В. Инженерная психология как сфера деятельности практического психолога, этико-профессиональные принципы деятельности психолога в системах «человек-техника».
Современные системы управления накладывают чрезвычайную ответственность как на человека, применяющего технику, так и на того, кто обеспечивает эффективность и надежность этого применения. С совершенствованием и усложнением техники возникла необходимость проектирования автоматизированных систем с учетомпсихологическихи физиологических возможностей, а также особенностей деятельности человека. Это стало возможным благодаря объединению инженерных ипсихологическихисследований. Именно на стыке техники и психологии, а также как логическое продолжение развития инженерного дела и экспериментальнойпсихологиивозникла новая область знаний — инженерная психология. Современный уровень психологической науки и практики, постоянное развитие и совершенствование технических устройств и систем “человек – техника” настоятельно требуют специальной регламентации действий практического психолога при решении профессионально-психологических задач, возникающих в системах “человек – техника”. Уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и умением решать практические задачи, соблюдая при этом этические нормы и правила работы психолога. При этом непрофессионализм практического психолога, неумение продуктивно, технологично (что несколько непривычно звучит для традиционной психологии) и творчески решать возникающие в практике психологические задачи, неумение профессионально контактировать с представителями других предметных областей (дизайнеры, конструкторы, гигиенисты, инженеры, менеджеры и др.), которые нередко объединены в динамичные творческие союзы и междисциплинарные коллективы, могут не улучшить, а ухудшить художественные и проектировочные решения, усугубить непсихологичность и неэргономичность создаваемых технических устройств и систем. Поэтому требования к уровню профессионализма, личности, системному мышлению и общему интеллектуальному уровню практического психолога, особенно работающего в системах “человек – техника”, достаточно высокие и очень динамичные. Эти требования меняются в зависимости не только от особенностей подготовки практических психологов, но и от особенностей разработки технических устройств и систем и роли психолога в этих системах. Сегодня роль психолога в современных системах “человек – техника” существенно изменилась: от узко профессиональных задач инженерного психолога, эргономиста – до расширяющихся задач психологической поддержки и психологического сопровождения всех разработок в системах “человек – техника”, которые так или иначе связаны с сохранением психического и физического здоровья человека, работоспособности и надежности его как ведущего элемента систем “человек – техника”. Во всем мире придерживаются строгой регламентации в деятельности психологов на основе этических кодексов и принципов. Характер системы деятельности практического психолога во всей ее многоликости и разнообразии детерминирован многими специфическими особенностями, в том числе и особенностями систем “человек – техника”: · техникикак элемента системы “человек – техника”, ее развитием и совершенствованием, ролью и местом человека во взаимодействии с техникой; · человека как ключевого элемента системы “человек – техника”, использующего технику как орудие, как средство своей деятельности и при этом обеспечивающего ее разработку, эффективность и надежность функционирования. Знание психологом разнообразных видов деятельности человека-оператора, пользователя техники, и использование этих знаний при разработке проектов деятельности человека, составляющих психологический фундамент эффективности и надежности систем “человек – техника”; · человеко-машинного взаимодействия, желательно комфортного, учитывающего базовые особенности человеческих и машинных возможностей и ограничений. Практический психолог, учитывая эти особенности, должен следовать таким психологическим принципам и правилам профессиональной деятельности: 1. Принцип профессиональной компетентности. Реализация должностных функций практическим психологом основывается на знании сущности психологических законов и закономерностей и предполагает совершенное владение им инструментарием, приемами и продуктивными психотехнологиями реализации своих функциональных обязанностей. При этом учитываются психологические особенности, возможности и ограничения базовых элементов систем “человек – техника”. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога как с человеком-оператором, так и с разработчиками систем: · правило междисциплинарного сотрудничества психолога и разработчика; · правило профессионального общения психолога и человека-оператора, выступающего и как испытуемый, и как клиент; · правило обоснованности результатов исследований, оценок и проектных предложений психолога. 2. Принцип ненанесения ущерба человеку-оператору и сохранения его жизненного благополучия, который требует от практического психолога такой организации его работы, чтобы ни ее процесс, ни результат не наносили вреда состоянию здоровья оператора, его ролевому или социальному положению и др. