Здавалка
Главная | Обратная связь

Экзальтации, эмоциональные тряски, высокое возбуждение до и после эфира могут лишить человека самой способности мыслить.



Но есть еще одна очень мощная, базовая потребность, которую удовлетворяет телевизор. Это потребность в принятии и обожании. Мы в равной мере нуждаемся в эмоциональной поддержке извне. Но когда по ту сторону экрана оказывается многомиллионная аудитория, «доза обожания» многократно превосходит ежедневную потребность человека в любви и принятии. Это такой кайф, который не обеспечит вам ни один самый любящий человек на свете.

Не случайно, многие пары, после того, как кто-то один из них попадает на ТВ, распадаются. Бывший возлюбленный бледнеет на фоне ярких юпитеров. Механизм здесь простой. В обычном общении человек получает ответную реакцию, соразмерную количеству его собеседников. Чаще всего — это общение тет-а-тет. Если у вас есть значимый другой, который вас любит и принимает, каким бы вы ни были, этого достаточно, чтобы нормально жить и работать. Конечно, если в семье два, три, или пять человек, а у вас еще есть друзья, тогда получаемая вами «доза обожания» превышает норму многократно. Но и к этому можно привыкнуть, купаться в счастье. А главное успевать ответить каждому взаимностью. Последнее очень важно, потому что это — показатель нормального психологического баланса. Человек должен отдавать не меньше, чем получает, иначе он начнет «разбухать» от удовольствий, а сами удовольствия станут целью его жизни. Чтобы получить «дозу» радости уже не нужно будет напрягаться. Да и напрягаться станет бессмысленно. Такое количество уже не одарить любовью и благорасполажением.

Такую любовь можно только имитировать. Имитация чувств — это соль профессии актера, телеведущего, эстрадного певца. Если этому не научиться, можно попасться. Нельзя публику, ее любовь воспринимать в серьез. А сама публика должна повзрослеть и научиться критически относиться к своим телевизионным кумирам. Иначе из этого порочного круга зависимостей не выйти.

Зрители, которые впервые попали на запись программы, показывают первые признаки грядущего заболевания.

— Ты видел, как на меня смотрели?

— А правда, я здорово сказал?

Многие застревают на этой фазе.

Очень похоже на разговор двух алкоголиков из старого анекдота

— Ты меня уважаешь?

— Уважаю.

— И я тебя уважаю.

Горизонт суживается до горлышка бутылки, то есть объектива камеры. Все остальное в этом мире кажется досадным недоразумением.

Если сравнивать с фазами алкоголизма, то и здесь прослеживается аналогия:

На первой фазе человека веселит и небольшая доза. На второй он откладывает все дела и выше всех приоритетов ставит свое участие в эфирах телепрограмм. Причем у него формируется команда сообщников, таких же фанатов, как и он сам. Им есть о чем поговорить — общий интерес к эфирам объединяет. На третьей не важными оказываются и друзья, которые на самом деле — конкуренты. Алкоголики как филателисты — поговорить о марках любят вместе, но каждый из них понимает, что редких марок на всех не хватит, а обычные экземпляры уже не интересуют. И скоро бывший любитель, теперь высокий профессионал становится тихо страдающим изгоем.

Говорят, что возле Останкино то и дело находят бомжующих фанатов. Некоторые из них потеряли рассудок и память. Но они счастливо улыбаются, потому что находятся в самом сакральном месте страны — Останкино!

Вот что происходит из-за того, что мы переоцениваем телевидение и его значение в нашей жизни.

Симптомы деформации личностичеловека, ставшего эфирным наркоманом, описала, например, Ирина Хакамада, одна их политических телезвезд. Она опиралась на свои наблюдения и самонаблюдения. Вот некоторые из симптомов:

1. Человек начинает ждать, когда зазвонит телефон и его самого позовут на эфир.

2. Он начинает подробно и с блеском в глазах рассказывать о своем выступлении на телевидении, показывать кассеты с записью, подробно их комментировать.

