Здавалка
Главная | Обратная связь

В. Инженерная психология как сфера деятельности практического психолога, этико-профессиональные принципы деятельности психолога в системах «человек-техника».



Современные системы управления накладывают чрезвычайную ответственность как на человека, применяющего технику, так и на того, кто обеспечивает эффективность и надежность этого применения. С совершенствованием и усложнением техники возникла необходимость проектирования автоматизированных систем с учетомпсихологическихи физиологических возможностей, а также особенностей деятельности человека. Это стало возможным благодаря объединению инженерных ипсихологическихисследований. Именно на стыке техники и психологии, а также как логическое продолжение развития инженерного дела и экспериментальнойпсихологиивозникла новая область знаний — инженерная психология.
Инженерная психология — это практически ориентированная отрасльпсихологическойнауки, предметом которой является изучение объективных закономерностей взаимодействия человека с техническими устройствами в целях их проектирования и применения в эффективном, надежном и безопасном режимах работы.
Связь между человеком и техникой настолько тесна, что еще на заре созданияинженерной психологииначали говорить уже не о системах “человек — техника”, а о единой системе “человек-машина” (в дальнейшем — СЧМ).
В СЧМ функционирование техники зависит от действий человека и, наоборот, действия человека зависят от эффективности функционирования машины. При этом роль человека — ведущая. Человек в СЧМ — субъект труда, а машина — орудие труда. Технические устройства являются лишь средствами для осуществления трудового процесса человека и создаются для использования их человеком. Проблема человеко-машинного взаимодействия определяет и главную цель инженерной психологии — повышение эффективности и безопасности функционирования систем.
Эффективность подразумевает способность СЧМдостигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Снижение эффективности СЧМсвидетельствует, в первую очередь, о том, что она не в полной мере выполняет свое назначение. Безопасность функционирования прежде всего зависит от деятельности человека, которого принято называть оператором. Эта деятельность в современных условиях стала настолько сложна, что именно в ее организации и осуществлении оказались сконцентрированными основные причины ошибок, приводящих к переутомлению, травмам, сбоям системы и др.
Действия человека-оператора могут быть опасными и из-за невозможности их правильного и своевременного выполнения, например, из-за того, что при проектировании технического устройства не учитывался человеческий фактор.

Современный уровень психологической науки и практики, постоянное развитие и совершенствование технических устройств и систем “человек – техника” настоятельно требуют специальной регламентации действий практического психолога при решении профессионально-психологических задач, возникающих в системах “человек – техника”.

Уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и умением решать практические задачи, соблюдая при этом этические нормы и правила работы психолога.

При этом непрофессионализм практического психолога, неумение продуктивно, технологично (что несколько непривычно звучит для традиционной психологии) и творчески решать возникающие в практике психологические задачи, неумение профессионально контактировать с представителями других предметных областей (дизайнеры, конструкторы, гигиенисты, инженеры, менеджеры и др.), которые нередко объединены в динамичные творческие союзы и междисциплинарные коллективы, могут не улучшить, а ухудшить художественные и проектировочные решения, усугубить непсихологичность и неэргономичность создаваемых технических устройств и систем.

Поэтому требования к уровню профессионализма, личности, системному мышлению и общему интеллектуальному уровню практического психолога, особенно работающего в системах “человек – техника”, достаточно высокие и очень динамичные.

Эти требования меняются в зависимости не только от особенностей подготовки практических психологов, но и от особенностей разработки технических устройств и систем и роли психолога в этих системах. Сегодня роль психолога в современных системах “человек – техника” существенно изменилась: от узко профессиональных задач инженерного психолога, эргономиста – до расширяющихся задач психологической поддержки и психологического сопровождения всех разработок в системах “человек – техника”, которые так или иначе связаны с сохранением психического и физического здоровья человека, работоспособности и надежности его как ведущего элемента систем “человек – техника”.

Во всем мире придерживаются строгой регламентации в деятельности психологов на основе этических кодексов и принципов.

Характер системы деятельности практического психолога во всей ее многоликости и разнообразии детерминирован многими специфическими особенностями, в том числе и особенностями систем “человек – техника”:

· техникикак элемента системы “человек – техника”, ее развитием и совершенствованием, ролью и местом человека во взаимодействии с техникой;

· человека как ключевого элемента системы “человек – техника”, использующего технику как орудие, как средство своей деятельности и при этом обеспечивающего ее разработку, эффективность и надежность функционирования. Знание психологом разнообразных видов деятельности человека-оператора, пользователя техники, и использование этих знаний при разработке проектов деятельности человека, составляющих психологический фундамент эффективности и надежности систем “человек – техника”;

· человеко-машинного взаимодействия, желательно комфортного, учитывающего базовые особенности человеческих и машинных возможностей и ограничений.

