Математическое описание одномерных сигналов
Одномерные сигналы, как указывалось ранее, представляются функциями одного аргумента, например: . Для представления одномерных сигналов в частной области удобно разделить их на три вида: гармонические, периодические и непериодические. а) Гармонический сигнал традиционно записывается в следующем виде: , (2.13) где - амплитуда гармонического сигнала; - частота гармонического сигнала; φ - фаза; и представляет собой простейший вид одномерных сигналов. Выражение (2.13) представляет собой тригонометрический вид представления, который может иметь и иную запись, соответствующую разложению по базисным функциям: , (2.14) где , . Справедливость этого соотношения легко проиллюстрирует рис.2.1
Спектр гармонического сигнала состоит только из одной частоты . Под спектром сигнала понимается совокупность гармонических сигналов с заданными частотами, амплитудами и фазами, сумма которых даст исходный сигнал. Наряду с тригонометрической формой представления гармонического сигнала широко используетсся комплексная форма представления. Идея перехода от тригонометрической формы представления к комплексной заключается в следующем. Гармонический сигнал можно представить как проекцию радиуса единичной окружности в комплексной области на действительную ось (рис.2.2). Поэтому имеет место следующее соотношение . (2.15)
Еще одну форму комплексного представления гармонического сигнала можно получить исходя из формул Эйлера: В этом случае получаем следующее соотношение . (2.16) Первой из этих форм соответствует векторное представление, изображенное на рис.2.3а.
Действительная функция получается в первом случае как проекция OB вектора на горизонтальную ось, а во втором –как сумма проекций OB на ту же ось двух векторов с амплитудами , вращающимися с угловой частотой во взаимнопротивоположных направлениях. В соответствии с этим второе слагаемое в правой части выражения (2.16) можно трактировать как колебание с «отрицательной» частотой, что приводит к следующей записи: . (2.17) Нетрудно видеть, что в данном случае «отрицательные» частоты имеют формальный характер и связаны с применением комплексной формы для представления действительной функции времени. Хотя, если рассматривать частоту как скорость изменения фазы гармонического сигнала , то отрицательные частоты приобретают физический смысл и они равноправны с положительным. Графически амплитудный спектр гармонического сигнала (рис.2.4а), может быть представлен как в виде, показанном на рис.2.4б, так и в виде, показанном на рис.2.4в.
Пусть - периодическая функция, заданная на интервале и удовлетворяющая условию Дирихле (то есть – непрерывна на этом интервале или имеет конечное число точек разрыва первого рода). Таким образом, , где - период функции . В этом случае сигнал может быть представлен в виде ряда Фурье, то есть может рассматриваться как сумма гармонических колебаний с угловыми частотами (представлен в тригонометрической форме): , , (2.18) ; причем называется основной частотой, а - соответствующими гармониками или обертонами. Разложение производится по следующей формуле (тригонометрическая форма): , (2.19) где ; (2.20) - постоянная составляющая; (2.21) ; (2.22) . (2.23) Ряд Фурье может быть записан и в комплексной форме: , (2.24) , (2.25) где ; (2.26) . Следует еще раз подчеркнуть, что полученные тригонометрический и экспоненциальные разложения в ряд Фурье не являются двумя различными типами рядов, а выражают одно разложение двумя различными способами. Как видно из выше приведенных выражений, коэффициенты одного разложения можно выразить через коэффициенты другого: (2.27) Амплитуды и являются взаимосопряженными комплексными величинами и отвечают условию . (2.28) При тригонометрическом виде представления функцию называют односторонним (не имеющим отрицательных частот) спектром амплитуд, а функцию - называют спектром фаз (односторонним). В случае экспоненциального вида представления ряда Фурье функцию принято называть комплексным спектром периодического сигнала, если эту функцию (2.14) представить в виде ; , (2.29) то функции и называют соответственно спектром амплитуд и спектром фаз. Таким образом, если известны спектры амплитуд и спектры фаз сигнала , то в соответствии с (2.19) и (2.24), он может быть однозначно восстановлен. Как легко заметить из приведенных соотношений, спектры периодических сигналов определены только в дискретных точках , поэтому спектры периодических сигналов называют линейчатыми или дискретными. Такие спектры принято изображать графически в виде вертикальных линий на частотах , причем высота каждой линии пропорциональна амплитуде или фазе соответствующей гармоники, что дает наглядное представление о «ширине спектра» и относительной величине отдельных ее составляющих. На рис.2.5а показаны примеры амплитуды и фазы одностороннего частотного спектра периодического сигнала, представленного в комплексной форме.
Таким образом, две характеристики: амплитудная и фазовая каждой гармоники определяют частотный спектр периодического сигнала и однозначно его описывают. Как видно из рис.2.5б двухсторонние спектры периодических сигналов обладают интересной особенностью: спектры амплитуд симметричны относительно оси , а спектры фаз симметричны относительно начала координат. Это легко доказать для общего случая. Действительно, исходя из выражений 2.14, 2.15, 2.16 и являются комплексно-сопряженными величинами, следовательно то есть - четная функция n и график функции - симметричен относительно оси . Если - действительная величина, то - так же действительная величина и , а если - комплексная величина, то и . Следовательно - нечетная функция n и ее график симметричен относительно начала координат.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|