Здавалка
Главная | Обратная связь

Интонация, как вид информации



 

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во - первых, мы узнаем, что (о чем?)говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во - вторых - ктоговорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психо эмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э.Сепир отмечал: “фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики...- все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность”. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой “узнаваемости голоса”. Артисту О.Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.

Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др.

Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец “падающей” кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, “пустой”.

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос - индивидуальный “инструмент” человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска - очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Термин “интонация” имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

М.М.Бахтин отмечает: “интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)”.

Наиболее эффективной формой работы, тренирующей детей в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям (несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли), запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями.

 

 

Заключение.

 

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только

20-40 % информации передается с помощью вербальных

Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом - самим человеком.

 

 

Список используемой литературы.

 

 

1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. - М.,2000.

2. Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,2004.

3. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.,2003.

4. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Н.Новгород,2000.

5. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.,2004.

6. Речевые секреты / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,2002.

7. Добрович А. Общение: наука и искусство. - М: Знание,2000.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.