Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть комплексного задания из цикла дисциплин предметной подготовки



 

1. Информатика как наука и вид практической деятельности.

Становление информатики как науки, объект и предмет информатики; современные информационные технологии; структура современной информатики; место информатики в системе наук; социальные, правовые, этические аспекты информатики; информационный ресурс; сущность информатизации современного общества и системы образования.

2. Арифметические и логические основы работы вычислительной техники.

Системы счисления, основные понятия; перевод чисел из одной системы счисления в другую, экономичность системы счисления; арифметические операции в позиционных системах счисления; основные понятия алгебры Буля; основные логические операции, функции, законы и правила преобразования логических выражений; основные логические элементы компьютера.

3. Информация и информационные процессы.

Понятие информации, виды и свойства информации; носитель информации; основные информационные процессы; подходы к измерению информации; меры информации: геометрическая, статистическая, семантическая; энтропия как мера неопределенности: понятие, свойства, условная энтропия; энтропия и информация; информация и управление.

4. Основы алгоритмизации, исполнители.

Понятие алгоритма; формальный и неформальный алгоритм; свойства алгоритма: конечность, детерминированность, дискретность, массовость, понятность; Формы записи алгоритма: словесный, алгоритмический язык, язык блок – схем; исполнитель алгоритма; разработка алгоритмов на основе операционального и структурного подходов.

5. Языки программирования высокого уровня

Понятие и структура языка программирования; история развития и классификация языков программирования; метаязыки описания языков программирования; грамматика языков программирования; типы и структуры данных в языках программирования; среда программирования; управляющие структуры языков программирования.

6. Основы оперционально – ориентированного программирования.

История создания и развития языка Basic; структура данных; базовые операторы языка; графические возможности языка Basic; обработка символьной информации; подпрограммы; работа с файлами; средства и методы организации диалоговых программ.

7. Основы структурно – ориентированного программирования

История создания и развития языка Pascal; структура программы; стандартные и пользовательские типы данных, структурные типы данных (массив, строка, запись), процедуры и функции; работа с файлами; графические возможности языка Pascal; стандартные и пользовательские модули.

8. Основы объектно – ориентированного программирования.

Основы объектно – ориентированного программирования (ООП); Delphi как среда ООП; синтаксис определения класса; иерархия стандартных класса; структура проекта; свойства, события и методы объектов стандартных классов и принципы их использования; создание баз данных и мультимедийных приложений.

9. Основы логического программирования.

Общие сведения о логическом программировании; представление знаний о предметной области в виде фактов и правил базы знаний; дескриптивный, процедурный и машинный смысл программы на языке программирования Пролог; рекурсия и структуры данных в программах на языке Пролог.

10. Основы визуального программирования.

Понятие и особенности визуального программирования; элементы интегрированной среды Visual Basic; структура проекта; работа с формами, разработка интерфейса; выбор и использование управляющих элементов; переменные, операторы, функции в Visual Basic; реализация основных алгоритмических конструкций; разработка графических программ при помощи примитивов и графических методов; фрактальная графика и ее создание с помощью рекурсивных функции; анимация, программное управление движением объекта; разработка баз данных.

11. Организация электронно – вычислительных машин.

История развития вычислительной техники, поколения ЭВМ; классификация ЭВМ; структура материнской платы; внутренние и внешние устройства ЭВМ, их характеристики: процессоры, их развитие, сравнительная характеристика, принцип работы, основные шины, организация внутренней и внешней память, дополнительные устройства ввода/вывода и их контроллеры; тестирование оборудования; базовая система ввода вывода; неполадки и способы их устранения.

12. Архитектура электронно – вычислительных машин.

Классическая архитектура ЭВМ; общие принципы построения и функционирования компьютеров; последовательная и параллельная передача данных; микропроцессор: система команд, система прерываний, регистры; модели доступа к памяти (методы адресации); ассемблер как машино – ориентированный язык программирования; современные тенденции развития архитектуры ЭВМ.

13. Моделирование как метод научного познания.

Понятие модели; классификация моделей; основные понятия информационного моделирования; математическое моделирование; классификация математических моделей; основные этапы математического моделирования; решение научных задач с использованием компьютерных моделей; математическое программирование; использование информационных технологий для решения задач.

