Здавалка
Главная | Обратная связь

Традиционная легитимность



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ»

Учебный год

СОЦИОЛОГИЯ

1. Особенности социологии как отрасли научного знания и её практическое значение.

Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии. Объект — это часть реальности, на которую направлен интерес. Объектом социологии являются:

  • общество как целостная социальная реальность;
  • социальные организации;
  • социальные институты;
  • социальные взаимодействия;
  • социальные явления;
  • социальные процессы;
  • социальные отношения;
  • социальные общности;
  • социальные субъекты.

Предмет социологии — выявление социальной обусловленности явления.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных

Предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

Меняется предмет социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения.

предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.

2. Огюст Конт как основатель социологии. Основные положения позитивной социологии О. Конта.

Конт был секретарём Сен- Симона (Арни Сен-Симон (1760 – 1825). Считал, что общество будет работать при рациональном управлении, для которого социологи должны уметь разработать модель управления.) и после его смерти продолжил его дело. Изначально назвал науку социальной физикой. Доказал, что не только люди участвуют в управлении, но и невидимые социальные связи тоже присутствуют. Считал, что задача социологии — урегулировать общественные отношения. Конт выступал против способа смотреть на общество как на совокупность индивидов. Личность не может играть большую роль в обществе, так как она не автономна. Конт основополжник позитивизма.

Позитивизм — отказ от любого умозрительного отвлеченного знания.

Конт выделяет три стадии интеллектуальной и социальной эволюции человека:

1. Теологическая — каждое явление в жизни объясняется вмешательством потусторонних сил; лидирующие позиции занимают священники и воины — «военное общество». Люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

А) Фетишизмвызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым человеческим статусом.

Б) Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

В) Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина – Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.

  1. Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме. Человек более реалистично, но из-за недостатка знаний всё объяснялось непонятными терминами и определениями. ( Болезнь — черные соки организма). Это эпоха бунтов, революций и междоусобиц.
  2. Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным. Позитивная — всё, что нельзя измерить, потрогать, увидеть и т.п. не существует. Отвергается всё абстрактное. Промышленное общество, лидирующие позиции у ученых и промышленников.

 

3. Учение Г.Спенсера об эволюции общества.

Гербет Спенсер жил с 1820-го по 1903-й год. Его главное учение называется «Системы синтетической философии». (10 книг, «принципы»). Его можно считать основоположником социал-органицизма и эволюционизма.

Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор).

Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации ( нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции ( возникновения новых целостностей. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена.

 

Концепция эволюционизма. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления.

Три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая.

Эволюция проявляется в росте и усложнении их объектов путем дифференциации их частей выполняющих отдельные функции. Спенсер настаивал на том, что общество должно служить индивиду. По взглядам он — либеральный индивидуалист.

1) Общество можно представлять как живой организм, но составляющие его социальности ( нации, классы) организмы.

2) Социальные организмы схожи с биологическими не по всем позициям, а лишь по некоторым:

  • Все организмы растут увеличиваясь в объеме
  • Имеют структуру
  • Она усложняется по мере роста
  • Усложнение стукутры сопровождается усилением дифференциаци.
  • Усложнение структуры и функций федет к взаимодействию между отдельными частями

3) Человеческое общество не подобно организму в полной мере, так как:

· биологический организм — это единое неразрушимое целое, а общество дискретно

· Функция мыслить и чувствовать состредоточены лишь в определенной части биологическокго организма

· Каждая клетка функционирует ради одного (э-э-э??), а общество должно служить людям;

Спенсера критиковали за биологизацию социологии.

После неого образовались две школы:

1) Органистическая социология

2) Социал- дарвининистическая социология (социальная жизнь как арена постоянной борьбы)

 

4. Учение Э.Дюркгейма о социальной солидарности: классификация и сравнительный анализ.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

 

5. Учение Э.Дюркгейма об аномии общества и суициде.

