Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка результатов консультирования

Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, - это осознание истинных результатов своей работы и эффективности, применяемых в консультировании методов, становится актуальным вопрос, оказывает ли какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование (или психотерапия)?

 

Трудности в оценке результатов консультирования
Негативный фактор Последствия
Консультанты в силу личностных особенностей исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования. Почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить эффективность психологического консультирования.
Активность клиентов во время консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем. Результаты в значительной степени зависят от клиентов, последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта.
На результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми воздействиями членов семьи клиента.
Большинство консультантов собственно оценку результатов рассматривают как процедуру, угрожающую их профессиональному достоинству. Консультанты предпочитают иллюзорную жизнь действительности, тогда как знание истинных результатов своей работы могло бы способствовать профессиональному росту.

 

При желании конкретизировать оценку результатов консультирования такой общий вопрос, который уже задавался - "Оказывает ли какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование?", - не представляется конструктивным. Один из известных исследователей в области психотерапии Paul (1967), сформулировал вопрос иначе: "Какое именно лечение наиболее целесообразно для индивида со специфической проблемой при конкретных условиях?" Таким образом, вопрос об эффективности конкретизируется по всем параметрам.

 

Основные критерии оценки результатов консультирования конкретного клиента
Социальная приспособленность Личностные особенности Профессиональная приспособленность Успешность учебы
Этот критерий широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка). Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т. п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

 

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта - помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Оценка результатов терапии консультантом тоже существенна, хотя ее далеко не достаточно для окончательных выводов. Вообще говоря, окончание консультирования и сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.