Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Коллектив школы должен видеть свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников. Педагоги школы должны соблюдать следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д. 2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4—7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут. Комментарии здесь аналогичные. 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех. 5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут. 6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). 7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. 8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы). 9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15—20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3—4 повторениями каждого. 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т. д. 11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. 12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность). 13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. 14. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%. 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения. 16. Темп окончания урока: o быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания; o спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются. o задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене). Применяемыездоровьесберегающие образовательные технологииоснованы на: · возрастных особенностях познавательной деятельности детей, · обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), · вариативности методов и форм обучения, · оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, · обучении в малых группах, · использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, · создании эмоционально благоприятной атмосферы, · формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), · на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска в школе должна быть разработана система мер, включающая: 1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника. 2. Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. 3. Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. 3. Ориентированная оценка эффективности внедрения здоровьесберегагощих образовательных технологий в работу образовательной организации. (ОО)
4. Проблемное поле образовательной организации, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями
5. Мониторинг здоровья обучающихся
6.Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения
7. Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем
- Если болит голова - Если устали глаза - Если перенапряжено горло, устали голосовые связки - Если устал слуховой анализатор, вас раздражает шум - Если устала поясница - Если у вас плоскостопие
8. Организация здоровьесберегающей среды при работе с компьютером: комплекс упражнений для глаз, комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, компьютер и здоровье, поза и статические нагрузки, нагрузка на зрение, утомление рук, нервно-психические нагрузки, нервное напряжение, утомляемость, шум, электромагнитные и электростатические поля ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|