в теории Дюркгейма уменьшается роль индивида в социальной реальности, на него с момента рождения оказывается сильное давление. Дюркгейм обозначил два типа социального давления:

1) принуждение, исходящее извне (от окружающих индивида людей и общества в целом);

2) давление перенесенных внутрь норм, которые становятся некими внутренними двигателями человека.

Утрату ценностей он называл анемией. Анемия – состояние, когда общество теряет свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в общественные ценности.

Дюркгейм провел глубокое исследование самоубийства. Он выделил четыре типа самоубийства:

1) эгоистическое самоубийство, совершаемое по личным мотивам;

2) анемическое самоубийство, вызванное тем, что индивид чувствует отсутствие норм или их непереносимое противоречие;

3) альтруистическое самоубийство, которое совершается членами группы ради других ее членов;

4) фаталистическое самоубийство, являющееся результатом чрезмерного социального давления и чрезмерной социальной регуляции.

6. «Социальный факт» в социологии Э.Дюркгейма: понятие и классификация.

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт– это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:

1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;

3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения.

 

7. Основные положения и принципы формирования теории общества К.Маркса.

Совсем другой, нежели Конт, подход к пониманию общества выдвинул родоначальник марксизма Карл Маркс (1818–1883 гг.). Он совместно с Ф. Энгельсом (1820–1895 гг.) предложил материалистическую теорию объяснения общества и общественной жизни.

При этом они также исходили в создании своей социологической теории из позитивистских установок, ориентированных на рассмотрение социальных явлений по аналогии с природными.

Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов:

1) принцип определения общественным бытием общественного сознания, что является главным признаком материализма марксисткой социологии;

2) принцип закономерности общественного развития, признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями;

3) принцип детерминизма, признания причинно-следственных связей между различными социальными явлениями – изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства;

4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями;

5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими;

6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций (в естественных науках это определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов), основой которых является способ производства, т. е. определенный уровень развития производительных сил и соответствующий ему уровень производственных отношений;

7) принцип естественно-исторического характера развития общества, в котором нашли отражение две противоположные тенденции: закономерность процесса развития общества, с одной стороны, и его зависимость от деятельности людей – с другой;

8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств, определяющихся совокупностью общественных отношений;

9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», т. е. невозможность абстрагирования научных данных от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса.

Другим немаловажным элементом марксизма было учение о социальной революции. По мнению Маркса, переход от одной формации к другой возможен только через революцию, так как невозможно устранить недостатки общественно-экономической формации путем ее преобразования.

Главной причиной перехода от одной формации к другой являются возникающие антагонизмы.

Антагонизм– это непримиримое противоречие основных классов любого общества. При этом авторы материалистической концепции указывали, что именно эти противоречия и являются источником общественного развития. Важным элементом теории социальной революции являются условия, при которых ее совершение становится возможным: она не совершается, пока не созреют в обществе необходимые социальные, прежде всего материальные, предпосылки.

Учение о социальной революции в марксистской социологии носило не только теоретический, но и практический характер. Так, она была тесно связана с революционной практикой.

Марксистская социология собственно перерастает рамки науки в общепринятом смысле, она становится целым, самостоятельным идейно-практическим движением масс, формой общественного сознания в целом ряде стран, придерживавшихся и придерживающихся социалистической ориентации.

Согласно марксистскому видению социального прогресса капитализм представляется завершающей стадией развития эксплуататорского общества, основой которой выступает частная собственность.

Завершение указанной стадии и переход на новую осуществляется в марксистской теории в результате пролетарской революции, которая должна привести к ликвидации классового деления общества в результате огосударствления всей собственности. В результате социальной революции возникает новый тип общества, в котором существует только один класс – пролетариат. Развитие в таком обществе основывается на свободном развитии каждого его члена.

Несомненной заслугой марксистской социологии является разработка в ее рамках ряда основных категорий науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д. Кроме того, Маркс и Энгельс разработали значительный эмпирический и теоретический материал в исследовании современного им общества, применив к его исследованию системный анализ.

 

8. Основные научные принципы «понимающей социологии» М.Вебера.

