Здавалка
Главная | Обратная связь

Огюст Конт как основатель социологии. Основные положения позитивной социологии О. Конта.



СОЦИОЛОГИЯ

Особенности социологии как отрасли научного знания и её практическое значение.

Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии. Объект — это часть реальности, на которую направлен интерес. Объектом социологии являются:

общество как целостная социальная реальность;

· социальные организации;

· социальные институты;

· социальные взаимодействия;

· социальные явления;

· социальные процессы;

· социальные отношения;

· социальные общности;

· социальные субъекты.

Предмет социологии — выявление социальной обусловленности явления.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных

Предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

Меняется предмет социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения.

предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.

Огюст Конт как основатель социологии. Основные положения позитивной социологии О. Конта.

Конт был секретарём Сен- Симона (Арни Сен-Симон (1760 – 1825). Считал, что общество будет работать при рациональном управлении, для которого социологи должны уметь разработать модель управления.) и после его смерти продолжил его дело. Изначально назвал науку социальной физикой. Доказал, что не только люди участвуют в управлении, но и невидимые социальные связи тоже присутствуют. Считал, что задача социологии — урегулировать общественные отношения. Конт выступал против способа смотреть на общество как на совокупность индивидов. Личность не может играть большую роль в обществе, так как она не автономна. Конт основополжник позитивизма.

Позитивизм — отказ от любого умозрительного отвлеченного знания.

Конт выделяет три стадии интеллектуальной и социальной эволюции человека:

1. Теологическая — каждое явление в жизни объясняется вмешательством потусторонних сил; лидирующие позиции занимают священники и воины — «военное общество». Люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

А) Фетишизмвызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым человеческим статусом.

Б) Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

В) Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина – Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме. Человек более реалистично, но из-за недостатка знаний всё объяснялось непонятными терминами и определениями. ( Болезнь — черные соки организма). Это эпоха бунтов, революций и междоусобиц.

Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным. Позитивная — всё, что нельзя измерить, потрогать, увидеть и т.п. не существует. Отвергается всё абстрактное. Промышленное общество, лидирующие позиции у ученых и промышленников.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.