Здавалка
Главная | Обратная связь

Прагматические условия общения

 

Важными для успешности / неуспешности дискурса оказываются зачастую прагматические условия общения. Прагматикав широком смысле – комплекс явлений и обусловливающих их факторов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации, ситуацией общения.

Значимыми для процесса коммуникации, его успешности и эффективности, оказываются такие характеристики говорящего:

1) явные и скрытые цели высказывания;

2) речевая тактика и типы речевого поведения;

3) установка говорящего, или прагматическое значение высказывания: косвенные смыслы высказывания, намеки, иносказание и т. п.;

4) прагматические пресуппозиции: оценка говорящим общего фонда знаний, конкретной информированности, интересов, мнений и взглядов, психологического состояния, особенностей характера и способности понимания адресата;

5) отношение говорящего к тому, что он сообщает: а) оценка содержания высказывания (его истинность или ложность, ирония, многозначительность, несерьезность и пр.); б) организация высказывания в соответствии с тем, чему в сообщении придается наибольшее значение и т.д.;

Значимыми для процесса коммуникации, его успешности и эффективности, оказываются такие характеристики слушающего:

1) интерпретация речи, в том числе правила вывода косвенных и скрытых смыслов из прямого значения высказывания; в этих правилах учитывается контекст, прагматическая ситуация и пресуппозиции, а также цели, с которыми говорящий может сознательно отступать от принятых постулатов общения;

2) воздействие высказывания на адресата: расширение информированности адресата; изменение в эмоциональном состоянии, взглядах и оценках адресата; влияние на совершаемые им действия; эстетический эффект и т.п.;

3) типы речевого реагирования на полученный стимул (прямые и косвенные реакции, например, способы уклонения от прямого ответа на вопрос);

отношений между участниками коммуникации: 1) формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, спор, ссора и т. п.); 2) социально-этикетная сторона речи (формы обращения, стиль общения); 3) соотношение между участниками коммуникации в тех или иных речевых актах (ср., например, просьбу и приказ);

ситуации общения: например, влияние речевой ситуации на тематику и формы коммуникации (ср. типичные темы и формы разговоров в гостях, в больницах, на приеме у врача и т. п.) [Арутюнова 1998: 390]. Поэтому результат общения зависит от того, что, где и как сказано, что думалось, предполагалось при говорении (вербальном, невербальном) субъектом речи, что воспринялось, «услышалось» адресатом. Вот примерная иллюстрация диалога, построенного, казалось бы, безошибочно с точки зрения соблюдения норм, но тем не менее имеющего результатом коммуникативную неудачу, причины которой коренятся именно в прагматических условиях протекания коммуникативного акта.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.