Макс Вебер (1864- 1920 гг.) приверженец теории социальной реальности. «Протестантская этика и дух капитализма». Связь протестантизма и капиталистической организации труда. Идеи правят миром. Вв.п. «понимающая социология»: основной предмет - социальное действие(они формируют общество), личность может вершить историю - человек сам знает чего он хочет. Понять смысл -осознать смысл, который был заложен индивидом в это действие.

Действие - это поведение снабженное значением. Насколько действующий индивид связывает с ним субъективный смысл. Поведение - что-то совершаемое «на автомате».

Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка.

Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным.

Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие

Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь.

Когда социальные связи регулярны - это нравы.

Когда эти нравы узаконены - это норма.

Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение".

Субъективное психологическое значение - для индивида в частности. Можно иногда не понять вообще. Особенно, если нет объясняющих обстоятельств (зачем мужик голым в декабре бегал по Невскому не понять, а зачем человек на стадионе бегает кристально ясно).

Конвенциональное значение - общепринятое значение. Я их не придумал, но перенял их от других (общепринятые нормы поведения). Так человек не может понять смысла каких-то действий, попадая в другую культуру.

  1. Теория социального действия М. Вебера.

Типология социальных действий разработана Вебером:

1) Целерациональное действие: сознательное соотнесение цели, средств и возможных последствий, совершаемого поступка. Это действие рационально как по своим целям, так и по средствам. (расчет, выгоду, экономическая сфера, для Вебера эталон, идеальный тип)

2) Ценностнорациональное: вера в безусловную ценность совершения определенных поступков, независимо от последствий. У каждого человека есть свой «круг абсолюта». Вебер считал, что исследователь должен быть свободен от ценностей

3) традиционное действие: базируется на деятельной привычке совершать определенные поступки. Человек испытывает хорошие эмоции, когда делает правильно в общественных нормах

4) Аффективное: обусловленное сильными переживаниями. Главное в нем стремление к освобождению от эмоций. Его можно понять только по средствам эмпатии (понимания).

10. Общество как саморазвивающаяся социальная система. Основные типы обществ

Система– это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса

11. Доиндустриальный (традиционный) и индустриальный типы общества: сравнительная характеристика.

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.

Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

 

12. Постиндустриальное (информационное) общество как новый тип социальной реальности. Признаки и отличительные черты.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

 

13. Социальные институты общества: происхождение, сущность, функции и типы.

Социальный институт - это исторически сложившееся устойчивые формы совместной деятельности людей. Одна их важнейших функций социального института - социализация личности. Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.

Характеристики социальных институтов:

1) экстремальность и объективность

2) принудительность

3) обладает моральным авторитетом

Институт языка — первый институт, с которым сталкивается ребенок.

Язык стабилизирует образы у ребенка.

Социализация - это процесс усвоения индивидом ценностей, норм, присущих данному обществу.

Социализация - совокупность всех соц. И психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как равноправному члену общества.

Виды социальных институтов.

Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

Характерные черты социальных институтов.

1. устойчивая организованная форма деятельности людей.

2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.

3. Социальные институты упорядочивают поведение людей.

4. Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению

5. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией

 

14. Социальные институты семьи и брака. Исторические формы и современные тенденции развития.

Семья– это соиально-биологическая система общества, обеспечивающая воспроизводство членов сообщества. Данное определение содержит основную цель семьи как социального института .В 1916 г. Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой характерны: рост числа разводов, уменьшение числа браков, рост гражданских браков, рост проституции, падение рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, ослабление охраны института брака со стороны государства.Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми.

Выделение типов семейпо этапам цивилизационной эволюции:

а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;

б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

15. Социология религии. Церковь как социальный институт.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей. Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

16. Социальная стратификация общества: понятие, сущность и исторические типы.

С социальной структурой общества тесно связано явление социальной стратификации.

Социальная стратификация – это иерархическое упорядоченное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам. Таким образом, можно сказать, что социальная стратификация – динамическое проявление социальной структуры общества. Социальную стратификацию можно также определить как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство– экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

1) при патриархальном рабствераб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2) при классическом рабствераба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастойназывают социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие– социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В Х-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Классовый подходнередко противопоставляется стратификационному.

Классыпредставляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

17. Социальное неравенство и депривация.

 

18. Понятие «социальный класс» в учениях К.Маркса и М. Вебера: сравнительный анализ.

 

19. Теория социальной стратификации У.Л.Уорнера.

Социальную структуру современного общества исследовал на примере США американский социолог У. Л. Уорнер.

Он установил, что в США существует 6 многомерных страт, назвал их привычным термином «социальные классы».

Уорнер так определил разные страты и процентное соотношение населения в них:

высший—высший класс (1,44%),

низший—высший класс (1,56%),

высший—средний класс(10,22%);

низший—средний класс (28,12%),

высший—низший класс (32, 60%) и

низший—низший класс (25,22%).

Было установлено, что люди одной и той же профессии могут относиться к разным стратам.

Например, рабочие оказались в двух средних и двух нижних, а служащие — во всех шести стратах.

Члены любого слоя не отличаются строгим единообразием в любом виде деятельности; их в большей степени отличали от других слоев размер дохода, профессиональный уровень и тип социального участия.

«Высший—высший класс» состоит из семей старых поселенцев, состояние которых увеличивалось на протяжении нескольких поколений и которые составляют элиту американского общества.

«Низший—высший класс» составляют разбогатевшие «выскочки» и состоятельные семьи из этнических меньшинств.

«Высший—средний класс» составляют «солидные буржуа», которых отличает активное участие в общественных делах, отчасти люди свободных профессий, отчасти торговцы и высококвалифицированные служащие, помимо них в этот класс входят и высококвалифицированные рабочие.

«Низший—средний класс состоит из мелкой буржуазии, а также из квалифицированных рабочих и служащих.

«Высший—низший класс» представляли неквалифицированные рабочие, мелкие торговцы.

«Низший—низший класс» — все, кто живет на пособия, выходцы из иммигрантов неевропейского происхождения.

Основную часть современного развитого общества составляет так называемый «средний класс».

Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, способностью к высококвалифицированному труду.

Удельный вес средних слоев в развитых странах составляет 60— 70% населения, а нижние и верхние слои (бедные и элитные группы) значительно уступают среднему классу по численности.

Средний класс придает современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве фактора, стимулирующего социокультурные изменения и инновации.

Различают старый средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда, не являющихся собственниками.

Имеет место тенденция постепенного сокращения старого и увеличения численности нового среднего класса.

20. Теория социальной мобильности П.Сорокина.

Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холостяк – семьянином).

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин.Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют:

1) горизонтальная социальная мобильность;

2) вертикальная социальная мобильность.

Эти перемещения происходят внутри социального пространства.

П. Сорокин говорил об индивидуальной (карьера) и групповой (миграция) социальной мобильности. Конечно же, более сложен процесс групповой мобильности.

Вертикальная мобильность – это перемещения социального объекта из одной социальной страты в другую, разные по уровню. Индивидуальная вертикальная мобильность практически не меняет стратификационной и политической культуры, так как смысл ее заключается в основном в прохождении какой-либо иерархической системы (повышение в должности, доходах).

Причины массовых перемещений нужно искать в изменениях экономической сферы, политическом перевороте или смене идеологических ориентиров. Групповая социальная мобильность по вертикали вносит большие изменения в стратификационную структуру, изменяет существующую иерархию. П. Сорокин называл в качестве каналов вертикальной мобильности следующие институты: армия, церковь, университет. Но они не всегда эффективны.

Существуют также восходящая мобильность (повышение в звании, утверждение моды) и нисходящая (как правило, вынужденная) – лишение званий, деградация.

