на парк автомобилей за год.
Работы по технической диагностике (ТД) входят в объём работ по ТО и ТР и производятся на отдельных постах или совмещаются с работами ТО. Диагностика Д-1 предназначена для определения технического состояния (ТС) агрегатов, узлов и систем автомобилей , обеспечивающих безопасность движения и проводится с периодичностью ТО-1, после ТО-2 (по узлам и системам, обеспечивающим безопасность движения, для проверки качества работ и заключительных регулировок) и при необходимости в ТР (по узлам и системам, обеспечивающим безопасность движения). Программа воздействий Д-1 на парк автомобилей за год где -число автомобилей диагностируемых при ТР. Диагностика Д-2 предназначена для определения мощностных и топливно-экономических показателей автомобиля и проводится при ТО-2 и для определения объёма работ при ТР
где - число автомобилей, диагностируемых при ТР.
2.3.Суточная программа технологических воздействий.
Суточная программа является критерием выбора метода организации ТО и служит исходным показателем для расчёта числа постов ТО. Число ТО на парк автомобилей где Д раб.г.- число рабочих дней в году зон ТО и ТР (табл.7) Число диагностических воздействий на парк автомобилей в год: Таблица 7 Рекомендуемые ОНТП-01-91 режимы производства
2.4.Выбор и корректировка нормативов трудоёмкостей по видам технологических воздействий,
Для расчёта годового объёма работ предварительно устанавливаем нормативные трудоёмкости по видам воздействий и типам подвижного состава. Расчётная скорректированная трудоемкость по видам технологических воздействий, где к2- коэффициент учитывающий модификацию подвижного состава (табл.3). где к4- коэффициент, учитывающий ,число технологически совместимого подвижного состава (табл.3). , где к5- коэффициент, зависящий от условий хранения подвижного состава на предприятии (табл.3), - нормативная трудоёмкость при ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР (табл.1).
2.5.Годовой объём работ по ТО, ТР и диагностированию
где Км- коэффициент механизации, М- доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом
2.6.Общий объём работ по сервисному обслуживанию за год , Объём работ по сервисному обслуживанию увеличиваем на 20%. Это связано с необходимостью изготовления приспособлений и инструмента для ТО и ТР автомобилей и выполнения ТО и ТР технологического оборудования, приборов и стендов
Тогда общий объём работ на парк автомобилей за год .
2.7.Расчёт численности производственных рабочих Технологически необходимое число рабочих , где Фг- годовой фонд времени , где Тсм- продолжительность смены- 6,7 час. (при шестидневной рабочей неделе) или 8 час (при пятидневной рабочей неделе), Д В- число выходных дней в году, Д п - число праздничных дней в году, По данным [1] можно принимать: Фг= 2070 час. для производства с нормальными условиями труда, Фг= 1820 час. для маляров. Штатное число рабочих , где Фш- годовой «эффективный» фонд времени «штатного» рабочего, Дот- число дней отпуска, Дуп- число дней невыхода на работу по уважительным причинам. По данным [1] можно принимать: Фш=1820час. для производства с нормальными условиями труда, Фш=1610час. для маляров. 2.8.Расчёт числа постов технологических воздействий Количество постов по каждому виду воздействий определяется по годовому объёму работ для УМР ЕО , для ТО-1 , для ТО-2 , для диагностирования Х Д i (где i=1,2) , для ТР , где - годовой объём работ по каждому виду воздействий вычисляется из общего объёма работ с применением табл.8 , -коэффициент неравномерности поступления автомобиля на пост (табл 9), - годовой фонд времени поста , Рср- среднее число работающих на посту, принимается по таблице 10 ( в среднем можно принять Рср=2 ) , =0,85-0,9 – коэффициент использования рабочего времени поста [1], =0,6-0,75 – коэффициент использования рабочего времени поста диагностики [1], =0,75-0,9–коэффициент использования рабочего времени поста ТР [1].
Таблица 8. Распределение объёма ЕО, ТО и ТР по видам работ, % (по ОНТП-01-91).
Продолжение таблицы 8
Таблица 9. Коэффициент, учитывающий неравномерность поступления подвижного состава на рабочие посты (по ОНТП-01-91)
Таблица 10 . Средняя численность одновременно работающих на одном посту Рср (по ОНТП-0191)
2.9. Определение потребности в технологическом оборудовании.
К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы). По производственному назначению оборудование подразделяется на: 1) основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), 2) комплектное, 3) подъёмно-транспортное, 4) общего назначения (верстаки, стеллажи), 5) складское. Количество основного оборудования определяется по трудоёмкости работ и фонду рабочего времени или по степени использования оборудования и его производительности. Число единиц основного оборудования по трудоёмкости: , где ТОБ- годовой объём работ по данной группе оборудования, Фоб- годовой фонд времени рабочего места; =0,75-0,9 – для АТП. По степени использования и производительности оборудования можно определить число механизированных моечных установок; , где - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на мойку; - производительность (авт./ч), Т- производительность работ моечной .установки в сутки, - коэффициент использования рабочего времени установки. Количество оборудования, которое используется периодически устанавливается комплектом по табелю оборудования [4].
2.10 Площадь производственного участка определяется по формуле: , где - суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования (по габаритным размерам), - коэффициент плотности расстановки оборудования (табл.11)
Таблица 11.Значения коэффициента плотности расстановки оборудования КП.
По площади участка или поста выполняется его планировка в стандартном масштабе с расстановкой технологического оборудования и оснастки. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993-272 с. 2. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине “Производственно-техническая база автосервиса” . Ростов-на-Дону , ДГТУ,- 2000-16 с 3. ОНТП-01-91 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 1991.-184 с. 4. Табель технологического оборудования и специализированного транспорта для АТП, АТО и БЦТО. М.: ЦБТИ Минавтотранс РСФСР 1983. 5.Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1986. 6. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. М.: Транспорт, 1984.210 с. 7. Гриценко В.Б. и др. Компоновка приводов машин и конструирование сварных рам. Учеб. пособие. Новочеркасск: НГТУ, 1994.56 с. 3. 8. Специализированное технологическое оборудование. Номенклатурный каталог БЦНТИ Минавтотранса РСФСР. М.: Транспорт, 1991. 205 с. 9. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Справочник. М.: Транспорт, 1988. 176 с. 10. Грибков B.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудование для ТО и ремонта автомобилей, М.: Транспорт, 1969. - 267 с. 11. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя. М.: Машиностроение, 1992. В 2т. 784 с. 12. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов/ Е.С. Кузнецов и др.. Под ред.Е.С.Кузнецова.3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1991. 413 с. 13. Селиванов С.С., Иванов Ю.В. Механизация процессов технического обслуживания автомобилей. М.: Транспорт, 1964. 198 с. 14. Детали машин: Атлас конструкции: В 2 ч./Под ред. Р.Н. Решетова. М.: Машиностроение, 1992.126 с. 16. Аделевич Л.А. Испытание агрегатов после ремонта автомобилей; М.: Транспорт, 1966. 270 с. 17. Чернавский С.А. Проектирование механических передач. М.: Машиностроение, 1984. 18. Приводы машин. Под ред. Длоугого В.В. Л.: Машиностроение, 1982. – 460 с.
Приложение Варианты заданий по курсовой работе
|