14. Вычислительный эксперимент.

Понятие вычислительного эксперимента; этапы вычислительного эксперимента; программное обеспечение для проведения вычислительного эксперимента; моделирование стохастических систем; случайные числа, генерирование последовательности случайных чисел, моделирование случайных процессов; решение научных задач с применением вычислительного эксперимента (физические процессы, экология, экономика, модели развития человечества и т.д.).

15. Теоретико – множественные основы информатики

Математические основы теории множеств: операции, способы задания, отношения, матрица бинарного отношения, свойства матрицы бинарных отношений; представление множеств в памяти ЭВМ; смежное и связное представление элементов множеств; понятие характеристического вектора; реализация теории множеств в языках программирования, основные операций над элементами множеств при последовательном и связном размещении; реализация теории множеств в алгебре Кодда, основные операции алгебры.

16. Технология обработки текстовой информации

Классификация прикладного программного обеспечения; системы обработки текстовой информации: текстовые редакторы и процессоры, издательские системы; назначение и функциональное наполнение текстового процессора; реализация OLE и DDE технологии.

17. Технология обработки графической и мультимедийной информации

Принципы формирования компьютерных изображений, их виды; цветовые модели; форматы графических файлов; графические редакторы и их функциональное наполнение; форматы звуковых и видео объектов, их обработка; создание презентаций.

18. Технология обработки числовой информации

Назначение, основные функции и принципы работы табличных процессоров; перечень основных ошибок при расчетах; сервисные возможности ввода данных; графические возможности представления данных; использование электронных таблиц при решении математических задач; математические пакеты.

19. Системное программное обеспечение

Виды программного обеспечения; определение, развитие, основные функции (обеспечение всех видов интерфейсов, организация данных, управление приложениями) и виды операционных систем; файловые системы (FAT, NTFS и др.); состав дисковой операционной системы; внутренние и внешние (программы-утилиты) команды; оболочки операционных систем; операционнаясистема Windows; сетевые операционные системы.

20. Основы теории алгоритмов

Формализация понятия алгоритма: машины Поста, Тьюринга, машины произвольного доступа, нормальные алгоритмы Маркова, рекурсивные функции; понятие об алгоритмической разрешимости задачи; алгоритмически неразрешимые проблемы.

21. Основы компьютерной безопасности

Понятие компьютерной безопасности; криптография и криптоанализ; средства, методы и способы защиты данных; компьютерные вирусы, их классификация; защита от компьютерных вирусов; юридические аспекты информационной безопасности личности общества и государства (уголовная ответственность, авторское право, лицензирование); алгоритмы и методы сжатия данных; архиваторы.

22. Основы теории графов

Основные понятия теории графов: основные понятия и определения, способы представления, операции над графами, понятие маршрута и связные с ним понятия, алгоритм нахождения кратчайшего маршрута; Эйлеровы графы; деревья; планарность графов; раскраска графов.

23. Основы комбинаторики

Элементарные комбинаторные объекты; простейшие свойства комбинаторных объектов; основные комбинаторные алгоритмы; таблицы для вычисления перестановок и сочетаний; рекуррентные соотношения; возвратные последовательности; однородное линейное рекуррентное уравнение; неоднородное линейное рекуррентное соотношение.

24. Основы искусственного интеллекта, экспертные системы

Основные направления исследований в области искусственного интеллекта; система и модели представления знаний (логическая, сетевая, фреймовая, продукционная); экспертные системы: типовая структура, назначение, сферы применения; инструментальные средства построения экспертных систем и организация знаний; основные механизмы логического вывода.

25. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); основные направления внедрения ИКТ в образование; педагогические и психологические цели использования средств ИКТ, их влияние на развитие личности; педагогические и эргономические требования к созданию и использованию электронных средств учебного назначения, их оценка; электронный учебник.

26. Системы управления базами данных

Информационные модели данных: иерархические, сетевые, реляционные; взаимосвязи в реляционной модели; основные понятия теории баз данных: отношение, атрибут, тип данных, домен, картеж, ключ, связь, свойства отношений, индекс; семантическая (категорийная) и ссылочная целостность данных; нормализация данных, ограничения 1-3 нормальных форм, нормальная форма Бойса-Кодда; сравнительная характеристика возможностей СУБД, их основные объекты; основы языка SQL: операторы create, insert, delete, update, select; перспективы развития СУБД.