Горизонтальная социальная мобильность – это перемещения социального объекта в другую группу без изменения статуса. Сюда относят смену работы в той же должности и т. д.). Обычно к горизонтальной мобильности относят перемещения в географическом пространстве. Существуют основные исторические разновидности миграций:

1) перемещение целых народов (например, Великое переселение народов в IV–V в., разрушившее Римскую империю);

2) перемещение из города в деревню и в обратном направлении. Но процесс урбанизации преобладает;

3) перемещения, связанные с социально-экономическими причинами (освоение пустующих территорий);

4) перемещения, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, – стихийные бедствия, революции, религиозные гонения (например, в Библии описан уход евреев из Египта).

В связи с распространением такого явления, как перемещение, стали возникать диаспоры (этнос, живущий вне места его происхождения). Они способствуют сближению этносов и культур, но нередко становятся источником конфликтов и напряженности в обществе.

Можно сказать, что одним из условий нормального развития общества, его функционирования, свободного развития личности и утверждения принципов социальной справедливости является свобода социальных перемещений.

21. Понятие культуры в социологии. Виды и функции культуры в обществе.

Социология культуры– это отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

основные функции 1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

Формы культурыМассовая, или общедоступная, культура появилась в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

В современной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения науки, искусства, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя.

Элитарная культурасоздается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.

Высокая культуратрудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.

Народная культура разворачивается в социальном пространстве между классической фольклорной традицией, из которой возрастает, и массовой культурой. Изначально народная культура создается анонимными авторами, не имеющими специальной подготовки.

 

22. Культурный этноцентризм и культурный релятивизм.

Важной проблемой социологии культуры являются такие широко распространенные явления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм– это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. Проявление этой тенденции может принимать различные формы (миссионерская деятельность, крестовые походы).

В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может перерасти в ксенофобию, воинствующий национализм.

Историческая практика показывает, что этноцентризм проявляется в более терпимых формах, что дает социологам основание находить в нем положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием, групповой солидарностью.

Культурный релятивизм– самобытность любой культуры. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность культуры не может быть полностью понята, если анализировать ее в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей сотрудничества и взаимного обогащения различных культур.

Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, оценить их самобытность и значение.

 

23. Понятие личности в социологии.

«Личность»– одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философиябольше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психологияобращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога личность – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое). Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: «человек») в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение;

2) творец;

3) деятель.

В психологии «личность» (читай: «индивид») – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого.

Для психолога потенции субъектов различны, так как качества людей индивидуальны: как врожденные, так и приобретенные. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность, как и субъект (который, как мы помним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию в ходе исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе.

То есть личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) в мир творчества, осмысления и понимания знаков другого. В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

24. Социальные статусы и социальные роли личности.

Соц. Отношения - это форма социального взаимодействия, для которых характерна координация поступков на основе их соотнесения с общественным положением (статусом) участников взаимодействия. Соц. Отношения- это такие взаимодействия, которые носят не только повторяемый и регулярный, но и регулируемый характер. Регулируются ролевыми ожиданиями.

Ролевые ожидания – это социальная роль (динамичный аспект статуса, поведение, ожидаемое от человека, обладающего данным статусом) и социальный статус (позиция индивида в отношении с другими людьми, характер определён правилами)

Роль - это поведение, ожидаемое от человека, занимающего данную позицию или данный статус, то есть это положение, а роль поведение. У каждого статуса есть роль.

Связанная с определенной позицией индивида в социальной системе совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статуснно-ролевая структура.

Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет ( официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников ( роли влюбленных).

Статус - это позиция индивида в отношении с другими людьми., характеризуемыми определенными правами. - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.

Различают прирожденный, или наследуемый, С.С. и достигнутый, связанный с активностью субъекта по его обретению; а также личный, определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) в зависимости от признания его личностных качеств.

Статус:

1) достигнутый (студент, директор) - зависит от усилий индивида

2) предписанные - определяются оценками врожденных св-в человека, которые он не в силах изменить.

 

25. Процесс социализации; понятие, периодизация, основные институты.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.

Первичная социализация - человек приобретает первичные соц. Знания.

Вторичная социализация - освоение индивидом социального подмира.

Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

 

Социологи выделяют несколько стадий социализации:

1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).

2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом; б) изменение себя (стать как все); в) внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.

