Здавалка
Главная | Обратная связь

Шпенглер, О. Человек и техника

Контрольная работа по курсу «Философия». Вариант 1.

1. Ответьте на вопросы теста:

Вопрос Варианты ответа
Предмет философии А) мир в целом Б) человек В) отношения в системе "мир-человек" Г) всеобщее в системе "мир-человек"
Мировоззрение, отличительной особенностью которого является теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек-мир» А) религиозное Б) философское В) научное Г) мифологическое  
Элементарной единицей бытия считал идеи, а подлинным бытием — реальность «умозрительных видов» А) Парменид. Б) Платон В) Фома Аквинский Г) Гегель Д) философ-постмодернист
Утверждение о первичности природного бытия и историчность социального бытия характерно для А) философии Возрождения Б) немецкой классической философии В) диалектического материализма
В философии Б.Спинозы субстанция характеризуется как А) существенное Б) случайное В) причина самой себя Г) результат действия многих причин
Понятия «первой» и «второй» природы противопоставляют А) материальное и идеальное Б) существующее независимо от человека и созданное человеком В) природное и социальное
Противопоставление актуального и потенциального бытия характерно для А) для всех форм бытия Б) для вещественного бытия В) для идеального бытия
Девиз «Ищу человека, ищу того, кто достоин так называться» принадлежит А) Эпикуру Б) Диогену В) Ницше  
Высказывание: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит А) Платону Б) Гераклиту В) Горгию Г) Пармениду Д) Протагору
В Средневековой философии природа человека раскрывалась как единство А) тела и души Б) разума и воли В) тела, души и духа Г) сознательного и бессознательного
  Установите соответствие трактовки человека и философского направления: А) Религиозная философия Б) Диалектический материализм В) Древнегреческая философия Г) Философия Нового времени Д) Экзистенциализм   1 Человек – социальное существо, продукт собственной активности 2 Человек единство тела, души и духа. 3 Человек – микрокосм 4 Человек – играющее существо 5 Человек – результат развития в связи с трудовой деятельностью 6 Человек – мыслящее существо 7 Человек – смертное существо 8 Человек – духовное существо
Как соотносятся социальная жизнедеятельность и органическая жизнь? А) взаимоисключают друг друга Б) органическая жизнь определяет социальную В) социальная жизнедеятельность «снимает» предшествующие уровни
Категорический императив И.Канта предполагает отношение ко всякому человеку А) как цели Б) как средству В) как объекту
Если о человеке говорят, что он гедонист, то подразумевают, что он А) стремится бескорыстно помочь людям Б) стремится к пользе В) стремится к наслаждению
Эпикур в стремлении к удовольствию и блаженству призывал избавиться от А) имущества Б) беспечности В) страха смерти

 

 

2. Выполните аналитическое задание:

 

Всеобщее значение в социокультурном познании имеют идеи философии истории Г.Гегеля (1779–1831). Прочтите отрывок из его работы и ответьте на вопросы:

1) Что такое всемирная история? Когда она начинается?

2) Что такое «провидение»?

2) Имеет ли история начало и можно ли предположить ее завершение?

 

«Итак, всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы... Далее, в принципе развития содержится и то, что в основе лежит внутреннее определение... Этим формальным определением по существу дела оказывается дух, для которого всемирная история является его ареной, его достоянием и той сферой, в которой происходит его реализация... Итак, всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть осознание свободы... Достоинству философского рассмотрения соответствует только такая точка зрения, согласно которой история начинается лишь с того времени, когда в мире начинает осуществляться разумность... То, что в основании истории... должна лежать некоторая конечная цель... и что эта цель в ней действительно реализована и реализуется — план провидения — что в истории вообще есть разум, это уже само по себе должно быть решено философски»

 

 

Контрольная работа по курсу «Философия». Вариант 2.