3. Человек начинает сам звонить в разные телепрограммы, предлагая свои услуги.

4. Человек готов бросить работу в любой момент, если его позвали на телевидение. И тут же начинать обсуждать детали грядущего эфира, причем с кем попало.

5. Человек ревниво оглядывается в кафе, на улице, в метро и магазине, проверяя, узнали ли его.

6. Человек готов тратить не только время, мозги и время на то, чтобы побыть хоть чуть-чуть на телевидении, он готов тратить деньги на изменение внешности, одежду, визажиста-парикмахера и подарки для сотрудников телевидения.

Но телевизионная зависимость, как мы видели, проявляется не только у депутатов, душевное здоровье которых давно вызывает сомнение. Разве это не бремя для психики — всенародное признание? Да их и показывают по телевидению уже давно, как же им не деформироваться?

Эффекты «куриного гипноза».Психолог Константин Сурнов, который часто выступает по телевидению и знает предмет изнутри, считает, что телевидение — это куриный гипноз. Состояние, близкое к коллапсу. Оно возникает, если сосредоточиться на движущихся предметах. Все знают, что кричащего младенца можно успокоить, если повесить над ним игрушку, и начинать раскачивать ее в такт — туда-сюда. Этот же прием используется гипнотизерами. Константин считает, что телевизор «оккупирует» весь мозг.«Телевидение — это магия, конечно, это мистика, и это еще немножко психофизиология. Примерно так обстоят дела, если упростить для скорости и для понятности: картинка телевизионная занимает работой правое полушарие нашего мозга, а речь, звук, осмысливание занимает работой левое полушарие мозга. А больше у нас полушарий нет, и получается«куриный гипноз». Человек, ребенок и взрослый, просто, уставившись, смотрит и не может жить своей жизнью, не могут думать о своем, они живут жизнью телевизора. Если выключить звук или отвернуться от картинки, то уже чуть-чуть легче».

В США провели интересный естественный эксперимент. Когда открыли спутниковый канал, наступил период, когда им не с чем было выходить в эфир, и тогда они поставили камеру напротив аквариума и несколько дней в эфир показывали, как плавают рыбки. И когда они начали транслировать настоящие программы, содержание канала, посыпались возмущенные звонки, жалобы и письма слушателей. Суть просьб и требований состояла в следующем: «Верните рыбок!» Как известно, аквариумы покупают и выставляют в офисах, чтобы создать атмосферу успокоения, расслабления, если хотите «полного выключения мозгов» по типу того, которое возникает под влиянием гипнотического воздействия.

Эффекты «транквилизации, успокоения»,конечно, заложены в телевидение. Но таятся они не только в движущейся картинке, но и в драматургии программ и кино. Большинство телевизионных проектов построены на том, чтобы публику заинтриговать с самого начала, заставить следить за развитием событий, создать иллюзию участия самого зрителя, позволить ему до определенной степени управлять поступками героев. При этом каждый раз, когда зритель начинает привыкать, расслабляться, на экране происходит нечто неожиданное, как говорят режиссеры, «фишка ломается», и зритель опять на крючке уже новой интриги.

Эффекты «нарушения монотонности жизни».Проблемные персонажи создают дополнительную мотивацию к жизни. Если нарушить нормальное положение вещей, человек начинает негодовать, возмущаться, плакать, жаловаться, то есть возбуждаться, отклоняться от состояния абсолютного покоя. А значит жить. Телевидение и создает непрерывный поток новых стимуляций для тех, кому их не хватает в жизни. И заставляет обывателя хоть о чем-то думать, тревожиться, смеяться. Замечено, что люди занятые, или те, у кого своя интенсивная внутренняя жизнь, например, влюбленные, или наоборот, разведенные, не смотрят телевизор. Реальная боль или радость меняют гормональный фон психики, и человек вынужден искать очень специальные, подходящие только ему раздражители. Влюбленным нужно читать, видеть, слушать, а, главное, говорить и писать о любви. В эти редкие периоды мы превращаемся в киногероев своих собственных историй. Мы ищем и создаем свои собственные сценарии, или списываем их с экранов, примеряя то один, то другой. Мы оказываемся на авансцене собственной жизни. И это самая нормальная часть и нашей личности, и нашей биографии.