Практический психолог, учитывая эти особенности, должен следовать таким психологическим принципам и правилам профессиональной деятельности:

1. Принцип профессиональной компетентности. Реализация должностных функций практическим психологом основывается на знании сущности психологических законов и закономерностей и предполагает совершенное владение им инструментарием, приемами и продуктивными психотехнологиями реализации своих функциональных обязанностей. При этом учитываются психологические особенности, возможности и ограничения базовых элементов систем “человек – техника”. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога как с человеком-оператором, так и с разработчиками систем:

· правило междисциплинарного сотрудничества психолога и разработчика;

· правило профессионального общения психолога и человека-оператора, выступающего и как испытуемый, и как клиент;

· правило обоснованности результатов исследований, оценок и проектных предложений психолога.

2. Принцип ненанесения ущерба человеку-оператору и сохранения его жизненного благополучия, который требует от практического психолога такой организации его работы, чтобы ни ее процесс, ни результат не наносили вреда состоянию здоровья оператора, его ролевому или социальному положению и др. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с операторами, заказчиками, проектировщиками, дизайнерами, гигиенистами и другими участниками единого механизма “человек – техника”. Данный принцип предполагает учет ряда психологических правил:

· взаимоуважения и взаимопринятия психолога и человека-оператора;

· безопасности для человека-оператора (который может выступать и как испытуемый, и как клиент психолога) применяемых методов и методик;

· предупреждения неправильных действий разработчика, заказчика, начальника и любой заинтересованной стороны относительно человека-оператора.

3. Принцип конфиденциальности деятельности психолога. Психолог обязан гарантировать человеку-оператору (как испытуемому и как клиенту) сохранность информации о нем в ходе специализированного обучения, исследования и консультирования. При этом необходимо учитывать следующие психологические правила:

· кодирования сведений психологического характера, которые могут быть расшифрованы и переданы т. н. заказчику (административному лицу, проектировщику) только по официальному документу и только после осведомленного согласия испытуемого-клиента;

· корректного использования психологических сведений. Конфиденциально полученная информация раскрывается только после самого тщательного обдумывания и в том случае, если имеется угроза, например, здоровью человека-оператора либо прогнозируемому срыву деятельности и др.;

· контролируемого хранения психологических данных и сведений об испытуемом (клиенте). Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальности при хранении и размещении конфиденциальных результатов.

4. Принцип беспристрастности психолога, который предполагает недопущение предвзятого отношения практического психолога к испытуемому – оператору, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, которые противоречат научным данным. При этом необходимо следовать следующим психологическим правилам:

· взвешенности психологических сведений;

· адекватности методов и методик, применяемых практическим психологом, их стандартизованности, надежности и валидности;

· объективности и равности в позиции ко всем испытуемым и клиентам, учета их прав на объективность и беспристрастность суждений психолога, а также отсутствия личных пристрастий либо антипатий практического психолога к испытуемому (клиенту);

· отсутствию двойственных отношений психолога с клиентом, предполагающих особую пристрастность психолога и отсюда – заинтересованность и нередко необъективность его подхода;

· научности результатов исследований психолога. Так, например, в результатах, полученных психологом, должны применяться научные методы обработки и интерпретации результатов.

5. Принцип позитивной позиции и позитивно ориентированной активности психолога,который предполагает наличие позитивной позиции практического психолога в отношении к жизненным проблемам оператора-клиента и испытуемого и возможностям их разрешения либо пересмотра, а также в позитивно ориентированной активности по отношению к человеку. При этом важным является следование таким правилам:

· позитивному мышлению в отношении к жизненным ситуациям и их интерпретации;

· гуманному, позитивному отношению к испытуемым и/или клиентам практического психолога;

· целенаправленному участию и профессиональному интересу практического психолога ко всем сторонам жизни и деятельности испытуемого и/или клиента психолога.

6. Принцип ответственности психолога.Психолог, принявший на себя обязательство улучшить психическое состояние человека, условия его труда и взаимопонимание другими, придает большое значение объективности и честности. При этом психолог должен придерживаться правил:

· планирования психологических исследований таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов;

· помощи человеку-оператору в овладении психологическими знаниями и умениями;

· учета того, что работа практического психолога может быть тесно связанной с жизненным, психическим и физическим благогополучием человека-оператора;

· уважения права и репутации организации, разрабатывающей либо внедряющей и использующей систему “человек – техника”.

7. Принцип профессиональной кооперации и сотрудничества.Деятельность практического психолога в системах “человек – техника” имеет нередко междисциплинарный характер, и, выполняя те или иные профессиональные функции и решая профессиональные задачи, психолог вступает в разного рода сотрудничающие структуры и межпредметные связи (например, при разработке нормативно-технической документации, при проведении комплексной экспертизы элементов либо всего комплекса устройств в системах “человек – техника”, оценке и разработке требований к условиям и факторам труда человека и, наконец, при проектировании технических и программных средств деятельности человека-оператора и др.). При этом важно следовать следующим психологическим правилам:

· принятию иной профессиональной позиции и принятию профессионализма в другой области знаний;

· поиску и нахождению единого языка для выработки согласованных мнений специалистов различных предметных областей;

· стремлению к пониманию и выкладыванию на стол скрытых нужд и целей;

· альтернативности мышления;

· выработке и нахождению согласованной точки зрения;

· фиксации результатов обсуждений и выработке коллективных решений в едином согласованном документе (типа согласованного технического задания, согласованного технического и проектного решения и др.).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.