Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ



(возраст подростка)

 

Период развития ребенка после достижения половой зрелости. На этом жизненном этапе снова происходит решающее изменение в душевной жизни подростка. Воля и чувства как душевные способности до некоторой степени уже сформировались и нуждаются теперь в руководстве рассудка. Родители и учителя в известном смысле “освобождаются от забот”. Подают ли они пример своим поведением или являются ли авторитетом, теперь не имеет решающего значения. Ведь молодой человек отныне сознательно отходит от многого и ищет собственный путь. Самостоятельное мышление, развивающееся в нем, помогает ему отмежеваться от неприятных событий. Он теперь переживает их не столь непосредственно и тем более не подражает им, как раньше.

Зато может часами дебатировать, философствовать и на скучных уроках и занятиях обдумывать свои собственные, интересующие его мысли. Много хороших замыслов, стихов и рисунков возникло именно в такие часы! Это нечто совсем иное, чем унылая писанина и карябанье на парте, как в прежние годы. Задача педагогики теперь - овладеть этой новой ситуацией, организуя уроки так, чтобы они разносторонне стимулировали мышление: коллектив учителей специалистов, профессионалов своего дела выполняет эту задачу.

На художественных занятиях теперь главное - отработка определенных технических приемов: черно-белый рисунок, акварель, лепка, изготовление мелкой мебели и проч., т.е. в первую очередь участие индивидуального сознания. Здесь очень важно, чтобы учитель воспринимал ученика как независимого собеседника и побуждал его самостоятельно докапываться до сути дела. Человеческая свобода прочно укореняется в способности самостоятельно мыслить.

Михаэль Бауэр сказал так об искусстве воспитания: “Воспитатель может только побуждать, ободрять, приглашать к ответу, но ни в коем случае не создавать сам и не принуждать. Многие воспитательные меры ценны тем, что устраняют препятствия и освещают путь. Если воспитатель преуспеет лишь в этом, он не должен успокаиваться. Он может испытать удовлетворение, только если в душе ребенка образуется как бы второй воспитатель, который сделает первого ненужным”.

 

Время перемен

 

Когда ребенок достигает возраста половой зрелости, то вместе с его физиологической переменой совершенно меняется его отношение к миру внешних чувств. Наступает момент, когда в человеке пробуждается “дух”. В этот период подросток во всякой человеческой речи прежде всего воспринимает элемент разума, логики; их он и стремиться понять.

Теперь мы можем уже с некоторым успехом обращаться к его интеллекту как средству воспитания и обучения. Но крайне важно не делать этого преждевременно - сознательно или бессознательно.

Если мы предлагаем ребенку только умственно-логическое обучение, он начинает скучать. Он усваивает то, что мы даем ему в строго логической форме, но если мы заставим его шаг за шагом следовать за нашими рассуждениями, то он утомляется.

Мы должны чувствовать, что даем подростку нечто живое, то, что может вместе с ним развиваться и созревать. То, что проникает в сознание ребенка, остается скрытым в невидимых глубинах его души и позднее выходит на поверхность.

Все, что мы сообщаем ребенку, должно быть полно жизни, чтобы расти вместе с ним. Постоянно носить в себе живой образ существа ребенка, заново воссоздавать его каждый год, - нет, каждую неделю - вот что составляет духовную основу воспитания.

 

Рождение человека

 

С наступлением половой зрелости душевное тело ребенка становится самостоятельным. То, что в течении второго семилетия было воспринято человеком как своего рода музыка мироздания, продолжает в нем свое развитие. Все, полученное в образах, все, что стало живым музыкально-пластическим достоянием души, усваивается теперь интеллектом. Но теперь человек воспринимает не то, что ему было навязано в интеллектуалистической форме, а то, что он сам в себе взрастил совершенно иным путем.

Если предшествующее развитие было здоровым, оно подготовило главное, чем человек должен обладать после наступления пубертета - способности самостоятельно понять уже воспринятое прежде.Все, когда-то усвоенное в образах, теперь из живого внутреннего источника принимает в себя разум. Обретя интеллект, человек вглядывается в самого себя. Это - постижение человеческого существа в самом себе и через самого себя. Он приходит к правильному внутреннему переживанию свободы. Подлинная свобода является внутренним переживанием. Но для этого педагог должен вложить в ребенка нечто, к чему его существо (которое для педагога остается неприкосновенным) впоследствии почувствует влечение, с чем оно внутренне соединиться.