Эффекты «пресыщения». И все-таки телевизор надоедает. Социологические службы фиксируют устойчивое падение рейтингов. Почему телевизор стали меньше смотреть? Чего хочет зритель, уже достаточно раскормленный и прихотливый, не скажет с уверенностью ни один продюсер, ни один телевизионный аналитик. Почему взрослые женщины смотрят молодежные реалити-шоу, футбол, а молодые мужчины стали смотреть мексиканские сериалы? Куда сваливают зрители в самый что ни на есть предпраздничный период, канун Нового года? Каналы выкатывают свои лучшие проекты, а показывать их некому. Моя, пусть ироническая гипотеза: настоящую конкуренцию телевидению составляет шоппинг. Женщиныэлементарно ушли по магазинам.Мужчины — за женщинами. Теперь они тоже ходят по магазинам. Хотя бы для того, чтобы проконтролировать семейный бюджет. А дети сбежали на улицу, пока родителей нет дома.

Зрители и создатели программ образуют два основных класса населения России. Два параллельных мира. И тот и другой смотрят друг на друга по разные стороны телеэкрана, тыкая пальцем и строя рожи. Думая, что их не видно. То есть не вино их истинного лица и намерений. И те и другие вслух поражаются уровню дебилизма тех, кто «за стеклом». Сетуют на то, что те «совсем потеряли совесть», «цинично нас потребляют», «считают нас лузерами и фриками». Но и те и другие пока позарез нужны друг другу.

Другие психотерапевтические «эффекты». Психотерапевтическая роль телевидения состоит в том, что оно :

Показывает обывателю, что есть придурки и покруче него самого

В значительной мере решает проблему досуга для большинства населения. Те, кто не может попасть на концерт или пойти в клуб, могут это делать у себя дома

Телевизор создает иллюзию общения, спасает от одиночества.Зрителю приятно, что рядом с ним кто-то есть, и этот кто-то к нему обращается: «Дорогие телезрители…Хочу вам показать… А как вы считаете? ….»

Для людей, прикованных к постели или к инвалидному креслу, телевизор действительно остается чуть ли не единственным окном в мир. Для стариков — это тоже спасительная средство от одиночества. Хотя есть еще книги, музыка, кино, в общем, выбор есть всегда… Но в случае одиноких больных людей, стариков все более или менее понятно.

Телевизор иногда помогает выжить психологически. Показ любовных историй и мелодраматических сериалов помогает человеку пережить катарсис, очищение, которого трудно добиться даже во время психотерапевтических сеансов.

Телевизор сегодня — это тест на интеллект, чувство юмора, личностную зрелость, социальную мобильность, идеологическую ангажированность. Рассказать о том, что смотрит семья по телевизору, это значит сдать всех. Их вкусы, привычки, живые спонтанные реакции, ночные кошмары, томительные ожидания и верования. Человек — то, что он смотрит по телевизору.

На самом деле, скрытых психологических эффектов телевидения, комплексов, которые оно эксплуатирует, гораздо больше. В каждой программе свой набор «трюков» и «примочек». Часть из них я покажу ниже на примере тех программ, которые мне приходилось консультировать. Значит, я знаю, о чем говорю. А об остальных и я могу только догадываться. А некоторые секреты я не расскажу никогда, потому что они еще долго будут оставаться коммерческой тайной.

О. И. Маховская. Телемания: болезнь или страсть. М. Вильямс, 2007

См. также:
Избранные симулякры моей семьи

© 2007 Ольга Маховская
© Публикуется с любезного разрешения автора

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.