Здавалка
Главная | Обратная связь

Несмотря на многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму.



Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.

Гарантированный доступ групп к политическим институтам.

Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.

Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.

Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.

Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.

Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства

33. Основные принципы правового государства.

Правовое государство - это форма организации и деятельности госу­дарственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинако­вом отношении к нему. В таком случае право выступает способом вза­имосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового госу­дарства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны - конституции.

Отличительные признаки правового государства:

верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавлива­ет права и обязанности участников общественных отношений. В зако­нах учитываются тенденции социального развития, требования равен­ства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реали­зация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства госу­дарства в дела гражданского общества и обязанностью государства со­здавать условия для реализации прав личности;

взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благо­даря тому, что государство и .индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответствен­ности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;

принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

34. Гражданское общество: понятие, основные характеристики и тенденции развития.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к периоду античности. Важным моментов в формировании идеи гражданского общества следует считать признание исторического характера прав человека. Главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с госудрством принадлежит германскому философу Гегеля.

Признаки демократических начал гражданского общества:

1.отстаивается естественное право человека на жизнь и свободную деятельность;

2.признается равенство всех граждан перед законом;

3.в общественное сознание проникает идея социальной справедливости;

4.отстаиваются демократические механизмы общественного управления, которые гарантировали бы равенство возможностей социально неравных субъектов;

5.обосновывается положение о разделении властей и формировании правового государства.

35. Основные принципы социального государства.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Социальное государство представляет собой форму организации госу­дарственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возмож­ностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливос­ти, социального мира и гражданского согласия.

36. Политическая партия: основные характеристики и функции.

Политическая партия – это добровольнаяполитическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

Признаки:

партия - это организация, то есть достаточно длительно по времени дей­ствующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возника­ют и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами;

существование устойчивых местных организаций, поддерживающих ре­гулярные связи с национальным руководством;

цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к осу­ществлению власти позволяет отличить партию от групп давления. Если партия ставит целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздей­ствовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;

обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. Партии отличаются от политических клу­бов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

наличие определенной программы совместной деятельности.

 

Функции партии зависят от типа, от конкретных условий деятельности, от того места, которое она занимает в политической структуре общества.

Правящая партия, например, имеет такие специфические функции, как формирование правительства, расстановка кадров в государственных органах, а оппозиционная партия этих функций не имеет. Для нее глав­ное - критика деятельности правительства и подготовка к завоеванию власти. Несмотря на различия, у всех партий есть и сходные функции, а именно:

выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших со­циальных групп;

активизация и интеграция определенной части людей;

борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонни­ков, организация контроля за их парламентской деятельностью;

разработка партийной идеологии, создание и реализация политичес­кой программы развития общества, ведение пропаганды и формиро­вание общественного мнения;

политическое воспитание общества в целом или его части;

подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты

37. Типология политических партий. Классификация М. Дюверже.

Классификацию политических партий проводят по следующим крите­риям:

по социальной направленности программы и деятельности. По этому кри­терию партии делятся на социал-демократические, либерально-демок­ратические, коммунистические, классовые, националистические, ра­совые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные;

по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (защита своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий), харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера);

по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформа­торские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений);

по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

по представительству в высших органах государственной власти а от­ношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (легаль­ные, полулегальные и нелегальные);

по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами:

демократические и антидемократические;

по характеру членства: Классификация М. Дюверже. кадровые (отличаются немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью), массовые (стре­мящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упро­чить связи, укрепить структуру);

по организационной структуре: парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допус­кающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов), авангардные (построены на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов).

38. Современные партийные системы.

Партийная система - это совокупность партий (правящих и оппозици­онных), принимающих участие в борьбе за власть и ее осуществление.

В зависимости от положения политических партий в политической си­стеме общества, взаимодействия между ними, типа самих политичес­ких партийскладывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стра­не, их взаимоотношения друг с другом.

Партийные системы различаются по количественному и качественно­му критериям. Поколичеству партий выделяют:

однопартийную систему, где единственная партия монополизирует го­сударственную власть. Характерна для тоталитарных или авторитарных режимов.

двухпартийную систему. Состоит из нескольких партий с заметным пре­обладанием двух, наиболее влиятельных. В Великобритании это - лей­бористская и консервативная; в США - республиканская и демократи­ческая.

многопартийную систему. Предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие раз­ветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием,

39. Основные ценности и установки политической идеологии либерализма.

Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, про­возглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида наряду с ограничением сфер деятельности государства Либерализм зародился как идейное течение в Англии, в середине XVII века Основоположник - Джон Локк (1632- 1704). Впоследствии, по мере перехода к буржуазному строю, либерализм распространился по всей Западной Европе и к середине XIX века стал здесь доминирую­щей идеологией К этому времени сложились и основные принципы и цели этой идеологии

Основные принципы

• отдельный индивид (а также индивидуальные потребности и права че­ловека) первичнее и реальнее, чем общество и его институты в целом;

• отличие и обособленность каждого человека от других людей безуслов­ны, а связь и сходство между ними условны и вторичны,

• все законы и ценности человек создает сам,

• человек индивидуально свободен и Несет ответственность перед своей свободой, в основе которой лежит частная собственность

Цели приверженность парламентскому строю и парламентским процедурам,

• негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства,

• необходимость разделения властей, политический плюрализм и верхо­венство закона, I/ обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважения

и достоинства человеческой личности,

• распространение практики плебисцитарной ("плебс" - народ) демок­ратии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного само­управления,

• обоснование демократической сущности элитаризма, необходимость конкуренции элит,

• компромисс, консенсус, единогласие в решении важных политичес­ких проблем

40. Основные ценности и установки политической идеологии консерватизма.

Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориенти­рованное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходя­щих с исторической сцены классов







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.