Воспитывая в человеке все, что не является его собственным, я предоставляю его собственному самому принять то, что я дал как воспитатель. Таким образом, я не позволяю себе грубо вмешиваться в развитие человеческой личности, но я подготовляю почву для ее развития, которое должно начаться вместе с наступлением половой зрелости. Если я интеллектуалистическое развитие начинаю раньше, я совершаю насилие над ним, я грубо вторгаюсь в его личность.

 

 

Долг

 

В возрасте между сменой зубов и наступлением половой зрелости в человеке развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное через здоровое чувство почитания авторитету взрослого.

В следующую эпоху его жизни мы, не принуждая его напрямую, делаем так, чтобы он сам - хочет он того или нет - пережил могущество логики.

В это время долг должен стать нашей внутренней склонностью, когда вся мораль рождается из чисто человеческого начала. Долг проистекает из источника доброй воли человека. Деятельность современного педагога, понимающего задачу своей эпохи - это стремление с помощью воспитания и преподавания помочь человеку обрести человеческое отношение к самому себе и к истинным потребностям нашей культуры.

Подросток чувствует импульс: ты должен делать то, что нравится тебе как добро; ты должен отказаться от того, что тебе не нравится. Тогда из содержимого его личности рождаются моральные принципы; тогда возрождается, уже на духовном уровне, возвышенная самоотдача миру. Та самоотдача, которая была природной в первом семилетии и душевной - во втором семилетии его жизни. Моральное, нравственное чувство и моральные импульсы воли становятся теперь тем, что направляет его поступки так, как будто этот моральный импульс находится в нем самом. Такой долг - истинен! Это - суть откровения его личности, а не что-то навязанное извне.

Если воспитание было правильным, после достижения половой зрелости из глубин человеческой природы все возрождается и рождается соответствующим самому существу человека. Но подросток будет лишен переживания такого возрождения, если педагог не заботился о том, что бы закладывать в ребенка то, что тот смог бы понять лишь впоследствии.

 

Смысл жизни

 

Для детей этого возраста руководящим методом должен быть метод откровенных бесед. Но для этого необходимо, чтобы педагоги обладали свободой взглядов, без предвзятых мнений, без предубеждений.

И второе: они должны иметь мировоззрение на мир, концепцию мира. Надо, чтобы педагог мог внутренне, перед самим собой, поставить вопросы о смысле жизни, о задачах и целях человечества, о ценности прошлых культур, о значении современной эпохи и тому подобное и - ответить на них. И ответы эти должны не просто вертеться в голове, они должны быть усвоены сердцем, т.к. именно сердце подсказывает нам способы обращения с молодежью.

Человек поставлен лицом к лицу с загадками Вселенной и ищет их разрешения. Случается, он думает, что разгадка найдена и находится в определенной книге, вполне законченной, отредактированной. Но подумайте, если бы в один прекрасный день была найдена эта разгадка, и нашелся человек, написавший об этом книгу, что оставалось бы делать тем, кто придет в мир после него? Все стало бы ужасно скучным. На всякий вопрос достаточно было бы заучить наизусть готовый ответ. Те, кто думает, что мир стал бы в таком случае смертельно скучным, вполне правы. Если бы существовала книга, содержащая данный раз и навсегда ответ на все загадки Вселенной, ответ, доступный всем, - что же нам осталось делать в этом мире?

Нет, по правде говоря, должны существовать в мире решения, которые мы можем найти не иначе как собственным трудом, ценой собственных усилий. Узнать смысл жизни - какой может быть на этот вопрос общий и окончательный ответ?

 

Его находит тот, кто ищет, но для этого надо уметь правильно ставить вопросы. Мир ставит перед нами множество проблем: это вопросы, касающиеся наших судеб, нашего поведения среди людей…

Какие же ответы можно действительно дать на все эти загадки человеческой жизни? Единственный ответ - сам человек. Мир задает вопросы - в человеке содержатся ответы. Ибо человек- это синтез, итог; он и есть по преимуществу разгадка всех загадок Вселенной.

Но мы плохо знаем человека. Здесь все надо начинать заново. Человек - ответ, но такой, который ведет нас к началу.

