Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭТИКЕТ И КОДЕКС САМУРАЯ.



Важнейшая задача любого предводителя воинов - поддержание дисциплины. Это было особенно важно для Японии, где важную общественную роль играло воинское сословие самураев. Они воспитывались в традициях конфуцианства, и внутри правящего класса существовали строгие правила поведения. Любое отступление от них считалось серьезным проступком, ведь каждый воин из свиты феодала считался его представителем. Нарушение этикета могло привести к дуэли, смерти и даже к войне между группировками.
Тесная связь между этикетом и поведением мастера боевых искусств в наше время понимается не совсем правильно. Большинство занимающихся Будо считают, что понятие рэйсики (этикет) не распространяется дальше поклонов перед началом тренировки и обращения "сэнсэй" к учителю. Ограниченное понимание не позволяет увидеть тесной связи между этикетом и кодексом самурая. Само слово "бусидо" ассоциируется с подвигами великих воинов на службе своим господам. В голодные времена самурай мог не есть неделями, потому что пища была нужна хозяину для других целей. Самурай мог пройти ночью десятки километров, чтобы передать важное сообщение. В одном известном рассказе тех времен говорится о воине, сразившемся в рыцарском турнире в честь своего господина только для того, чтобы быть убитым.
Конечно, цель воина состоит не в том, чтобы просто умереть. Его задача - внести свой вклад в победу. При этом все надо делать очень правильно: ошибка в бою - это смерть. Требуется постоянная бдительность, ведь любое проявление страха или преследование своих собственных целей ведет к краху. На поле битвы Бусидо требует безошибочных действий, независимых от чувств. Успеха в бою добиваются только те, кто могут сосредоточиться на конкретной задаче. Боевые действия ведутся обычно не слишком долго. Как же удается предводителю поддерживать дисциплину среди людей в другое время? Конечно, проводятся учения и всевозможные военные занятия, но самое главное - воспитание правильного отношения воина к делу.
Бусидо для самурая - это не только правила поведения в бою. В этом кодексе расписаны все 24 часа в сутках - ведь и в мирное время нельзя было уронить честь своего клана. Это и было проявлением рэйсики в повседневной жизни. Следовало поступать по правилам этикета, не обращая внимания на чувства. Такое поведение день за днем развивало способность осознавать правильность поступков и вырабатывало стремление их совершать. Поистине, вот лучшее определение совершенствования характера в процессе занятия боевыми искусствами: развитие ощущения правильности поступка и желания его совершить. Сейчас мы живем в относительно мирном обществе, боевые действия отсутствуют, и в этих условиях наиболее важное значение приобрел мирный аспект Будо - рэйсики.
Самое наглядное проявление этикета в додзё - рэй, поклон. Есть и множество других:

  • правильное и безопасное обращение с мечом;
  • вежливые отношения с партнером по тренировке;
  • хорошее состояние инвентаря;
  • внешние приличия.

Все это в целом составляет единую картину, и к этому надо стремиться, но быстрый прогресс доступен не каждому. Для безопасности наиболее важно, чтобы ученики вели себя правильно, что является очень хорошим примером для подражания. Основу (за исключением хороших манер, что нужно везде) составляют поклон и правильное обращение с мечом.

Поклоны

Все занятия традиционными боевыми искусствами начинаются и заканчиваются поклонами (рэй). Это знак уважения традиций и проявление почтения к великим учителям. Поклон другому человеку не означает преклонения, как считают некоторые не вполне образованные ученики. Наоборот, поклон показывает, что обе стороны согласны оставить в стороне разногласия ради совместных занятий. Рэй также служит для обозначения начала и конца тренировки. Нетрудно представить себе самые ужасные последствия, если какой-нибудь ученик вдруг просто выхватит меч и начнет выполнять упражнения, никого об этом не предупредив!..
В Эйсин-Рю Иайдо есть три основных вида поклона:

  1. поклон стоя (камидза) в сторону сёмэн ("красный уголок" комнаты, где хранятся предметы и картины боевого искусства);
  2. поклон сидя учителю или другому ученику;
  3. поклон сидя мечу.

