Здавалка
Главная | Обратная связь

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА МЕЧА.



Япония необычна во многих отношениях, а ее длительная военная история способствовала развитию оружия и боевых искусств, которые совершенствовались почти две тысячи лет. Возникли следующие направления: Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу), Дзюдо, Айкидо, Каратэ-До, Кэмпо, Кэндо, Батто-Дзюцу и многие другие. Все они имеют глубокие исторические корни, стройные системы методов тренинга и серьезное философское содержание. Старшие среди них - Дзю-Дзюцу (мать всех японских боевых искусств) и Иайдо. Многие ученые считают невозможным разделить историю Японии и искусство меча.
По данным археологии, мечи существовали столько, сколько существует сама Японии. В раскопках древнейших поселений найдены прямые мечи, завезенные из Китая и Кореи. После 200 года до н. э., когда они впервые появились на островах, в Японии стали изготовлять собственные мечи. К 700 году н. э. появились классические образцы, которые стали считаться лучшими в мире. Первые серьезные основы для разработки и создания японского меча заложил кузнец Амакуни. Как и многие другие представители этой профессии, он отвечал за изготовление огромного количества оружия для местных, региональных и национальных вождей. Почти постоянно происходили местные конфликты, а в те редкие периоды, когда древние японцы не ссорились друг с другом, они вторгались на корейский полуостров, в Китай или защищались от нападений оттуда. Обладание превосходным оружием давало любому вождю преимущество, поэтому кланы постоянно искали оружейников, способных обеспечить больший успех в военном деле. А самые убежденные мастера сделали изготовление превосходного меча целью жизни. Некоторые и поныне посвящают себя этому искусству.
Длинный меч в Японии имел три основных варианта изготовления, и для каждого сложился соответственный стиль боя. Наиболее древние клинки назывались тёкуто (прямой меч). Длина их увеличивалась по мере совершенствования металлургической технологии. О технике владения этими мечами мало что известно, хотя нарастание длины при относительно небольшом увеличении веса обеспечивало хорошие шансы их владельцам. Судя по размерам рукояти, меч держали в одной руке. Распространение обоюдоострых клинков породило стиль, основанный на распространенных во всем мире выпадах и рубящих движениях.
Первое значительное изменение формы произошло при жизни Амакуни, а может быть, и при его непосредственном участии. Когда обнаружилось, что изогнутый меч можно быстрее извлечь из ножен, а его лезвию придать лучшую заточку, стали искать такой способ закалки, при котором изогнутый клинок, по меньшей мере, не уступал бы в боевой силе прямому. Так появились тати - очень длинные (до 1 м 20 см) мечи; ими в основном вооружались всадники. Длинное изогнутое лезвие было идеальным для секущего движения и удара по врагу, стоящему на земле или сидящему в седле.
Позднее более широко распространились поединки и сражения среди пеших воинов. От слишком длинных для наземного боя тати перешли к более коротким и удобным мечам катана, которые и применяют в современных школах Иайдо. Эти мечи обычно имеют длину от 60 до 120 см, а клинок изогнут несколько меньше, чем у тати. Такая кривизна секущей поверхности обеспечивает характерный для Иайдо эффективный рубящий удар. Кроме того, ме-чом-катаной, выхваченным из ножен, легко провести любой из основных ударов - горизонтальный, диагональный или вертикальный.
Поединки на мечах продолжались вплоть до революции Мэйдзи в 1868 году. Затем искусство меча пришло в упадок, но продолжали существовать школы Иай-Дзюцу, Кэн-Дзюцу, Батто-Дзюцу, которые ставили своей целью сохранение искусства меча.
По мере приспособления общества к новой мирной эпохе учителя боевых искусств стали переосмысливать духовные аспекты Будо и делать все больший упор на них в своем преподавании. Потребность в практическом применении боевых искусств исчезла, а Дзэн и другие философские учения всегда были важной частью пути самурая. Они придавали воину силу духа в битве. Некоторые учителя осознали, что и в мирное время правильные занятия боевым искусством поднимут дух спортсмена до состояния, достигаемого практиками философии Дзэн. Было также замечено, что долгие занятия Будо делают людей проницательными и добрыми. Поэтому большинство школ стали обучать боевым искусствам не для сражения, а для совершенствования характера учеников. Девиз Иайдо выражен в следующей мысли:
Иайдо не позволяет убивать людей, не забирает их жизни. Наоборот, оно настраивает человека на мирный лад.
Последний этап превращения системы ведения боя в философское искусство начался после Второй мировой войны. После оккупации Соединенные Штаты запретили традиционные боевые искусства в Японии. Стремясь получить разрешение продолжать занятия, различные ассоциации учителей создали новые правила занятий, специально отмечающие, что занятия боевыми искусствами вовсе не предназначены для лишения людей жизни, а способствуют сохранению традиционной культуры и служат средством образования. Многие школы сменили названия. Исчезло слово Дзюцу (искусство или техника). На смену ему пришло До - путь познания, метод совершенствования. Дзю-Дзюцу превратилось в Дзюдо, Кэн-Дзю-цу - в Кэндо, Иай-Дзюцу - в Иайдо. Вошедший в эти названия иероглиф До означает, что стиль боевого искусства стал образом жизни. Методы тренинга обогатились философскими ценностями, охватывающими все аспекты жизни отдельного человека. Концептуальные основы духовного тренинга мастера боевых искусств хорошо известны:

