Здавалка
Главная | Обратная связь

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня

Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста

 

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Цель

Выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • создание условий для выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение их личностной самореализации и самоопределения;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, коммуникативных навыков воспитанников дошкольного учреждения;
  • создание и совершенствование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения;
  • стимулирование и поддержка педагогических инноваций;
  • нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение воспитательной системы образовательного учреждения;
  • стимулирование деятельности дошкольного образовательного учреждения по организации воспитательной системы, развитие конкурсной деятельности;
  • развитие системы оценки качества образования;
  • обеспечение эффективности реализации программы и ее мониторинг.

 

Основные формы работы с воспитанниками:

1. Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).

2. Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.

3. Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)

4. Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.

 

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно сформировать структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа.

Первый этап. Разминка

Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», и т.д.

Второй этап.Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания:

· Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

· Чем отличаются картинки?

· Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

 

· Продолжи линию.

· Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

· Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

· Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.

· Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.

 

Во второй этап стоит включить задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками).

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня

Здесь детям предлагаются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Это задания на выявление закономерностей:

· Раздели фигуры на группы.

· Найди «лишний» рисунок.

· Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

· Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

· По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.