27. Информационные системы

Информационные системы: понятие, структура, классификации, требования; жизненный цикл информационных систем; концептуальная модель предметной области; технология разработки информационных систем: стандарты и методики, методология проектирования информационных систем; защита данных в информационных системах; реализация информационных систем на основе платформ COM и .NET; автоматизированное рабочее место.

28. Решение нелинейных уравнений, систем алгебраических уравнений.

Численные методы решения нелинейных уравнений: способы отделения корней, методы половинного деления, хорд, касательных, итераций; приближенные методы решение систем линейных уравнений: метод итераций, Зейделя; решение систем нелинейных уравнений (метод простой итерации).

29. Численное интегрирование.

Постановка задачи приближенного вычисления определенного интеграла; квадратурная формула Ньютона-Котеса; Формулы трапеций, Симпсона, прямоугольников, Гаусса; оценка погрешностей квадратурных формул; учет погрешностей квадратурных формул методом двойного пересчета.

30. Компьютерные сети.

Назначение и классификация компьютерных сетей; локальные вычислительные сети: особенности организации, типовые топологии; аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей; семиуровневая архитектура взаимодействия открытых систем; Internet, службы Internet; поиск информации.

31. Гипертекстовое представление информации.

Понятие гипертекста; инструментальные средства создания гипертекстовых документов; язык гипертекстовой разметки (HTML); средства создания интерактивных ресурсов: язык JavaScript; разработка мультимедийных web-документов.

32. Основы теории кодирования.

Основные понятия и определения теории кодирования, цели кодирования; равномерные простые и составные цифровые коды; рефлексные коды (коды Грея); оптимальное статистическое кодирование(коды Шеннона – Фано, код Хаффмана); помехоустойчивое кодирование (коды Хемминга).

 

Раскрывая теоретические основы содержательной линии или раздела информатики студент должен продемонстрировать не только понимание теоретических положений, но и умение их применять к решению практико-ориентированных задач как школьного курса информатики всех этапов и уровней изучения так и системы дополнительного и углубленного изучения конкретных тем информатики, демонстрируя тем самым готовность к выполнению своих профессиональных задач в качестве учителя.

Перечень практических заданий относится ко всем указанным выше дисциплинам цикла предметной подготовки, но при ответе на комплексное задание остается в рамках рассматриваемого вопроса.

Примерный перечень практических заданий, который может быть использован студентами для подтверждения своей компетенции в рассматриваемом вопросе:

1. Арифметические и логические основы работы вычислительной техники: На вопрос, какая завтра будет погода, синоптик ответил:

1) «если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя»;

2) «если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра»;

3) «если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра».

Какая завтра будет погода?

2. Основы визуального программирования: Создать проект табулирования значений функции для значений x Î [0; 1], yÎ [1; 2] с шагом 0,1.

3. Организация электронно – вычислительных машин:По прайс – листу подобрать конфигурацию ПК и дополнительное оборудование, для школьного кабинета информатики.

4. Архитектура электронно – вычислительных машин: Расположите в ячейках по адресам 200 и 204 два целых числа. Напишите программу, которая, используя различные методы адресации к РОН, складывает указанные числа.

5. Моделирование как метод научного познания: На участке работает 20 человек; каждый из них работает в среднем 1800 ч. в год. Выделенные ресурсы: 32 т. металла, 54 тыс. кВт-ч электроэнергии. План реализации: не менее 2 тысяч изделий А и не менее 3 тысяч изделий Б. На выпуск 1 тысячи изделий А затрачивается 3 т. металла, 3 тыс. кВт-ч электроэнергии и 3 тыс. ч. рабочего времени. На выпуск 1 тысячи изделий Б затрачивается 1 т. металла, 6 тыс. кВт-ч электроэнергии и 3 тыс. ч. рабочего времени. От реализации 1 тысячи изделий А завод получает прибыль 500 тыс. руб., от реализации 1 тысячи изделий Б – 700 тыс. руб. Выпуск какого количества изделий А и Б (в тыс. штук) надо запланировать, чтобы прибыль от реализации была наибольшей?