  1. Киай - концентрация всей духовной энергии человека;
  2. Дзансин - видимая и невидимая духовная энергия;
  3. Рэйсики - этикет, необходимый для безопасности и эффективности занятий.

Кодекс самураев Бусидо включает в себя все аспекты тренировок в боевых искусствах. Именно философские концепции отличают японские боевые искусства от бодибилдинга или спортивной борьбы. Без духовного содержания не имеющие практического применения для самозащиты архаичные Иайдо и Кюдо бесполезны, наполненные же культурными традициями, они приносят удовлетворение в течение всей жизни.

ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ.

Мусо Дзикидэн Эйсин-Рю (несравненный, беспрерывно передаваемый стиль истинной веры) - полное название боевого искусства Иайдо, распространенного в центральной Японии. История Эйсин насчитывает 450 лет, уступая старшинство только Тэнсин Сёдэн Катори Синто-Кю (эклектическая школа Будо, содержит элементы Иай-Дзюцу). Основатель Эйсин-Рю Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Си-гэнобу жил между 1546 и 1621 годами на территории современной префектуры Канагава. Многое в жизнеописании Хаясидзаки (как и большинства известных мастеров меча в Японии) вымышлено; верно же, по крайней мере, то, что он вырос в условиях постоянных междуусобных конфликтов и с раннего возраста был знаком с различными стилями фехтования. Говорят, что он совершил паломничество в префектуру Ямагата, где получил божественное откровение, поведавшее ему о новом способе извлечения меча из ножен. Как бы там ни было, в средние века именно Хаясидзаки основал стиль Симмэй Мусо-Рю (ниспосланный богом, неповторимый стиль). С тех пор и до наших дней Иайдо Хаясидзаки сменило много названий в процессе передачи от учителя к ученику. В настоящее время существуют две разновидности Иайдо: Эйсин-Рю и Мусо Синдзэн-Рю. В каждом поколении назначался главный мастер (сокэ), и каждый из них по-своему влиял на стиль. Главный мастер современности Фукуи Торао был назначен в 1922 году своим предшественником Коно Хякурэн. Его и основателя Эйсин-Рю Хаясидзаки Дзинсукэ соединяет беспрерывная череда поколений:
Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Сигэнобу, основатель;
Тамия Хэйбэй Наримаса, 2-е поколение;
Нагано Мураку Нюдо, 3-е поколение;
Момо Гумбэй Мицусигэ, 4-е поколение;
Арикава Сёдзаэмон Мунэцугу, 5-е поколение;
Банно Дэнэмон но Дзё Нобусада, 6-е поколение;
Хасэгава Мондоносукэ Эйсин, 7-е поколение;
Араи Сэйтэцу Сэйсин, 8-е поколение;
Хаяси Рокудаю Моримаса, 9-е поколение;
Хаяси Ясудаю Сэйсё, 10-е поколение;
Огуро Мотоэмон Киёкацу, 11-е поколение;
Хаяси Масу но Дзё Масанари, 12-е поколение;
Йода Мандзо Такакацу, 13-е поколение;
Хаяси Ядаю Масатака, 14-е поколение;
Танимура Камэ но Дзё Такакацу, 15-е поколение;
Гото Масасукэ, 16-е поколение;
Оэ Масамити, 17-е поколение;
Хогияма Намё, 18-е поколение;
Фукуи Харумаса, 19-е поколение;
Коно Хякурэн, 20-е поколение;
Фукуи Торао, 21-е поколение.
Большинство историков Иайдо полагают, что название Эйсин-Рю появилось благодаря главному мастеру 7-го поколения, Хасэгава Мондоносукэ Эйсин: в его имени и названии стиля использованы одни и те же иероглифы. После 11-го поколения дерево разветвляется надвое: одна ветвь идет к Сато Исаму, главному мастеру 18-го поколения Мусо Синдэн-Рю, а другая к Фукуи Торао, как показано выше. Имеются и другие, менее значительные стили, производные от искусства Хаясидзаки Дзинсукэ.
В современной Японии Эйсин-Рю занимаются около 3 тысяч человек, у школы имеются филиалы во всем мире. Традиционная Ассоциация Эйсин-Рю во главе с Сокэ и Всеяпонская Федерация Иайдо руководят движением; они курируют соревнования, следят за развитием стилей Иайдо. Всеяпонская Федерация Иайдо ежегодно проводит сборы в Киото. Иайдока со всех концов страны демонстрируют свое мастерство. Благодаря усилиям Кокусай Вудоин, МФБИ (Международной Федерация Боевых Искусств), стилем Эйсин-Рю занимаются, правда пока немногие, энтузиасты и за пределами Японии.

