Здавалка
Главная | Обратная связь

В Принятие решений в деятельности человека-оператора.



Человек при решении тех или иных задач использует только ему присущую систему способов, приёмов действий, образующую его индивидуальный стиль. Стиль является образованием до­статочно устойчивым и часто служит характеристикой человека, отличающей его от других людей. Мы, например, часто говорим, что человек по стилю речи напоминает жителя Крыма, или Нов­города, или Вологды, подчёркивая присущие жителям этих мест особенности. Решение одной и той же задачи с равной эффек­тивностью может достигаться различными способами, одни из которых мы легко понимаем и принимаем, а другие для нас не­доступны и неудобны. Естественно, что при проектировании тех­нической среды необходимо учитывать индивидуальные особен­ности протекания процессов переработки информации операто­рами, позволяя им использовать при работе наиболее «удоб­ные» стили.
Понятие «стиля» было введено вначале в работах Адлера в ка­честве глобального (всеохватывающего) психологического поня­тия, но затем его объём сузился до категории способов органи­зации познавательной деятельности — «когнитивных стилей»,определяющих систему предпочтений человека при решении по­знавательных задач. В сущности, когнитивный стиль представ­ляет собой психический инструмент, с помощью которого чело­век решает задачи познания реальности и активного воздейст­вия на неё. Когнитивный стиль — довольно устойчивая характе­ристика психики, которая проявляется при решении широкого класса задач, связанных с интегральной обработкой поступаю­щей информации. Есть данные о том, что стилевые особенности человека формируются под действием культурной среды и явля­ются культурно-зависимыми. Утверждается, что каждая культу­ра ведёт к определённым формам когнитивной обработки ин­формации и формирует свои массовые формы менталитета или близкого к нему понятия сенсотипа.
К основателям теории когнитивных стилей относят Германа Вит­кина, который понимал под когнитивным стилем предпочитае­мый человеком способ когнитивного анализа и структурирова­ния своего окружения. Им выделены два основных стиля — гло­бальный и артикулированный. Человек с артикулированным сти­лем использует механизмы дифференциации и организации среды (он независим от поля ситуации), а с глобальным — идёт на поводу ситуации (зависим от поля).
Работы сотрудников Менингерской школы психологии и их наи­более яркого представителя Р. Гарднера привели к понятию «когнитивного контроля». Под контролем понимаются индивиду­альные способы анализа и оценки ситуации. Они обеспечивают оптимальные для данной личности формы поведения при реше­нии познавательных задач.
Дж. Каган ввёл понятие индивидуального когнитивного темпа и связанного с ним стиля «импульсивность — рефлективность». Импульсивные субъекты быстро принимают решения и ведут коррекцию решения за счёт ошибок во внешнем мире. Рефлек­тивные — выдают внешне достаточно точное решение после длительного анализа в субъективной сфере.
В литературе можно встретить описания около двух десятков когнитивных стилей (контролей), каждый из которых связан с определённой формальной психометрической процедурой, име­ет соответствующее специфическое название.
Основные, наиболее известные из них:
• Полезависимость — поленезависимость.
• Гибкость — ригидность познавательного контроля.
• Узость — широта диапазона когнитивной эквивалентности.
• Импульсивность — рефлективность.
• Широта категории.
• Толерантность к нереалистическому опыту.
• Когнитивная простота — сложность.
• Фокусирующий/сканирующий контроль.
• Конкретная — абстрактная концептуализация.
• Сглаживание — заострение.
Считается, что когнитивные стили — достаточно устойчивые об­разования, пронизывающие решение задач независимо от усло­вий деятельности.
В процессе решения познавательных задач человек проявляет свои способности к эффективной работе с информацией, её структурированием, порождением новых и нахождением точных решений и т.д. Эти когнитивные способности человека отраже­ны в понятиях «креативность» и «интеллект».
Под «креативностью» понимают способность человека к творче­ству, созданию новых продуктов деятельности, нестандартному мышлению и поведению, применению известных вещей и пред­метов в неочевидном смысле.
Креативность часто связывают с так называемым дивергент­ным мышлением. Отмечается большое значение функцио­нальной асимметрии мозга и преобладающей деятельности правого полушария при решении творческих задач. Не обна­ружено однозначных связей между способностями к творче­ству и интеллектом. Человек с высоким интеллектом может быть совершенно беспомощен в решении творческих, напри­мер, изобретательских задач.
Дж. Гилфорд (Guilford J.Р.) предложил кубическую модель струк­туры интеллекта, в которой выделяет четыре основных фактора креативности:
1. «Оригинальность» — способность продуцировать необычные ответы, давать отдалённые ассоциации.
2.«Семантическая гибкость» — способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
3.«Образная адаптивная гибкость» — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть в нём новые возможности.
4.«Семантическая спонтанная гибкость» — способность проду­цировать разнообразные идеи в свободной, без ограничений, ситуации.
В инженерной психологии категория креативность практически не используется, хотя она позволяет получить ряд результатов, улучшающих деятельность оператора в условиях частой смены вида работы и неопределённости.
Трудно встретить более понятное для всех и неопределённое в научном плане явление, чем интеллект. Большинство из нас связывают его с «количеством ума». Низкий интеллект означа­ет, что мы рождены с «небольшим» умом, а высокий — что у нас высокий уровень развития. Однако не всё так однозначно, и можно лишь говорить о том, что люди различаются между собой по своим возможностям, безошибочному восприятию и обработ­ке информации, принятию правильных решений, способности быть осведомлёнными и сообразительными, что и составляет содержание этого понятия.
Наиболее формально точное определение в данном случае: ин­теллект — это то, что измеряют интеллектуальные тесты — груп­па задач с переменной сложностью, успехи в решении которых свидетельствуют о наличии или отсутствии ума. В таком опреде­лении интеллект сильно зависит от процедуры его измерения.
Существует ещё ряд популярных определений интеллекта:
— мыслительная способность человека, его умственное начало;
— общая способность к познанию и решению проблем, опреде­ляющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
— система всех познавательных способностей индивида;
— способность создавать алгоритм решения задачи;
— структурирование отношений между средой и организмом.
Интеллектуальные функции оператора в экстремальных условиях сильно ограничены, и техническая система должна быть спроекти­рована с учётом общего снижения требований к оператору.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.