В Принятие решений в деятельности человека-оператора.
Человек при решении тех или иных задач использует только ему присущую систему способов, приёмов действий, образующую его индивидуальный стиль. Стиль является образованием достаточно устойчивым и часто служит характеристикой человека, отличающей его от других людей. Мы, например, часто говорим, что человек по стилю речи напоминает жителя Крыма, или Новгорода, или Вологды, подчёркивая присущие жителям этих мест особенности. Решение одной и той же задачи с равной эффективностью может достигаться различными способами, одни из которых мы легко понимаем и принимаем, а другие для нас недоступны и неудобны. Естественно, что при проектировании технической среды необходимо учитывать индивидуальные особенности протекания процессов переработки информации операторами, позволяя им использовать при работе наиболее «удобные» стили.
Понятие «стиля» было введено вначале в работах Адлера в качестве глобального (всеохватывающего) психологического понятия, но затем его объём сузился до категории способов организации познавательной деятельности — «когнитивных стилей»,определяющих систему предпочтений человека при решении познавательных задач. В сущности, когнитивный стиль представляет собой психический инструмент, с помощью которого человек решает задачи познания реальности и активного воздействия на неё. Когнитивный стиль — довольно устойчивая характеристика психики, которая проявляется при решении широкого класса задач, связанных с интегральной обработкой поступающей информации. Есть данные о том, что стилевые особенности человека формируются под действием культурной среды и являются культурно-зависимыми. Утверждается, что каждая культура ведёт к определённым формам когнитивной обработки информации и формирует свои массовые формы менталитета или близкого к нему понятия сенсотипа.
К основателям теории когнитивных стилей относят Германа Виткина, который понимал под когнитивным стилем предпочитаемый человеком способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения. Им выделены два основных стиля — глобальный и артикулированный. Человек с артикулированным стилем использует механизмы дифференциации и организации среды (он независим от поля ситуации), а с глобальным — идёт на поводу ситуации (зависим от поля).
Работы сотрудников Менингерской школы психологии и их наиболее яркого представителя Р. Гарднера привели к понятию «когнитивного контроля». Под контролем понимаются индивидуальные способы анализа и оценки ситуации. Они обеспечивают оптимальные для данной личности формы поведения при решении познавательных задач.
Дж. Каган ввёл понятие индивидуального когнитивного темпа и связанного с ним стиля «импульсивность — рефлективность». Импульсивные субъекты быстро принимают решения и ведут коррекцию решения за счёт ошибок во внешнем мире. Рефлективные — выдают внешне достаточно точное решение после длительного анализа в субъективной сфере.
В литературе можно встретить описания около двух десятков когнитивных стилей (контролей), каждый из которых связан с определённой формальной психометрической процедурой, имеет соответствующее специфическое название.
Основные, наиболее известные из них:
• Полезависимость — поленезависимость.
• Гибкость — ригидность познавательного контроля.
• Узость — широта диапазона когнитивной эквивалентности.
• Импульсивность — рефлективность.
• Широта категории.
• Толерантность к нереалистическому опыту.
• Когнитивная простота — сложность.
• Фокусирующий/сканирующий контроль.
• Конкретная — абстрактная концептуализация.
• Сглаживание — заострение.
Считается, что когнитивные стили — достаточно устойчивые образования, пронизывающие решение задач независимо от условий деятельности.
В процессе решения познавательных задач человек проявляет свои способности к эффективной работе с информацией, её структурированием, порождением новых и нахождением точных решений и т.д. Эти когнитивные способности человека отражены в понятиях «креативность» и «интеллект».
Под «креативностью» понимают способность человека к творчеству, созданию новых продуктов деятельности, нестандартному мышлению и поведению, применению известных вещей и предметов в неочевидном смысле.
Креативность часто связывают с так называемым дивергентным мышлением. Отмечается большое значение функциональной асимметрии мозга и преобладающей деятельности правого полушария при решении творческих задач. Не обнаружено однозначных связей между способностями к творчеству и интеллектом. Человек с высоким интеллектом может быть совершенно беспомощен в решении творческих, например, изобретательских задач.
Дж. Гилфорд (Guilford J.Р.) предложил кубическую модель структуры интеллекта, в которой выделяет четыре основных фактора креативности:
1. «Оригинальность» — способность продуцировать необычные ответы, давать отдалённые ассоциации.
2.«Семантическая гибкость» — способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
3.«Образная адаптивная гибкость» — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть в нём новые возможности.
4.«Семантическая спонтанная гибкость» — способность продуцировать разнообразные идеи в свободной, без ограничений, ситуации.
В инженерной психологии категория креативность практически не используется, хотя она позволяет получить ряд результатов, улучшающих деятельность оператора в условиях частой смены вида работы и неопределённости.
Трудно встретить более понятное для всех и неопределённое в научном плане явление, чем интеллект. Большинство из нас связывают его с «количеством ума». Низкий интеллект означает, что мы рождены с «небольшим» умом, а высокий — что у нас высокий уровень развития. Однако не всё так однозначно, и можно лишь говорить о том, что люди различаются между собой по своим возможностям, безошибочному восприятию и обработке информации, принятию правильных решений, способности быть осведомлёнными и сообразительными, что и составляет содержание этого понятия.
Наиболее формально точное определение в данном случае: интеллект — это то, что измеряют интеллектуальные тесты — группа задач с переменной сложностью, успехи в решении которых свидетельствуют о наличии или отсутствии ума. В таком определении интеллект сильно зависит от процедуры его измерения.
Существует ещё ряд популярных определений интеллекта:
— мыслительная способность человека, его умственное начало;
— общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
— система всех познавательных способностей индивида;
— способность создавать алгоритм решения задачи;
— структурирование отношений между средой и организмом.
Интеллектуальные функции оператора в экстремальных условиях сильно ограничены, и техническая система должна быть спроектирована с учётом общего снижения требований к оператору.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.