1. Ответьте на вопросы теста

Вопрос Варианты ответа
Проблемы, которые решает философия   А) имеют отношение к сверхъестественному Б) имеют всеобщий, предельный характер В) не имеют ничего общего с жизнью обычных людей Г) могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины
Объектом философии является А) общество Б) природа В) бытие в целом Г) человек
В материалистической онтологии определение материи связано с отношением первичности и вторичности А) сознания и познания Б) материи и сознания В) пространства и времени
Свойство структурности характеризует А) организацию живой природы Б) организацию общества В) все уровни организации материи
Установите соответствие представлений о движении в философских концепциях 1 Диалектика 2 Метафизика А) закономерные процессы Б) круговорот случайных событий В) накопление различий и качественные скачки Г) количественные изменения
Свойство материи, с которым материалистическая онтология связывает возникновение сознания А) структурность Б) движение В) отражение Г) несотворимость и неуничтожимость
Принцип детерминизма предполагает, что А) все реальные процессы имеют причины Б) развитие исключает случайность В) развитие имеет произвольный характер
В диалектико-материалистической философии основным критерием различения человека и животного выступает А) способность художественного творчества Б) способность производить орудия труда В) стремление к господству  
Категория «отчуждения» впервые разработана А) К.Марксом Б) М.Шелером В) А.Камю
Концепция, в которой отвергается свобода человека и абсолютизируется необходимость А) иррационализм Б) индетерминизм В) фатализм
Противопоставление целей «быть» и «иметь» в западноевропейской философии подразумевает противопоставление линий поведения А) индивидуальной и общественной Б) частнособственнической, приобретательской и творческой, развивающей В) прогрессивной и консервативной
Категория смысла жизни раскрывается в философии в связи с проблемами а) цели и ценностей б) добра и зла в) природы и общества
Мыслитель, открывший историю как процесс поступательного развития, определенного развитием объективного духа А) Шпенглер Б) Гегель В) Маркс
Материалистический подход к изучению общества заключается в утверждении   А) общественное бытие определяет общественное сознание; Б) общественное сознание определяет общественное бытие; В) общественное бытие и общественное сознание есть проявление единого высшего начала мира
Установите соответствие сферы общественной жизни и относящихся к ней объектов и процессов: А материально-производственная; Б социальная; В политическая; Г духовная; 1 научные исследования; 2 производство социального порядка; 3 производство материальных благ; 4 образование и воспитание члена общества

 

2. Выполните аналитическое задание

 

Прочтите фрагмент из знаменитой работы Г.В.Плеханова (1856–1918) «О роли личности в истории» и ответьте на вопросы:

1) как объясняет концепция диалектического материализма взаимодействие личности и общества?

2) что, согласно концепции Г.В.Плеханова, определяет появление выдающихся деятелей на исторической арене?

3) как, используя методологию Г.В.Плеханова, следует построить описание и объяснение появления исторических персонажей и их поступков?

«...Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменить индивидуальную физиономию события и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами...

Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приобрел благодаря нему большое влияние на ход событий, нужно соблюдение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграждать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и полезную как раз в это время... Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений»

 

Контрольная работа по курсу «Философия». Вариант 3.