Во всех поклонах меч временно переводится из боевой позиции в позицию безопасную, чтобы продемонстрировать отсутствие агрессивных намерений. Для правильного понимания стратегии меча необходимо знать, когда он в боевой позиции, а когда - нет. Если ножны в левой руке и рукоять меча доступна для правой, он может быть легко извлечен из ножен и пущен в дело. Такая позиция считается агрессивной или, по крайней мере, на изготовку (обычно все фехтовальщики - правши). Когда меч находится в такой позиции, из которой извлечение его затруднено (например, ножны в правой руке), то считается, что он не агрессивен. Именно такая позиция используется в большинстве поклонов.
Меч на подставку кладут тоже рукояткой влево. Отсюда возникает один из способов выяснить, стоит ли посещать некую школу боевых искусств или нет: надо проверить положение мечей. Если при поклонах рукоятки смотрят вправо, руководитель школы не обладает хорошими знаниями об искусстве фехтования.
При поклонах стоя держат меч с ножнами в левой руке. Затем из этой позиции агрессии переводят меч на правую сторону тела, повернув рукоятку вправо и взяв ножны в правую руку. В конце движения рукоятка смотрит назад и совершенно недосягаема. Поклон выполняется с мечом в этой позиции, и только после его завершения оружие снова берут в левую руку.
Поклон сидя выполняется перед другим учеником или учителем. Меч снова берут из левой руки в правую. На этот раз он находится у правого бока, рукоятка направлена вперед. Она находится перед правой рукой, и извлечение меча затруднено. После завершения поклона оружие обычно переводят в позицию для торэй (поклон мечу), минуя позицию агрессии - готовности.
Во время торэй меч помещается прямо перед учеником рукояткой влево - такая позиция не агрессивна. Для правильного выполнения поклона нужно, чтобы омотэ ("лицо" меча) было направлено вниз. Хотя обе стороны лезвия как будто идентичны, однако смотрящая влево сторона при двуручном захвате (или обращенная к куригата при вводе в ножны) считается передней - именно эта сторона видна, когда меч лежит на подставке. Во время поклона омотэ направлено вниз, режущий край обращен к ученику - так нет опасности оскорбить кого-нибудь, случайно направив в его сторону лезвие. Тщательное соблюдение этих моментов хорошо развивает чувство лезвия, необходимое для Иайдока.
На примере поклона легко увидеть влияние искусства меча и на другие боевые искусства. Наблюдая поклоны мастеров Айкидо и Каратэ, можно заметить, что левая рука опускается раньше правой. Так делали в древности мастера меча, чтобы держать правую руку наготове на случай опасности. Сохраняя древнюю традицию, учителя поддерживают готовность к бою при выполнении поклона, воспитывая в учениках бдительность.
При правильном выполнении ученик расслаблен, но проявляет бдительность и почтение. Обращение с мечом - опасное дело, поэтому при поклоне надо оставить в стороне все другие мысли.
Кланяясь камидза и учителю, необходимо помнить о взаимосвязи традиций и методов обучения. Выполнив поклон, поднимайтесь только после учителя и старших учеников, проявляя тем самым уважение к их мастерству. Старайтесь всегда ощущать, что происходит вокруг вас, это очень важно для мастера меча.

ПОКЛОН КАМИДЗА

Синдзэн но рэй

Перед началом тренировки поклонитесь в сторону камидза или сёмэн - для проявления уважения к традициям искусства.

  1. Встаньте лицом к камидза, пятки поставьте вместе, ступни врозь под углом 45°. Спина прямая, плечи отведены назад и опущены. Держите меч в левой руке за ножны лезвием вверх. Придерживайте цуба большим пальцем, чтобы оружие не выскользнуло. Шнур сверните втрое и держите между указательным и средним пальцами левой руки (средний, безымянный и мизинец внутри петли).
  2. Переведите меч в положение перед собой. Он должен быть параллелен земле, лезвием вверх.
  3. Возьмите ножны и сагэо правой рукой, вплотную к левой.
  4. Поверните катана вокруг продольной оси (прямой линии, проходящей через острие и центр торца рукоятки меча) на пол-оборота к себе и переведите его в положение справа от себя. Острие направлено вперед и вниз, лезвие - к полу.
  5. Поклонитесь вперед, согнув тело в талии. Меч при этом неподвижен. Всегда кланяйтесь дольше старших учеников.
  6. Выпрямитесь.
  7. Переведите оружие в положение перед собой правой рукой. Оно должно быть параллельно земле, лезвием вниз.
  8. Захватите ножны, как в исходной позиции, левой рукой, вставив три пальца в петлю шнура, большим пальцем придерживайте цуба.
  9. Поверните меч вокруг продольной оси на полоборота к себе, сагэо свернется в исходную петлю. Переведите катана в положение слева от себя, лезвием вверх. Теперь поклон стоя завершен.

Поклоны сидя.

