Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня
Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Цель Выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий. Программа предусматривает решение следующих задач:
Основные формы работы с воспитанниками: 1. Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль). 2. Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы. 3. Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету) 4. Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно сформировать структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа. Первый этап. Разминка Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», и т.д. Второй этап.Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания: · Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?). · Чем отличаются картинки? · Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
· Продолжи линию. · Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д. Для развития воображения: · Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. · Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось. · Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.
Во второй этап стоит включить задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками). Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня Здесь детям предлагаются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. Это задания на выявление закономерностей: · Раздели фигуры на группы. · Найди «лишний» рисунок. · Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. · Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. · По какому принципу объединили данные фигуры и др. Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|