Основания для проектирования предметно-развивающей среды
Предметно-пространственная среда проектируется на основе: -реализуемой в детском саду образовательной программы; -требований нормативных документов; -материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); -предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; -общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка). Предметно ‑ развивающая среда: – должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.; – ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры; – ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательно-исследовательскую, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, трудовую, музыкально – художественную, социально- личностную др.); – должна быть организована в соответствии с основными принципами –дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости ‑ закрытости, стабильности ‑ динамичности, комплексирования и гибкого зонирования; – учитывает индивидуальные социально‑психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов); – учитывает особенности эмоционально ‑ личностного развития ребенка и предполагает, «зоны приватности» – специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка ‑ автобус), информационные доски «Мое настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;
Ежова О.Ю. [236-130-414]
– учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора; – учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов. Основными принципами создания предметной среды в нашей группе являются: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии,ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Принцип активности,возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. Принцип стабильности – динамичности,предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Принцип комплексирования и гибкого зонирования,реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Принцип эмоциогенности среды,индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Принцип эстетической организации среды,сочетания привычных и неординарных элементов. Принцип открытости – закрытости,то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию. Принцип «половых и возрастных различий»как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|