ЭКИПИРОВКА.

Иайдо требует больших расходов, чем другие стили боевых искусств - ведь для занятий нужен меч. Другие вещи достаточно просты: хакама и ги. В некоторых школах можно начать занятия с деревянным мечом (бокуто), что, конечно, дешевле, но впоследствии большинство учеников приобретают всю требуемую традиционную экипировку.
Помимо просторного зала для занятий, требуются и некоторые специальные предметы. Иайто - длинный меч, несколько короче боевого катана, но такой же острый и предназначенный для замены боевого меча на тренировках. Он имеет специальные выемки и поэтому издает характерный свист при движении. Не рекомендуется на занятиях применять боевые мечи в течение первых двух-трех лет - при неумелом обращении можно легко повредить как партнера, так и довольно дорогие клинки.
Набор для чистки. Лезвия иайто следует очищать после каждой тренировки и покрывать тонким слоем смазки, которая не дает боевым мечам тускнеть. В процессе тренировок смазка позволяет клинку свободно двигаться между пальцев, а в ножнах создается слой, облегчающий плавное и бесшумное извлечение меча. В Японии в такое масло добавляют гвоздику - для аромата.
Монцуки. Верхняя одежда, похожая на кимоно, обычно ее надевают для официальных мероприятий - как мужчины, так и женщины. Зимой носят черное монцуки, летом - белое. Для официальных встреч - экзаменов или соревнований - надевают черное.
Оби. Широкий пояс, который повязывают вокруг талии. Катана удерживается складками ткани оби.
Хакама. Широкие брюки-юбка в складку для занятий боевыми искусствами: Айкидо, Кэндо, Кюдо.
Таби. В большинстве стилей Будо эти носки с отделением для большого пальца, предназначены для самых высокопоставленных учителей. Всеяпонская Федерация Иай-до разрешает носить таби только мастерам выше восьмого дана. Некоторые ученики носят их зимой, чтобы ноги были в тепле.
Есть и другие аксессуары - такие, как подушечка для левого колена или кожаный футляр для меча. Некоторые надевают белье под хакама и мон-цуки. Есть и специальное белье, хотя ношение его не обязательно.

ЯПОНСКИЙ МЕЧ

Среди коллекционеров оружия во всем мире японский меч ценится весьма высоко. Для своего веса это сильнейшее оружие, оно прекрасно сохраняет заточку лезвия; профиль элегантный, а его соразмерность вызывает восхищение. Самураи считали, что каждый клинок имеет душу. Взяв в руки знаменитый меч, некоторые даже испытывали видения героических сражений.
Уникальная кривизна лезвия и соответственный профиль деревянных ножен позволяют быстро вытащить меч и перевести в позицию для нападения или защиты. Мягкое дерево нежно вмещает клинок, впитывает смазку, защищая его от ржавчины. Меч должен входить в ножны очень легко. Длина типичной рукоятки катана достаточна для двуручного захвата. Хорошо отбалансированным мечом можно фехтовать и одной рукой. Баланс определяет длина рукоятки, а также вес и форма других элементов. Все должно быть технически совершенно и красиво.
Изготовлению меча - тоже искусство. Чтобы стать мастером этого традиционного японского искусства, нужно было долго учиться и работать. Обычно кузнецы собирали богатый железом песок и сами получали сталь. При этом применялись различные методы внесения в сплав углерода и самой плавки. В технологии были разные секреты, но все мастера для получения заготовки накладывали тысячи слоев стали один на другой. В итоге проковки такого набора создавалась особая молекулярная структура металла, отличавшаяся чрезвычайной твердостью и способностью сохранять высокую остроту лезвия.
Есть целый ряд существенных моментов в изготовлении меча:

  1. обеспечение правильного содержания углерода;
  2. покрытие относительно гибкой металлической сердцевины более твердым слоем металла для образования острого края;
  3. выковывание кривизны лезвия, не сгибая его;
  4. закаливание лезвия для придания ему твердости и красоты.

Закончив изготовление, большинство кузнецов отдают изделие на полировку для придания формы и остроты клинку. Другие создают ножны и иные аксессуары. Каждый этап порой длится больше месяца. Правительство Японии тщательно регулирует производство мечей и во избежание плохой продукции мастеру разрешено делать не более одного в месяц. Они могут делать в три и даже четыре раза больше, не нарушая стандартов качества, благодаря современным технологиям, но правила были установлены много лет назад для старого способа производства. Занимающемуся Иайдо не обязательно знать, как делают меч, однако ученик должен знать назначение и функции всех его частей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.