Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура и оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы.



 

Содержание дипломной работы определяются в зависимости от темы и характера выпускной квалификационной (дипломной) работы, и раскрывается во введении, основном тексте, заклю­чении и приложениях.

Внешний вид работы должен отличаться строгостью и единообразием. Общий объем работы составляет 50 - 80 печатных листов. При оформлении работы с помощью компьютера гарнитура шрифта:

· шрифт – Times New Roman № 14;

· поля верхнее, нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.;

· отступ красной строки – 1 см.;

· межстрочный интервал - 1,5.

Дипломная работа состоит из следующих разделов: введения, основной части (2 – 3 главы), заключения, библиографии, приложений. Каждый раздел начинается с новой страницы.

1. Титульный лист.Форма титульного листа указана в Приложении 3.

2. Оглавление.Форма оформления оглавления указана в Приложении 4.

3. Введение – это наиболее ответствен­ная часть выпускной квалификационной (дипломной) работы, в которой указывается весь методологический аппарат исследования, определяющий суть и структуру работы: характеристику состояния проблемы, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку аппарата исследования, анализ структуры работы.

Во введении обосновывается:

· Актуальность темы. Введение начинается с обоснования актуальности вы­бранной темы выпускной квалификационной (дипломной) работы. Актуальность (от лат. actual us - фактически сущест­вующий, настоящий, современный) означает важность, современность, злободневность. Она должна содержать объяснение того, почему к данной теме обратился исследователь и опираться на современное состояние и перспективы развития науки. (различают научную актуальность – заполняющую пробел в науке, и практическую – проблема решена в науке, но не доведена до методики внедрения в практику).

 

Например: в качестве образца рассмотрим работу Баракиной Т.В. «Особенности интеллектуального развития школьников в процессе обучения базовому курсу информатики»:

Развитие современного мирового сообщества характеризуется такими технологиями производства, управлять которыми может только высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особенностей каждого (В.В. Сериков, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская и др.). …… Специфические черты информатики как науки и как учебного предмета определяют ее особые возможности в процессе развития личности. В работах С.А. Бешенкова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Роберт указывается, что многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер. …..

В актуальности целесообразно перечислить ученых, занимавшихся или занимающихся исследуемой проблемой в различных аспектах.

 

Например:

В настоящее время проблемы интеллектуального развития при обучении информатике в средних классах отражены в работах В.Н. Батяевой, А.П. Гришаевой, Т.Н. Гурьевой, С.Г. Дебердеевой, Г.Г. Ясневой и др. Развитию мышления, умений и навыков умственного труда уделяется внимание в исследованиях А.В. Горячева, Н.В. Макаровой, М.А. Плаксина, Ю.А. Первина, А.Л. Семенова. Изучением различных аспектов данной проблемы занимались В.А. Буцик, С.Ю. Боруха, О.А. Брусницкая, М.В. Клыков, Л.И. Смирнова, А.П. Федосеева, О.И. Швецова и др.

 

 

Актуальность темы обычно определяется противоречием между потребностью общества, проблемами современного состояния науки, текущими экономическими условиями и т.д., и нерациональностью существующих приемов, методик, отсутствием соответствующих средств (обучения, автоматизации) и т.д. Наличие противоречия и подтверждает актуальность.

 

Например:

Проведенный анализ учебно-методической литературы свидетельствует, что на сегодняшний день вопросы интеллектуального развития при обучении информатике, рассматриваются на межпредметном материале или на бытовых примерах. Но данный подход является слишком узким, т.к. не раскрывает всех возможностей информатики. В этой связи появляется необходимость в создании учебного курса по информатике, направленного на интеллектуальное развитие, который бы базировался не только на межпредметном содержании, но и на собственных базовых понятиях.

· Проблема исследования. Разрешение указанного в актуальности противоречия и составляетпроблему исследования.Решить проблему – значит создать условия, при которых противоречия будут устранены. Формулировка проблемы строится на стремлении преодолеть установленные противоречия.

 

Например:

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между объективной необходимостью интеллектуального развития учащихся и недостаточным отражением этой тенденции в методической системе обучения школьников основным понятиям базового курса информатики.

 

 

· Объект исследования. Это процесс или явление, порождающее проблем­ную ситуацию и избранный(ое) для изучения.

 

Например:

Объект исследования: процесс обучения школьников базовому курсу информатики.

· Предмет исследования. Это то, что находится в границах объекта исследования. Предметом служит какая – либо сторона объекта – его свойства, отношения, прогнозирование, совершенствование, развитие, диагностика, оценка, различные условия и факторы влияющие на объект исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса со­относятся между собой как общее и частное. Именно на предмет и на­правлено основное внимание исследователя, предмет исследования опре­деляет тему дипломной работы. Формулировка предмета исследования несет в себе явную информацию о цели и/или педагогической составляющей исследования.

 

Например:

Предмет исследования: методика формирования основных понятий базового курса информатики, направленная на интеллектуальное развитие учащихся основной общеобразовательной школы.