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с операторами, заказчиками, проектировщиками, дизайнерами, гигиенистами и другими участниками единого механизма “человек – техника”. Данный принцип предполагает учет ряда психологических правил: · взаимоуважения и взаимопринятия психолога и человека-оператора; · безопасности для человека-оператора (который может выступать и как испытуемый, и как клиент психолога) применяемых методов и методик; · предупреждения неправильных действий разработчика, заказчика, начальника и любой заинтересованной стороны относительно человека-оператора. 3. Принцип конфиденциальности деятельности психолога. Психолог обязан гарантировать человеку-оператору (как испытуемому и как клиенту) сохранность информации о нем в ходе специализированного обучения, исследования и консультирования. При этом необходимо учитывать следующие психологические правила: · кодирования сведений психологического характера, которые могут быть расшифрованы и переданы т. н. заказчику (административному лицу, проектировщику) только по официальному документу и только после осведомленного согласия испытуемого-клиента; · корректного использования психологических сведений. Конфиденциально полученная информация раскрывается только после самого тщательного обдумывания и в том случае, если имеется угроза, например, здоровью человека-оператора либо прогнозируемому срыву деятельности и др.; · контролируемого хранения психологических данных и сведений об испытуемом (клиенте). Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальности при хранении и размещении конфиденциальных результатов. 4. Принцип беспристрастности психолога, который предполагает недопущение предвзятого отношения практического психолога к испытуемому – оператору, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, которые противоречат научным данным. При этом необходимо следовать следующим психологическим правилам: · взвешенности психологических сведений; · адекватности методов и методик, применяемых практическим психологом, их стандартизованности, надежности и валидности; · объективности и равности в позиции ко всем испытуемым и клиентам, учета их прав на объективность и беспристрастность суждений психолога, а также отсутствия личных пристрастий либо антипатий практического психолога к испытуемому (клиенту); · отсутствию двойственных отношений психолога с клиентом, предполагающих особую пристрастность психолога и отсюда – заинтересованность и нередко необъективность его подхода; · научности результатов исследований психолога. Так, например, в результатах, полученных психологом, должны применяться научные методы обработки и интерпретации результатов. 5. Принцип позитивной позиции и позитивно ориентированной активности психолога,который предполагает наличие позитивной позиции практического психолога в отношении к жизненным проблемам оператора-клиента и испытуемого и возможностям их разрешения либо пересмотра, а также в позитивно ориентированной активности по отношению к человеку. При этом важным является следование таким правилам: · позитивному мышлению в отношении к жизненным ситуациям и их интерпретации; · гуманному, позитивному отношению к испытуемым и/или клиентам практического психолога; · целенаправленному участию и профессиональному интересу практического психолога ко всем сторонам жизни и деятельности испытуемого и/или клиента психолога. 6. Принцип ответственности психолога.Психолог, принявший на себя обязательство улучшить психическое состояние человека, условия его труда и взаимопонимание другими, придает большое значение объективности и честности. При этом психолог должен придерживаться правил: · планирования психологических исследований таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; · помощи человеку-оператору в овладении психологическими знаниями и умениями; · учета того, что работа практического психолога может быть тесно связанной с жизненным, психическим и физическим благогополучием человека-оператора; · уважения права и репутации организации, разрабатывающей либо внедряющей и использующей систему “человек – техника”. 7. Принцип профессиональной кооперации и сотрудничества.Деятельность практического психолога в системах “человек – техника” имеет нередко междисциплинарный характер, и, выполняя те или иные профессиональные функции и решая профессиональные задачи, психолог вступает в разного рода сотрудничающие структуры и межпредметные связи (например, при разработке нормативно-технической документации, при проведении комплексной экспертизы элементов либо всего комплекса устройств в системах “человек – техника”, оценке и разработке требований к условиям и факторам труда человека и, наконец, при проектировании технических и программных средств деятельности человека-оператора и др.). При этом важно следовать следующим психологическим правилам: · принятию иной профессиональной позиции и принятию профессионализма в другой области знаний; · поиску и нахождению единого языка для выработки согласованных мнений специалистов различных предметных областей; · стремлению к пониманию и выкладыванию на стол скрытых нужд и целей; · альтернативности мышления; · выработке и нахождению согласованной точки зрения; · фиксации результатов обсуждений и выработке коллективных решений в едином согласованном документе (типа согласованного технического задания, согласованного технического и проектного решения и др.). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|