 

26. Референтная группа и её роль в процессе социализации индивида.

По мере роста и формирования сознания и самосознания у индивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избирательное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям.

 

В условиях группового общения эта избирательность к нормам и ценностям своего окружения находит проявление в таких социально-психологических феноменах, одновременно выполняющих функции механизмов социализации, как референтная группа, престиж, авторитет, популярность.

 

Особое место среди этих социально-психологических механизмов отводится референтной группе. Среди ближайшего окружения, в котором протекает жизнедеятельность индивида, лишь отдельные группы и лица для индивида приобретают особую значимость при оценке его поступков, при выборе его социально-нравственных ориентации. Такие группы, на которые индивид ориентируется в своем поведении, норм и ценностей которых придерживается, получили название референтных групп. Как известно, референтные группы делятся на условные и реальные, сравнительные, нормативные, престижные.

 

В процессе социализации референтная группа выполняет как бы функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида" которые он готов разделить и которые, в конечном счете" превращаются в его собственные. И в этом смысле референтная группа выступает как весьма действенный механизм социализации, особенно в подростковом возрасте, о чем мы будем ниже говорить.

27. Социальный контроль: виды, нормы, санкции.

Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах.

Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции.

Норма– существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения.

Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции– поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов:

1) формальные;

2) неформальные;

3) положительные;

4) отрицательные.

Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией.

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

28. Девиантное поведение. Его социологические интерпретации (Э.Дюркгейм и Р.Мертон).

Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.

Эмиль Дюркгейм. Девиация определяется процессом социализации личности.

Этот процесс может быть удачным, и неудачным.

Успешность или неуспешность связана со способностью человека адаптироваться к системе социальных норм общества.

При этом чем больше человек проявляет творческой активности, тем больше шансов прожить свою жизнь успешно. На успешность влияют социальные институты (семья, институт образования, отечество).

4. Р. Мертон полагал, что отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели – то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизни всех слоев общества.

Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели.

Они должны быть портативны и эффективны. Исходя из этой предпосылки, девиантное поведение наступает лишь в том случае, если нарушается равновесие между целями и средствами их достижения.

29. Классификация моделей поведения Р.Мертона.

Мертон выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от отношения к целям и средствам их достижения.

1. Конформизм– соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения. Отнесение этого типа к девиантным не случайно.

Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

С другой стороны, конформное поведение затрудняет процесс утверждения собственного независимого поведения или мнения.

2. Инновация– принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства.

3. Ритуализм– отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств.

4. Ретритизм– полное неприятие общественных установок.

5. Мятеж– изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых.

30. Социальный конфликт как тип взаимодействия в обществе.

Социальный конфликт– это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой. Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводит к социальным конфликтам.

Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.

Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы, как государственный аппарат, политические партии, парламентские группы, фракции, «группы влияния» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.

В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус– наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.

 

 


ПОЛИТОЛОГИЯ

1. Политология как наука о политике. Структура и функции.

Политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв.политология выступает как общая,интегративная наука о политике во всех ее проявлениях. Политикаесть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Функции политологии. Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.

следующая функция политологии – инструментальная, или регулятивная – связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений.

Структура политологии:

• политическая философия формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных отношений;

• полит история исследует политическую жизнь общества в исторической ретроспективе;

• история полит учений изучает процесс становления и развития политической науки;

• политическая социология раскрывает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие;

• политическая психология исследует психологические механизмы поведения граждан и политических лидеров;

• геополитика – влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики и геополитические изменения в мире.

2. Социальная природа политики и её политологические трактовки.

 

3. Основные принципы и идеи античной политической мысли. Общая характеристика.

Слово о политике в античности понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие оратор­ских способностей, практика законодательной де­ятельности, непосредственная, прямая демократия и др. «Естественность» политики для многих ан­тичных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, каковы формы, механизмы этого управления и другие вопросы по­литического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала че­ловека всю жизнь, ведя поиск оптимального поли­тического строя. Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

 

4. «Идеальное государство» Платона.

Греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.