Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 12. Принципы выявления и пути развития одаренных детей



 

Принципы выявления одаренных детей. Эффектив­ная идентификация одаренности. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным про­граммам (в системе дополнительного обра­зования) и в процессе индивидуализиро­ванного образования (в условиях общеобра­зовательной школы). Вероятность ошиб­ки, в оценке одаренности ребенка. Психометрические тесты интеллек­та: тесты интеллекта и креа­тивности). Новые методы диагностики одаренности. Требования к психолого-педагогическому монито­рингу, используемому с целью выявления ода­ренных детей: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ре­бенка; длительность процесса идентифика­ции (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситу­ациях); анализ поведения ребенка в тех сфе­рах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);­ экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения ма­тематических задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квали­фикации и соответствующей предметной об­ласти деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.); выявление признаков одаренности ребенка не только но отношению к актуаль­ному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в ча­стности, в условиях обогащенной предмет­ной и образовательной среды при разработ­ке индивидуализированной стратегии обуче­ния данного ребенка); многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбирае­мых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка; диагностическое обследование в ситуации реальной жизнедеятельности (метод проектов, предметных и про­фессиональных проб и т.д.); использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в ов­ладении и развитии деятельности; анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олим­пиадах, конференциях, спортивных соревно­ваниях, творческих конкурсах, фестивалях. смотрах и т.п.; преимущественная опора на эко­логически валидные методы психодиагнос­тики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюде­ние, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

Тема 13. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования

Общие принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения; принцип учета возрастных возмож­ностей. Цели образования: развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при­менение оно будет иметь); создание условий для развития творческой личности; развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас­крытие самобытности и индивидуаль­ного своеобразия его возможностей); обеспечение широкой общеобразо­вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе­тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по­требностями и склонностями учащихся.

Содержание образования: ускорение, углублении, обогащение, проблематизация. Методы и средства обучения. Типы образовательных структур для обучения одаренных: а) система дошкольных образователь­ных учреждений; б) система общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей; в) система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; г) система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.). Формы обучения (дифференциация параллелей, перегруппировка параллелей, выделение группы одаренных уча­щихся из параллели, попеременное обучение, обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.