Дзарэй

После поклона в сторону камидза, поклонитесь с уважением учителю и оружию. Эти поклоны выполняют сидя. Все поклоны сидя называются дзарэй.
1. Сядьте в сэйдза, между коленями - расстояние в два кулака (женщинам можно меньше). Большой палец левой ноги должен быть над большим пальцем правой. Держите катана в левой руке, свернутый втрое шнур - между указательным и средним пальцами, большим пальцем придерживайте цуба. Меч положите на левое бедро у тазобедренного сустава. Правая рука лежит на середине бедра. Пальцы собраны вместе и обращены внутрь. Плечи отведены назад и опущены, спина прямая. Подбородок подобран, голова - вертикально и прямо, как будто подвешена на нити за макушку.
2. Продвиньте оружие вперед и вверх, пока конец рукоятки не окажется на уровне середины расстояния от верха вашей головы до пола.
3. Возьмите сая в правую руку, петлю шнура средним пальцем, безымянным и мизинцем. Большой палец положите на цуба.
4. Левой рукой прижмите ножны к бедру.
5. Поднимите меч правой рукой.
6. Положите оружие на пол справа от себя концом рукоятки вперед, "лицом" меча (омотэ) - вниз.
7. Положите руки на середину бедер, пальцы вместе и внутрь. Дождитесь сигнала учителя к началу поклона.
8. Начните поклон, наклонив тело вперед. Левая рука начинает движение в позицию перед левым коленом, пальцы направлены внутрь под углом 45°.
9. Продолжайте поклон, переведя правую руку в позицию перед правым коленом. Пальцы направьте внутрь под углом 45°.
10. Наклоните тело, пока грудь не коснется бедер. Локтями коснитесь пола. Выполняйте поклон дольше, чем учитель.
11. Начните распрямляться и поднимите правую руку.
12. Продолжая распрямляться, поднимите левую руку.
13. Закончите первый поклон в позе сэйдза, руки на бедрах.
14. Для поклона оружию, торэй возьмитесь правой рукой за верх ножен. Положите большой палец на цуба. Средний, безымянный и мизинец пропустите в петлю сагэо перед захватом ножен.
15. Поставьте меч острием вниз впереди правого колена снаружи.
16. Опустите меч на пол перед коленями. Омотэ направлено вниз. Должно быть достаточно места для рук между коленями и мечом, чтобы сделать поклон. Цуба находится напротив середины левого колена. Положите сагэо по дальнюю сторону меча вдоль него и оберните вокруг конца ножен.
17-23. В присутствии учителя дождитесь команды начать поклон. При работе самостоятельно поклонитесь, когда готовы, согласно пунктам 7-13.
24. Возьмите сагэо между указательным и средним пальцами правой руки на расстоянии две трети от начала и сделайте петлю. Держите ножны за верх, большой палец положите на цуба.
25. Поставьте меч вертикально напротив средней линии тела.
26. Поднимите левую руку на одну треть высоты катана от пола.
27. Проведите левой рукой вдоль меча вниз и захватите конец ножен.
28. Переведите, левую руку с ножнами в положение напротив левого бедра и приготовьтесь вставить меч в оби.
29. Вставьте торец ножен в оби и вдвигайте меч, пока конец рукоятки не окажется на уровне середины расстояния от верха вашей головы до пола.
30. Левой рукой наложите сагэо на меч в месте пересечения оружия с оби. Оберните сагэо вокруг меча и просуньте конец под тесемками хакама в том месте, где меч касается тела сверху вниз.
31. Сидите и ждите команды встать. Перед подъемом возьмитесь за верх ножен левой рукой, положив большой палец на цуба.

Основные движения.

Стойка. Перед началом упражнений стойте прямо. Пятки поставьте вместе, носки врозь под углом 45°. Колени слегка согнуты, бедра поданы вперед. Плечи отведены назад и опущены. Руки расслаблены - и вытянуты вдоль тела. Пальцы слегка согнуты, большие прижаты к указательным. Голову держите прямо, подбородок подберите. Тело подано немного вперед, как будто ученик готовится к прыжку (но со стороны это почти не заметно).

Движение. Для предотвращения неожиданного выскальзывания меча перед началом движения возьмите ножны левой рукой, большим пальцем придерживайте цуба.
Позиция сидя. Чтобы сесть в сэйдза, наклонитесь вперед и опустите правую руку между ног. Отведите хакама в сторону, сначала слева, потом справа. Оба колена можете поставить на землю одновременно (плавно, без ударов), или сначала правое, потом левое. Сядьте на пятки. В сэйдза колени разведены на два кулака. Большой палец левой ноги лежит на большом пальце правой. Спина прямая, плечи отведены назад и опущены. Руки свободно лежат на середине бедер, пальцы направлены внутрь. Голова прямо, подбородок подобран. Центр тяжести над бедрами.

Извлечение меча (нукицукэ). Обычное извлечение начинается, когда меч в ножнах. Левая рука держит ножны у самого верха, а правая берется за рукоятку вплотную к цуба.