6. Вычислительный эксперимент: Найти площадь фигуры методом Монте – Карло. Кривая задана уравнением у=х2

7. Теоретико – множественные основы информатики: Дано множество натуральных чисел (от 1 до 100). Используя решето Эратосфена получить множество простых чисел.

8. Технология обработки текстовой информации: Подготовить в среде текстового процессора документ «Приглашение на торжество», который можно будет распечатать как открытку с разворотом.

9.Технология обработки графической и мультимедийной информации: В программе Adobe Premiere создать мультимедийное приложение на тему: «Летние каникулы».

10. Технология обработки числовой информации: Используя графические возможности табличного процессора решить уравнение x3/10=sin(x).

11. Системное программное обеспечение: В среде Norton Commander в корневом каталоге диска С: cоздать каталог MENU. В каталоге MENU создать файл локального меню nc.mnu, который бы загружал программу Qbasic при нажатии на клавишу с цифрой «1» (место регистрации загрузочного файла: C:\PROGRAMM\QB45\qb.exe). В каталоге MENU создать текстовый файл vvv.txt, состоящий из двух абзацев и разделить его на два файла, присвоив им атрибут «системный». Оба файла поместить в архив apchiv, используя встроенный архиватор.

12. Основы теории алгоритмов: Определить внешний, внутренний алфавиты, построить таблицу и граф переходов для машины Тьюринга, заданной программой: q10®q5R, q20®q31L, q21®R, q2a®R, q2b®R, q30®q0, q31®L, q3a®L, q3b®L, q3c®q5R, q40®R, q41®q0L, q4a®0, q4b®0, q4c®0, q50®q3L, q51®q4L, q5a®q2cR, q5b®R.

Интерпретируйте результаты работы этой машины на словах:

а) 0abab0;

б) 0aaaa0;

в) 0bbbbb0.

13. Основы компьютерной безопасности: Составить код Хаффмана для указанной группы символов:

Символ Z1 Z2 Z3 Z4 Z5 Z6 Z7 Z8
Вероятность 0,03 0,13 0,20 0,17 0,21 0,07 0,08 0,11

Вычислить среднее число разрядов на знак. Сформулировать алгоритм решения данной задачи.

14. Основы теории графов: Рассмотреть все способы представления графа (см. рис.).


15. Основы комбинаторики: Для победителя школьной олимпиады по информатике подготовили подарок, состоящий из одного лазерного диска, мышки и коврика. Сколькими способами можно составить такой подарок, если в распоряжении организаторов имеются 2 лазерных диска с разным программным обеспечением, 3 мышки разных моделей и 2 коврика разного цвета?

16. Основы искусственного интеллекта, экспертные системы: Опишите на Прологе таблицу дат и событий русской истории. Сформулируйте вопросы к построенной базе знаний.

17. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Создайте тест, состоящий из 5 вопросов, позволяющий автоматизировать контроль проверки знаний.

18. Системы управления базами данных: Нормализовать отношение «Сотрудники»: ФИО сотрудника, дата рождения, адрес, образование, дата приема на работу, должность, рейтинг, зарплата.

19. Информационные системы: В программе Access создать базу данных успеваемости группы. Подготовить отчеты:

а) список студентов на повышенную стипендию (только отличные результаты);

б) неуспевающие по одной и более дисциплинам;

в) потенциал (студенты, сдавшие сессию на «хорошо» и «удовлетворительно»);

г) данные об успеваемости конкретного студенты (фамилию ввести с клавиатуры).

На основе созданных данных спроектировать и создать автозапускающееся приложение.

20. Решение нелинейных уравнений, систем алгебраических уравнений: Уточнить корень уравнения на [-2;-1,9] методом половинного деления с точностью до 0,00001.

21. Численное интегрирование: Вычислить интеграл по формуле средних прямоугольников при n=6. Оценить погрешность результата J6 методом двойного пересчета.

22. Гипертекстовое представление информации: Составить программу на языке сценариев Java Script, выводящую текущее время.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.