1. Ответьте на вопросы теста

Вопрос Варианты ответа
Установите соответствие раздела философии и основных категорий А Методология Б Онтология В Гносеология Г Праксиология Д Аксиология 1 молекула – атом 2 истина - заблуждение 3 счастье - несчастье 4 диалектика - метафизика 5 цель – средство 6 каталог - оглавление 7 бытие – небытие
Установите соответствие понятия истины и его содержания 1 объективная истина 2 абсолютная истина 3 относительная истина А) знание, независимое от субъекта Б) знание, отражающее объективный мир неполно, относительно верно В) знание, неопровержимое, полное и законченное
Соотнесите виды познавательной деятельности и познавательный результат 1 Чувственное познание 2 Рациональное познание А) сущность Б) явление
Специфику данного предмета, его уникальность и отличие от других выражает категория А) общее Б) особенное В) единичное
В философии И.Канта непознаваемой сущностью является А) материя Б) человек В) вещь в себе
Установите соответствие философского направления и его представителя 1. Философия, в которой разум представляет собой основной источник познания и критерий истины 2. Философия, в которой опыт представляет собой основной источник познания и критерий истины А) философия Аристотеля Б) философия Ф.Бэкона В) философия И.Канта Г) философия Декарта
Ключевые признаки деятельности в диалектико-материалистической философии А) творческий характер Б) целесообразность В) материальное производство Г) предметный характер
Деятельность как процесс включает (дополните перечень) Целеполагание, ...?, выбор средств, ...? достижение результата
Исходным пунктом инженерного творчества выступает осознание А) потребности самореализации Б) технической потребности В) разработка новой идеи
Установите соответствие вида ценностей и категорий 1 Этические ценности 2 Эстетические ценности А) добродетель Б) безобразное В) низменное Г) прекрасное Д) комическое Е) страдание
Ценность как философская категория предполагает А) указание на абсолютное благо Б) указание на социально-культурное значение явлений В) указание на рыночную стоимость
Системные характеристики общества включают А) наличие политических границ Б) наличие взаимосвязанных элементов В) различение системы и внешней среды Г) наличие денежного обращения.
Системная характеристика, которая проявляется во взаимодействии общества и природы А) иерархичность Б) открытый характер В) цикличность
Установите соответствие исторической эпохи и представлений о природе А античность Б средние века В Возрождение Г Новое время Д новейшая история Природа — это... 1 кладовая ресурсов, объект подчинения; 2 источник радости и красоты; 3 сотворенное, смертное начало; 4 космос, частью которого выступает человек; 5 условие существования человека
Мыслитель, открывший историю как процесс поступательного развития, определенного развитием объективного духа А) Шпенглер Б) Гегель В) Маркс
           

 

2. Выполните аналитическое задание

Прочтите фрагменты работ О.Шпенглера и ответьте на вопросы:

1) О.Шпенглер называет технику «тактикой жизни», однако указывает принципиальные особенности ее у человека. В чем состоит принципиальное отличие «техники» животных и техники человека?

2) Раскройте взаимосвязь цели и средства в человеческой деятельности.

3) Как исторически изменяется содержание понятия «техника»?

Шпенглер, О. Человек и техника

«Чтобы понять сущность техники нужно исходить не из машинной техники, по крайней мере, не поддаваться искушению видеть цель техники в создании машин и инструментов.

В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то, чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно, всех животных. В отличие от растений к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, что бы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством. Значение техники установило только исходя из души.

Техника есть тактика всей жизни в целом. Она представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, которая равнозначна самой жизни.

В таком случае «техника» действительно старше человека? Имеется гигантское различие между человеком и всеми другими животными. Техника всех животных является техникой вида. Она и не изыскивается и не овладевается индивидом посредством обучения, и не может развиваться. Со времени своего возникновения пчела одинаково строит свои соты и будет так их строить, пока не вымрет, Они принадлежат пчеле точно так же, как форма крыла и расцветка тела. Лишь с анатомической точки зрения зоологов можно отделять друг от друга строение тел и способ жизни. Если отталкиваться от внутренней формы жизни, а не от тела, то и тактика жизни, и организация тела — оба являются выражениями органической действительности. «Вид» есть форма не того, что по видимости покоится, но того, что подвижно, не бытия, а деяния. Телесная форма, есть форма деятельного тела.

Человеческая техника, и только она, независимо от жизни человеческого вида. Это уникальный случай во всей истории жизни — индивид выходит за пределы принуждения вида. Требуется немалое усилие мысли для постижения неслыханности этого факта. Техника жизни человека сознательна, умышленна, изменчива, личностна изобретательна. Человек стал творцом своей тактики жизни. В ней заключается его величие и его проклятие. Внутреннюю форму творческой жизни мы называем культурой: говорим об обладании культурой, творения культуры, страдания от культуры. Творения человека суть проявления такого существования в личностной форме».

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.