А это возвращает нас к нашей теме: всякий новый человек - это новая проблема, которую мы должны решить. У педагога такое воззрение на мир, человека должно стать второй натурой. Искусство воспитания требует именно этого.

 

Пора любви

 

С наступлением половой зрелости происходят изменения во всех сферах сущности человека. Физические изменения начинаются раньше, чем психические. Природная грация в детском возрасте сменяется обычно в 12 лет или раньше у мальчиков своеобразной угловатостью и неуклюжестью, а у девочек ощущением тяжести и усталости. Те же самые силы, которые проявляются как своего рода “музыкальность членов”, претерпев метаморфозу, как новые способности в области чувства и представления. Биологические изменения наступают тогда, когда эти “внутренние силы” освобождаются от тела и постепенно пробуждаются в виде душевных способностей неизвестного до сих пор рода.

Физической способности размножаться соответствует на душевном уровне способность внутреннего отражения, т.е. способности переживать и понимать то, что живет в душах других людей. Чисто физическое влечение к человеку другого пола служит лишь ограниченным выражением всеобъемлющей силы любви, проявлением которой при здоровом развитии является углубленный интерес ко всему миру. Там, где нет этого интереса из-за того, что на передний план выдвигаются физические влечения, душевное развитие остается в зачаточном состоянии.

В течении времени взаимоотношение полов развивалось трояким образом. В первую очередь приходит сексуальность как выражение физиологической необходимости размножения, этот аспект связан с телесностью.

Дальнейшим душевным аспектом является эрос, который вместе с влюбленностью позволяет нам увидеть мир новыми глазами. Эрос великий вдохновитель искусства. Надежда и ожидание наполняют душу, которая стремится к встрече с предметом обожания. Эрос пронизывает всю душу и пробуждает душу ощущающую к развитию богатой внутренней жизни.

Наконец, мы знаем любовь, духовный аспект, которая выступает на передний план, когда происходит встреча с “Я” другого человека и из этого возникает воля связать себя с его инкарнационной задачей. Лишь отношения, основанные на встрече двух “Я” могут продолжаться долго и противостоять бурям жизни.

 

Развитие личности

 

В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Для этого требуется здоровое развитие “Я”:

Осознание “Я”, возникающее на третьем году жизни.

Переживание “Я”, начинающееся в школе и полностью развивающееся в период, предшествующий половой зрелости.

Реализация “Я” в период юности.

Теперь вопрос стоит так: каково мое место в мире? Каков этот мир в действительности? Какие силы действуют в нем? Что значу я в мире?

Все эти вопросы мировоззренческого порядка, духовные вопросы развития личности. Условно в эти годы с момента пубертета и до социальной зрелости, т.е. до 20-21 года, делятся на три периода по 2-2,5 года.

Первый период. Развитие до 15-16 лет. Вера в справедливость и мудрость мира.

Во что я могу верить? Что я делаю своим идеалом? Есть ли нечто более высокое, на что я могу ориентироваться, что может быть моей путеводной звездой?

В это время “Я” находит в социальной реальности свое место между сверстниками и старшими (потому что младшие едва ли играют какую-то роль в это время, кроме того, ребенок хочет убежать от своего собственного возраста). Наряду с этим новым регулированием социальных отношений выступает выбор места учебы и профессии (по крайней мере, там, где молодежь еще может выбирать и не должна уже теперь быть самостоятельной).

Достаточно сложно ориентироваться и специализироваться на старшей ступени школы, делая выбор из определенной комбинации предметов, которые часто выбирают на основании хороших или плохих оценок в период полового созревания.

 

 

Второй период. Время юности до 18-19 лет. Открытие мира через вселенскую любовь. Открытие влечения к существу противоположного пола.

Время, когда выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире. Сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и, кроме того, многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие люди делают выбор наудачу. Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно решиться на учебу.

Третий период. До 20-21 года. Время надежд на реализацию своих возможностей.

В это время должна быть достигнута известная степень личной ответственности. Требование о совместной ответственности за планирование учебы и ситуацию в университетах, которое сегодня выдвигается студентами, является совершенно здоровой реакцией на эту ненормально долгую зависимость.

Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального собственного отношения к социальной реальности своей культуры и своего времени, в которой он вырастает. Как выглядит эта социальная реальность? Как она возникает? Ответ может быть только таким: Любая социальная реальность есть дело рук человеческих!

 

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.