 

 

· Цель исследования. Это желаемый конечный результат, тот эффект, который будет получен в итоге исследовательской работы.

В работах методического характера – это изменения в мышлении обучаемого, развитие его личностных качествах; оптимизация и повышение качества обучения на основе применения информационных технологий в учебном процессе; расширение и углубление знаний учеников в области информатики; совершенствование содержания обучения и т.д.

В работах теоретического или практико-ориентированного характера – исследование теоретических положений, адаптация их к новым условиям и сферам; разработка и совершенствование информационных продуктов, технологий и систем; разработка рекомендаций; выявление и обобщение закономерностей; изучение динамики процесса; получение экономической выгоды и т.д.

Например:

Цель исследования: теоретически обосновать возможности и определить пути практической реализации интеллектуального развития школьников при формировании основных понятий базового курса информатики.

 

 

· Гипотеза исследования. Это развернутое неочевид­ное предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, технология, механизм того но­вовведения, благодаря которому ожидается получить эффект учебно-воспитательного процесса (или новые результаты, которых не было прежде).

Гипотеза должна быть обосно­ванной, иметь определенные предпосылки, достаточно широкое поле применения, быть проверяемой и по возможности простой, но самое главное - содержать нечто новое, нетривиальное.

Для формулирования гипотезы сначала нужно ясно осознать существующую ситуацию и то, чем она не уст­раивает исследователя; представить, воссоздать желаемую ситуацию; затем четко обозначить теоретические основы исследования, куда входят важ­нейшие уже доказанные и принятые теоретические положения; попытаться мысленно, опираясь на выделенные положения, «пере­кинуть мостик» от существующего к должному.

Формулировка гипотезы имеет вид: если А, то В,

Где, А – совокупность формируемых условий, основанных на ведущей идее исследования, В – совокупность результатов, приводящих к цели (или отождествляемых с целью).

 

Например:

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие таких показателей интеллектуального развития, как компетентность, инициатива и творчество, саморегуляция, уникальность склада ума у школьников, при обучении информатике будет обеспечено, если:

· учитывать взаимосвязь между общеинтеллектуальными умениями, формируемыми в школьном возрасте и усвоением основных понятий информатики;

· опираться на систему развивающих упражнений, направленных на формирование основных понятий базового курса информатики.

 

 

· Задачи исследования.В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, указыва­ются конкретные задачи, которые задают план, внутреннюю логику исследования, последовательное решение которых приводит к результатам, заявленным в целях.

Задачи могут формулироваться в форме перечисления (изучить ..., проанализировать …. описать ..., установить..., выявить ..., разработать .., экспериментально проверить …, и т.п.).

 

Например:

Задачи исследования:

1. Выявить на основе анализа психолого–педагогической и методической литературы характер процесса интеллектуального развития школьников и его основные показатели.

2. Выявить соответствие между общеинтеллектуальными умениями школьников и умениями, формируемыми в процессе изучения основных понятий базового курса информатики.

3. Определить условия и этапы обучения базовому курсу информатики, направленного на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Разработать учебно–методический комплекс по базовому курсу информатики, направленный на интеллектуальное развитие школьников.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса при изучении основных понятий информатики, фиксируя основные показатели интеллектуального развития.

 

 

· Теоретическая и методологическая основы исследования.Представляет собой перечень методологических основ, общих подходов, парадигм, философско-методологических концепций, психолого-педагогических, методических, технологических теорий и т.д. на которые опирается данное исследование. В перечне указываются фамилии конкретных ученых – авторов.

 

Например:

Теоретической основой исследования выступают: экспериментально–психологические теории интеллекта (А.В. Брушлинский, М. Вертгеймер, Р. Глезер, К. Дункер, Дж. Кемпион, В. Кёлер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Р. Стенберг, У. Р. Чарлсворз, М. А. Холодная и др.); теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); теория и практика обучения информатике в школе (С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, В.С. Леднев, Н.И. Пак, А.Л. Семенов, Е.К. Хеннер и др.).

Методологической основой исследования являются работы: по формированию интеллекта в процессе обучения (Д.Б. Богоявлинская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.Н. Леонтьев, Л. Л. Ланда, Д.Б. Эльконин и др.); результаты исследований по проблемам информатизации образования (А.П.Ершов, М.П.Лапчик, И.В Роберт, И.Г.Семакин и др.).

 

 

· Методы исследованияслужат инструментом в добывании фактического материла. Основным ориентиром для выбора методов служат задачи исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемого феномена. Методы исследования бывают:

a) теоретические историко - генетический метод; формализация; моделирование; сравнение; обобщение; абстрагирование; анализ; синтез; классификация; систематизация; аналогия и др.

b) эмпирические (основанные на опыте) изучение литературы по теме эксперимента; изучение нормативных, инструктивно-методических документов; анализ школьной, учительской, ученической документации; педагогическое наблюдение; опросы (интервью, анкетирование); тестирование; определение рейтинга; хронометраж и др.

