Тема 12. Принципы выявления и пути развития одаренных детей
Принципы выявления одаренных детей. Эффективная идентификация одаренности. Поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). Вероятность ошибки, в оценке одаренности ребенка. Психометрические тесты интеллекта: тесты интеллекта и креативности). Новые методы диагностики одаренности. Требования к психолого-педагогическому мониторингу, используемому с целью выявления одаренных детей: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.); выявление признаков одаренности ребенка не только но отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка); многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка; диагностическое обследование в ситуации реальной жизнедеятельности (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.); использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях. смотрах и т.п.; преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей. Тема 13. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования Общие принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных возможностей. Цели образования: развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); создание условий для развития творческой личности; развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей); обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся. Содержание образования: ускорение, углублении, обогащение, проблематизация. Методы и средства обучения. Типы образовательных структур для обучения одаренных: а) система дошкольных образовательных учреждений; б) система общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей; в) система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; г) система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (в том числе лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения высшей категории и т.п.). Формы обучения (дифференциация параллелей, перегруппировка параллелей, выделение группы одаренных учащихся из параллели, попеременное обучение, обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|