  1. Поверните меч в ножнах на угол 45° вокруг прямой, соединяющей острие и центр конца рукоятки меча.
  2. Медленно начните извлекать меч. Представьте, что перед вами сидит противник в сэйдза. Цельтесь острием ему в горло. Продолжайте поворачивать ножны наружу. На выходе острия из ножен угол должен составить 90° по отношению к исходному положению.
  3. Когда лезвие выйдет из ножен, сожмите правую кисть и держите меч параллельно полу. Вытяните правую руку и сделайте круговое движение перед собой на уровне плеч до тех пор, пока острие не будет направлено прямо вперед. Расправьте плечи, правую руку направьте в сторону правого переднего угла параллельно полу. Верните ножны в оби до упора. Скорость извлечения должна постоянно нарастать. Начинайте медленно, ускоряя движение при выходе меча из ножен. Максимально быстро выполните режущее движение перед собой. Остановите катана в конечной точке - так, чтобы лезвие не дрожало.

Взмах над головой (фури-кабури). После извлечения или парирования меч заносят над головой в позицию для режущего удара вниз, она удобна для защиты. Движение начинается с запястья, это позволяет перевести оружие в позицию для защиты головы, не сильно сгибая руку. Она находится в "несгибаемой" позиции, пока катана над головой. Острие держите ниже рукоятки, чтобы меч противника соскользнул, не поранив вашей головы или плеча.
Другой важный момент - положение коси (самой толстой трети меча около рукоятки). Она не пересекает вертикаль, проходящую через центр головы и тела, до последнего момента. Коси предназначена для приема и парирования вражеского меча. Плавно поднимите левую руку вверх и возьмитесь за рукоятку. В этот момент заканчивается движение катана в позицию над головой. При правильном завершении приема цуба и затылок будут на одном уровне.

Захват меча для режущего удара. Возьмитесь за рукоятку двумя руками: правой около цуба, левой - у конца. Для гибкости вложите больше силы в указательный и безымянный пальцы и меньше - в остальные. Обе руки вращаются внутрь так, что ладони оказываются почти наверху рукоятки.

Резание (рассекание, рубка) (кириороси). Есть четыре основных момента в хорошем режущем ударе вниз. Сила прилагается по линии всего режущего края лезвия. Меч скорее режет, чем рубит.

  1. Вверху локти широко расставлены. Цуба на уровне затылка.
  2. Во время резания сводите локти. В конце приема руки находятся в "несгибаемой" позиции. Движение локтей придает мечу эллиптическую траекторию с удалением от тела вначале и приближением в конце. Лезвие поражает цель на последней трети движения.
  3. Ладони вращаются внутрь. Поначалу это может показаться неудобным. Представьте себе, что скручиваете кисти. Это усилит ладони наверху рукоятки и давление рук при резании.
  4. Левая рука придает силу движению, правая в основном обеспечивает правильную траекторию меча.

Стряхивание крови (тибури). Все движения меча в Иайдо основаны на реальных обстоятельствах. Если противник поражен вами, то на вашем оружии непременно остается кровь :-) Ее, разумеется, надо удалить перед возвращением меча в ножны. Поэтому после удара меч переводится в положение у виска. Рука открыта, катана удерживается в ладони большим пальцем. Концы остальных пальцев - у виска. Левая рука прижимает ножны к оби. Прием тибури начинается с движения меча перед лицом. Сожмите мизинец, безымянный и средний пальцы. Лезвие движется почти в вертикальной плоскости перед учеником и останавливается у пола, причем острие подано немного вперед. Для правильного и эффективного выполнения ведите меч почти плашмя, острием немного перед собой. При нужном угле движение хорошего катана будет сопровождаться характерным свистом.

Возврат меча в ножны (нота). Прием выполняют медленно и точно - для снижения износа ножен. Старайтесь вести по ним не режущим краем, а задней частью меча.

    1. Возьмитесь за ножны левой рукой. Указательным и большим пальцами образуйте вытянутое кольцо на некотором расстоянии от коигути. Положите меч на кольцо из пальцев так, чтобы оно было на расстоянии 15 сантиметров (шесть дюймов) от цуба.
    2. Двигайте катана от тела под углом 45° вправо вдоль пола, пока острие не достигнет щели между пальцев.
    3. Вставьте киссаки в ножны и начните вводить меч. Он должен двигаться в горизонтальной плоскости под углом 45°. Левая рука "провожает" цуба после встречи. Полностью вставленный меч зафиксируйте, положив большой палец на цуба. Угол между лезвием и вертикалью постепенно уменьшается до 30°.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.