 

Например:

Методы исследования подбирались в соответствии с задачами соответствующего этапа:

На теоретическом - был использован анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме интеллектуального развития; изучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание базового курса информатики; метод систематизации и теоретическое обобщение.

На эмпирическом - использовались экспериментальные и статистические методы, диагностирование (беседа, наблюдение, тестирование).

 

 

· Научная новизна (в работе может не указываться). Студенческая научная работа не может претендовать на фундаментальные научные открытия, новые научные результаты и подходы к решению проблемы, но должна раскрыть уровень достижения современной науки и направления ее развития по выбранной проблеме исследования.

В научной новизне указывается, что сделано из того, что другими не было исследовано, какие результаты получены впервые. Научна новизна - это признак, наличие которого дает автору право на использование поня­тия "впервые" при характеристике полученных им результатов и прове­денного исследования в целом.

 

Например:

Научная новизна исследования заключается в том, что на уровне показателей интеллектуального развития, экспериментально подтверждено влияние процесса формирования основных понятий базового курса информатики на интеллектуальное развитие школьников.

 

 

· Теоретическая и/или практическая значимость.Значимость результатов – это не есть сами результаты; значимость – это возможность переноса, применимости полученных результатов для развития педагогической науки, для решения важных научных или практических задач.

Теоретическая значимость показывает, на какую область знаний мо­гут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспек­тивы прикладных работ.

Практическая значимость определяется использованием полученных результатов на практике (где и как).

 

Например:

Теоретическая значимость исследования:

· Обосновано положение, что интеллектуальное развитие учащихся при обучении информатике необходимо строить как на межпредметном материале, так и на содержании базового курса информатик, которое расширяют сферу возможностей школьной информатики;

· Определенные в работе требования к системе упражнений по формированию основных понятий базового курса информатики, направленной на интеллектуальное развитие учащихся, могут быть использованы при разработке дидактических и методических материалов, при формировании содержания школьного курса информатики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика формирования основных понятий базового курса информатики, направленная на интеллектуальное развитие; создан и апробирован учебно-методический комплекс «Интеллектика». Материалы исследования могут быть использованы в преподавании базового курса информатики в средних общеобразовательных учреждениях, рамках курса «Теория и методика обучения информатике» для студентов педагогических вузов, на курсах повышения квалификации учителей информатики.

 

· Положения, выносимые на защиту. Положения (предложения) имеют вид высказываний, требующих доказательства. Последовательное доказательство этих положений и составляет суть защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы. На их основе строится доклад студента. Положения соответствуют основ­ным результатам работы.

 

Например:

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс интеллектуального развития учащихся при изучении основных понятий базового курса информатики предполагает становление интеллектуальной компетентности, формирование навыков интеллектуальной инициативы и творчества, механизмов интеллектуальной саморегуляции с учетом уникальности склада ума каждого учащегося.

2. Использование в процессе обучения системы развивающих упражнений по формированию основных понятий базового курса информатики способствует повышению показателей интеллектуального развития школьников.

 

 

· База и этапы исследования. Для работ имеющих методический или практико-ориентированный характер указывается база, на основе которой проводилось исследование (образовательное, научное, научно-производственное, культурно – воспитательное, и пр. учреждение). Основные этапы педагогического эксперимента (констатирующий, поисковый, формирующий) и краткое их описание.

 

Например:

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Тобольск, факультет дополнительного образования ТГПИ им. Д.И. Менделеева.

 

 

· Структура исследования – указываются основные разделы работы, количество глав, таблиц, рисунков, ли­тературных источников, приложений.

 

Например:

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте имеется 6 таблиц, 7 рисунков, 4 приложения, библиография включает 62 наименования.

4. Основная часть.Если работа имеет методический характер, то основная часть, как правило, содержит 2 главы: теоретическая и практическая (научно – экспериментальная (исследовательская)). Каждая глава может содержать 3 – 5 параграфов, иметь свое целевое назначение и являться базой для последующей.

· Первая глава должна содержать методологические и теоретические основы избранной темы исследования. В данной главе отражается анализ исследуемой проблемы с точки зрения науки информатики и/или теории и методики обучения информатике. Содержание главы должно показать всесторонние и глубокие знания студента теоретических основ исследуемого вопроса.

· Во второй главе, связанной с предметом исследования, должен излагаться материал собственной научно - экспериментальной (исследовательской) работы: раскрыты вопросы предлагаемой методики, технологические решения и пр. В последнем параграфе данной главы, должна быть описана организация и суть педагогического эксперимента, проанализированы его результаты.

Каждая глава обязательно должна завершаться выводами.

Если работа чисто теоретическая, или практико-ориентированная, то она, как правило, содержит три главы:

· история вопроса (исторические сведения, анализ литературных источников);

· теория вопроса (теоретические данные, исследование (описание, моделирование и т.д.) предметной области);

· практика вопроса (кто, что, где и как решает аналогичные проблемы на основе различных примеров, описание собственного предложения (программного продукта), обоснование эффективности его применения).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.