Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура политической культуры



Культура политического сознания:

- политические установки;

- политические представления и убеждения;

-политические традиции, обычаи, нормы.

Культура политического поведения:

- культура политического участия;

-культура политической деятельности.

Культура функционирования

политических институтов:

- культура принятия и реализации политических решений;

- культура электорального процесса;

- культура восприятия и регулирования социально -

политических конфликтов.

Функциями политической культуры в обществе являются: идентификация, реализация потребности человека в понимании своей групповой принадлежности; ориентация, объяснение смысла политических явлений; адаптация и социализация посредством приобщения к навыкам политического поведения интеграция, направленная на сохранение ценностей и объединение вокруг заданных ценностей определенных групп; коммуникация, осуществляющая взаимодействие субъектов и институтов власти на основе стереотипов и символов.

44. Типологии политической культуры (Г.Алмонд, У.Розенбаум).

Типология Политических Культур известные политологи Г. Алмонд и С. Верба различают три типа политических культур. Первый тип - патриархальный. Для данного типа политической культуры характерно полное отсутствие у населения знаний о политике. В таких обществах нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой единство политико-экономико-религиозной роли, т.е. у членов данного общества политические ориентации неотделимы от экономических и религиозных ориентаций. Второй тип - подданнический тип политической культуры, ему свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие в данном обществе ценности при слабом или полном отсутствии участия в политическом процессе. Подданный хорошо понимает государственную власть и умеет эффективно подчиняться ей. Третий тип - партисипаторная (участническая) культура. Для этого типа культуры характерно активное участие индивидов в политической жизни общества, ориентация на участие в принятии политических решений. Этот тип политической культуры называется также рационально-правовым. Г. Алмонд и С. Верба пишут, что в чистом виде ни патриархальный, ни подданнический, ни партисипаторный типы культуры не существует, это идеальные типы. В современном мире политическая культура представляет собой комбинации этих типов. В развитых демократических государствах, таких как США, Великобритания, политическая культура соответствует понятию гражданской культуры. Гражданская культура - это смешанная политическая культура, в ее границах многие граждане могут быть активными в политической жизни, однако многие другие играют пассивную роль подданных. Даже у тех, кто активно участвует в политике, традиционалистские, подданнические качества полностью не вытеснены. Г. Алмонд и С. Верба подчеркивают, что эти типы политической культуры - как активный, так и подданнический, - не только сохраняются, но составляют важную часть гражданской культуры. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, иногда не самую важную; существование других интересов ограничивает включенность индивида в политику, что само по себе делает общество менее конфликтным. Типологию политических культур разработал также американский политолог В. Разенбаум. Он заявляет, что ориентация относительно политической системы есть базовые компоненты политической культуры. В. Разенбаум предлагает следующую типологию: 1) ориентация относительно институтов государственного управления, т.е. оценка норм, символов, политических лидеров, а также того, как индивид реагирует на политические решения, принимаемые властями, вера в легитимность власти; 2) ориентация в политической системе: (а) политическая идентификация - принадлежность индивида к политическим образованиям, таким как государство, нация, партия, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; (б) политическая вера, готовность сотрудничать с различными группами, членство в группах; (в) "правила игры", т.е. как индивид относится к высказываемым политическим мнениям, концепциям принятия решений властей, политическим обязательствам для самого себя и других, субъективные предпочтения политических концепций; 3) ориентация в политической деятельности: (а) политическая компетентность, оценка собственных политических знаний, политическая активность, способы участия в жизни общества, частота голосований; (б) политическая действенность, вера в возможность индивида оказывать влияние на политику, способность осуществлять политические изменения через гражданские акции.

45. Политическая социализация.

Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией.

Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Политическая социализация представляет собой становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой стране и при любых формах правления.

Основные задачи процесса политической социализации:

– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;

– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;

– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Факторы, влияющие на процесс политической социализации:

– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);

– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);

– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);

– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;

– культура, наука, искусство;

– национальные традиции.

Тем не менее преобладание в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

Выделяют следующие типы политической социализации:

– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;

– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

46. Избирательные системы в современном политическом процессе.

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система подразделяется на структурные компоненты, из которых выделяются:

· избирательное право (активное избирательное право – право гражданина участвовать в выборах в качестве избирающего; пассивное избирательное право- право гражданина участвовать в выборах в качестве избираемого);

· избирательная процедура (избирательный процесс).

 

Избирательное право- это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Концепция демократических выборов предполагает соблюдение четырех основных принципов:

Всеобщее избирательное право – все граждане, независимо от пола, расы, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии имеют право голоса и могут быть избраны.

Равное избирательное право – голоса всех, кто избирает, имеют одинаковый вес и не различаются по имущественному положению, уровню образования, религиозной и расовой принадлежности, полу и политическим взглядам.

Соблюдение тайны голосования – решение избирателя, отдающего свой голос, держится в тайне.

Процедура прямых выборов - избиратели сами определяют, кто займет должность или получит мандат. Процесс непрямых выборов предполагает существование промежуточной ступени между избирателями и избираемыми (косвенные выборы).

Периодичность выборов – выборы проводятся регулярно, в соответствии с установленным в законе сроком.

 

47. Мажоритарная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система - это такая система, при ко­торой победителем на выборах признается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Системы абсолютного большинства 50% голосов + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании или более). Система относительного большинства –побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников («система первого пришедшего к финишу»).

При мажоритарной системе возникают и упрочиваются непосредствен­ные связи между кандидатом и избирателями Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями

 

48. Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спис­кам, разделение соответствующих депутатских мандатов пропорциональ­ных числу голосов, набранных той или иной партией на выборах При этом почти во всех законодательствах существует барьер (обычно это 5% голосов избирателей), который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена в законодательном органе

 

1. Разделение властей и механизм сдержек и противовесов в политической системе РФ.

2. Законодательная (представительная) власть в политической системе РФ.

3. Исполнительная власть в политической системе РФ.

4. Судебная власть в политической системе РФ.

5. Институт главы государства в политической системе РФ.

6. Политическая система США.

7. Политическая система Великобритании.

8. Политическая система Германии.

9. Геополитика: понятие и особенности геополитического анализа.

10. Геополитическая модель столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

11. ООН как основной политический институт международного сообщества.

12. Геополитическое положение России в современном мире.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.